решение, которым удовлетворены исковые требования Грязева О.И. к в/ч 90212, ФБУ `УФО МО РФ по АО и НАО` о признании права на надбавку к заработной плате за работу с вредными и опасными условиями труда



Дело № 2-992-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Северодвинск                                                                                    10 марта 2011 г.

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Зелянина В.А.,

при секретаре Селиверстовой И.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грязева Олега Ивановича к войсковой части 90212, Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, республике Коми и Ненецкому автономному округу» о признании права на надбавку к заработной плате за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, взыскании невыплаченной заработной платы,

установил:

истец Грязев О.И. обратился в суд с иском к войсковой части 90212 (далее – в/ч 90212), Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, республике Коми и Ненецкому автономному округу» (далее – УФО) о признании права на надбавку к заработной плате за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, взыскании невыплаченной заработной платы с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда за ноябрь и декабрь 2010 года, январь 2011 года в размере 11 372 рубля 65 копеек.

В обоснование исковых требований указал, что работает в в/ч 90212 по трудовому договору в должности котельного машиниста первого класса судна морского буксира «МБ-19», который входит в состав судов обеспечения отделения вспомогательного флота Беломорской военно-морской базы (в/ч 90212). По своим должностным обязанностям он занят на работах с тяжелыми и вредными условиями труда. Ответчик нарушает его трудовые права и не выплачивает ему заработную плату в повышенном на 12% размере за работу с тяжелыми и вредными условиями труда. В соответствии с п. 50 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства обороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555 (далее – Положение) повышение оклада на 12 % предусмотрено гражданскому персоналу, отработавшему в расчетном периоде в тяжелых и вредных условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени.

В соответствии с п. 17 Раздела 1 приложения № 3 к Положению к работам с тяжелыми и вредными условиями труда относится обслуживание, ремонт и эксплуатация кораблей, судов и подводных лодок. Эти работы осуществляются истцом, а его должностные обязанности, подтверждающие обслуживание, ремонт и эксплуатацию судна содержаться в Уставе службы на судах Военно-Морского Флота. Факт работы истца в указанных условиях подтверждается табелями учета рабочего времени за ноябрь 2010 года – январь 2011 года.

В судебное заседание истец не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на удовлетворении иска настаивал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В предварительном судебном заседании дополнительно пояснил, что весь указанный период он постоянно выполнял свои должностные обязанности, в командировки не направлялся, на простое либо в отпуске не находился, о проведении работодателем аттестации его рабочего места по условиям труда ему ничего не известно, с картой аттестации рабочего места его не знакомили.

Представитель ответчика в/ч 90212 в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Возражений по иску не направил.

Представитель ответчика УФО в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом. В представленных в суд письменных возражениях в удовлетворении исковых требований просил отказать. Полагает, что истец неверно толкует Положение, осуществление истцом работы во вредных и тяжелых условиях не установлено, т.к. не проведена аттестация рабочего места истца по условиям труда.

Представитель третьего лица войсковой части 40783 в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и представителя третьего лица.

Изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Истец является работником ответчика в/ч 90212 и работает в должности котельного машиниста первого класса судна морской буксир «МБ-19» с 25 сентября 2001 года по настоящее время, что подтверждается справкой ответчика в/ч 90212 (л.д. 9).

Должностные обязанности истца включают в себя: обслуживание котельной установки с обеспечивающими ее работу приборами, средствами автоматики и защиты; выполнение ремонтных и профилактических работ и устранение неисправности технических средств заведования; и определены пунктами 209 – 211, 275 – 276 Устава службы на судах Военно-Морского Флота, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 22 июля 2010 года № 999 (далее – Устав).

Работа, выполняемая истцом в силу своих должностных обязанностей, относится к работе по обслуживанию, ремонту и эксплуатации судна морского буксира «МБ-19», что сторонами не оспаривается, подтверждается отзывом ответчика в/ч 90212 (л.д. 38).

В соответствии с п. 17 раздела 1 Перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей Министерства обороны РФ (приложение № 3 к Положению, далее - Перечень) обслуживание, ремонт и эксплуатация кораблей, судов и подводных лодок, относятся к работам с тяжелыми и вредными условиями труда.

Суд считает установленным, что работа, которую выполняет истец в соответствии со своими должностными обязанностями, является работой с тяжелыми и вредными условиями труда, соглашается с доводами истца и не принимает доводы ответчика УФО о том, что истец не работает в тяжелых либо вредных условиях труда, в силу следующего.

В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется в том числе нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Из указанных норм Трудового кодекса РФ следует, что Министерство обороны РФ как федеральный орган государственной власти вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, устанавливать особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Отнесение Положением работ по обслуживанию, ремонту и эксплуатации кораблей, судов и подводных лодок к работам с тяжелыми и вредными условиями труда направлено на сохранение жизни и здоровья, предоставление дополнительных гарантий отдельной категории работников - гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей Министерства обороны РФ.

Поэтому судом не принимается довод ответчика УФО о том, что тяжелый либо вредный характер работы, выполняемой работником, может быть определен только по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, т.к. отдельные работы в силу указанных выше норм законодательства могут быть отнесены к работам с тяжелыми и вредными условиями труда в силу прямого указания нормативного правового акта.

Также суд не может согласиться с доводами ответчика УФО о том, что в пункте 17 раздела 1 Перечня дано общее определение работ с тяжелыми и вредными условиями труда по обслуживанию, ремонту и эксплуатации кораблей, судов и подводных лодок, которое затем конкретизируется в пунктах 18 – 24 Перечня, и только работы по обслуживанию, ремонту и эксплуатации кораблей, судов и подводных лодок, указанные в пунктах 18 – 24 Перечня, относятся к работам с тяжелыми и вредными условиями труда.

Раздел 1 Перечня содержит список работ, которые относятся к работам с тяжелыми и вредными условиями труда, каждый пункт перечня, в т.ч. пункт 17, содержит отдельный класс работ и оснований усматривать в последующих пунктах более подробную классификацию данных работ не имеется.

Ответчиками не представлено доказательств того, что была проведена аттестация рабочего места истца по условиям труда, в результате которой было бы выявлено отсутствие на рабочем месте истца вредных и (или) опасных производственных факторов. Согласно объяснениям истца, о проведении аттестации его рабочего места по условиям труда ему ничего не известно, с картой аттестации рабочего места истец не ознакомлен.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ под заработной платой (оплата труда работника), понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу положений ст. 132 Трудового кодекса РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

В соответствии со ст. 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу подп. «а» п. 2.6. Коллективного договора между командованием в/ч 90212 и профсоюзным комитетом вспомогательного флота и поисково-спасательной службы Беломорской военно-морской базы на 2010 – 2012 годы доплаты за работу с тяжелыми и вредными особо условиями труда в обязательном порядке включаются в расчет годового фонда заработной платы. Командование войсковой части 90212 несет ответственность за определение потребности денежных средств и средств на выплату заработной платы работникам (л.д. 41).

В связи с тем, что работа, которую выполняет истец в соответствии со своими должностными обязанностями, относится к работам с тяжелыми и вредными условиями труда, оплата труда истца должна быть установлена в повышенном размере, с надбавкой за работу с тяжелыми и вредными условиями труда.

В соответствии с п. 50 Положения гражданскому персоналу воинских частей, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда (приложение N 3 к Положению), должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - до 12 процентов.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ проведение аттестации всех рабочих мест по условиям труда является обязанностью работодателя и ее несоблюдение не может являться основанием для умаления трудовых прав работника на оплату труда в повышенном размере за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

В связи с тем, что работодатель не выполнил свою обязанность, аттестация рабочего места истца по условиям труда не проведена и конкретный размер повышения оплаты труда истца в порядке, предусмотренном ст. 147 Трудового кодекса РФ, не установлен, суд считает, что истец имеет право на получение заработной платы в повышенном размере с учетом надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере, предусмотренном Положением, - 12%, при условии выполнения работы в тяжелых и вредных условиях труда.

В ходе судебного заседания установлено, что до настоящего времени истец является работником в/ч 90212 в должности котельного машиниста первого класса судна морской буксир «МБ-19». Доказательств прекращения трудовых отношений с истцом ответчиками не представлено.

Исходя из изложенного, Суд обязывает ответчика в/ч 90212 установить истцу повышение оклада на 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда с 01 февраля 2011 года и выплачивать заработную плату с учетом данного повышения при условии выполнения работы в тяжелых и вредных условиях труда не менее половины установленной нормы рабочего времени.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в ноябре 2010 года – январе 2011 года истец работал на судне морской буксир «МБ-19», в рабочее время выполнял свои должностные обязанности по обслуживанию, ремонту и эксплуатации судна, предусмотренные Уставом, в командировки не направлялся, на простое либо в отпуске не находился. Данные обстоятельства подтверждаются табелем учета рабочего времени истца за ноябрь 2010 года – январь 2011 года (л.д. 7), отзывом ответчика в/ч 90212 (л.д. 38), объяснениями истца.

Поэтому суд полагает установленным, что в период ноябрь 2010 года – январь 2011 года истец 100% рабочего времени выполнял работы по обслуживанию, ремонту и эксплуатации судна морской буксир «МБ-19», что относится к работам с тяжелыми и вредными условиями.

Следовательно, истец имел право на оплату труда в повышенном размере, а именно с учетом надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере 12%, в соответствии со ст.ст. 22, 129, 132, 147 Трудового кодекса РФ, п. 50 Положения и п. 17 Перечня.

Согласно расчету истца ему за ноябрь 2010 года – январь 2011 года была выплачена заработная плата в размере 94 772 рубля 12 копеек (с учетом вычета НДФЛ в размере 13%). Выплаченная истцу заработная плата состоит из оклада, иных выплат компенсирующего и стимулирующего характера, среди которых надбавка за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отсутствует. Проверив расчет истца, суд находи его математически правильным. Ответчиками доказательств начисления и выплаты заработной платы истцу в ином размере, либо начисления и выплаты ему заработной платы с учетом надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда не представлено.

Согласно расчету истец просит взыскать с ответчиков 11 372 рубля 65 копеек невыплаченной заработной платы с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% в связи с работой в тяжелых и вредных условиях труда (с учетом вычета НДФЛ в размере 13%). 11 372 рубля 65 копеек составляет 12% от суммы выплаченной истцу за ноябрь 2010 года – январь 2011 года заработной платы (94772,12Х12%=11372,65). Данный расчет является математически правильным, соответствует требованиям ст. 129, ст. 147 Трудового кодекса РФ, согласно которым начисление надбавки к должностному окладу за работу с тяжелыми и вредными условиями труда влечет повышение всех иных выплат зависящих от размера должностного оклада.

Суд взыскивает с ответчика в/ч 90212 в пользу истца невыплаченную заработную плату с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда за ноябрь 2010 года – январь 2011 года в размере 11 372 рубля 65 копеек.

Согласно сведениям Инспекции ФНС по г. Северодвинску, ответчик в/ч 90212 не зарегистрирован в налоговых органах в качестве юридического лица (л.д. 46-47). Все операции по начислению и выплате заработной платы работникам в/ч 90212 совершаются непосредственно УФО как уполномоченным финансовым органом Министерства обороны РФ, на который уставом от 23 сентября 2010 года возложены обязанности по финансовому обеспечению воинских частей и организаций, по финансово-экономическому обеспечению воинских частей, дислоцирующихся на территории субъекта РФ, по начислению и своевременному обеспечению личного состава положенным денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами (п.п. 13 – 15 устава), (л.д. 29-30). Договором на обслуживание от 30 декабря 2010 года № 165/ОБЛС предусмотрено, что УФО осуществляет финансово-экономическое обеспечение в/ч 90212 в отношении личного состава которых в/ч 90212 обладает полномочиями по изданию приказов, финансово-экономическое обеспечение включает в себя начисление и своевременное обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными законодательством выплатами (п.п. 1.1 и 1.2 договора), (л.д. 56).

С учетом указанных обстоятельств суд полагает, что требования истца об установлении истцу повышения оклада на 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда с 01 февраля 2011 года и выплате заработной платы с учетом данного повышения, а также о взыскании невыплаченной заработной платы с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда за ноябрь 2010 года – январь 2011 года, подлежат удовлетворению за счет средств ответчика УФО как уполномоченного финансового органа.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, суд взыскивает с в/ч 90212 за счет средств УФО в доход местного бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 654 рубля 91 копейка.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Грязева Олега Ивановича к войсковой части 90212 и к федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу» о признании права на повышение должностного оклада и о взыскании невыплаченной заработной платы, удовлетворить.

Взыскать с войсковой части 90212 за счет средств федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу» в пользу Грязева Олега Ивановича невыплаченную заработную плату с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда за ноябрь и декабрь 2010 года, январь 2011 года в размере 11 372 (одиннадцать тысяч триста семьдесят два) рубля 65 копеек.

Обязать войсковую часть 90212 установить и выплачивать Грязеву Олегу Ивановичу за счет средств федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу» заработную плату с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда на время выполнения этих работ, с 01 февраля 2011 года.

Взыскать с войсковой части 90212 за счет средств федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу» в доход местного бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 654 (шестьсот пятьдесят четыре) рубля 91 копейка.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Северодвинский городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий                                                                             В.А.Зелянин