Дело № 2-2509-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северодвинск 28 июня 2011 г.
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Зелянина В.А.,
при секретаре Силиной И.Р.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда гражданское дело по иску Писаренко Олега Викторовича к отделению вспомогательного флота Беломорской военно-морской базы, Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, республике Коми и Ненецкому автономному округу» о признании права на надбавку к заработной плате за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, взыскании невыплаченной заработной платы,
установил:
истец Писаренко О.В. обратился в суд с иском к отделению вспомогательного флота Беломорской военно-морской базы (далее – отделение вспомогательного флота), Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, республике Коми и Ненецкому автономному округу» (далее – УФО) о признании права на надбавку к заработной плате за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, взыскании невыплаченной заработной платы с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда за февраль – апрель 2011 года в размере 15 643 рубля 40 копеек.
В обоснование исковых требований указал, что работает в отделении вспомогательного флота по трудовому договору в должности капитана судна размагничивания СР «В. Котельников», который входит в состав судов обеспечения отделения вспомогательного флота Беломорской военно-морской базы (в/ч 90212). По своим должностным обязанностям он занят на работах с тяжелыми и вредными условиями труда. Ответчик нарушает его трудовые права и не выплачивает ему заработную плату в повышенном на 12% размере за работу с тяжелыми и вредными условиями труда. В соответствии с п. 50 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства обороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555 (далее – Положение) повышение оклада на 12 % предусмотрено гражданскому персоналу, отработавшему в расчетном периоде в тяжелых и вредных условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени.
В соответствии с п. 17 Раздела 1 приложения № 3 к Положению к работам с тяжелыми и вредными условиями труда относится обслуживание, ремонт и эксплуатация кораблей, судов и подводных лодок. Эти работы осуществляются истцом, а его должностные обязанности, подтверждающие обслуживание, ремонт и эксплуатацию судна содержаться в Уставе службы на судах Военно-Морского Флота. Факт работы истца в указанных условиях подтверждается табелями учета рабочего времени за февраль – апрель 2011 года.
В судебное заседание истец не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на удовлетворении иска настаивал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ранее в судебном заседании истец пояснил, что с января по апрель 2011 года постоянно работал на корабле, выполнял свои должностные обязанности.
Представитель ответчика отделения вспомогательного флота в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Представитель ответчика УФО в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал. В представленных в суд письменных возражениях в удовлетворении исковых требований просил отказать. Полагает, что истец неверно толкует Положение, осуществление истцом работы во вредных и тяжелых условиях не установлено, т.к. не проведена аттестация рабочего места истца по условиям труда.
Представитель третьего лица войсковой части 40783 в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Истец является работником ответчика отделения вспомогательного флота и работает в должности капитана судна размагничивания СР «В. Котельников» с 16 ноября 2009 года по настоящее время, что подтверждается трудовой книжкой (л.д. 52 - 58).
Как следует из материалов дела: приказа командующего Северным флотом (л.д. 65), ответа из ИФНС № 9 по Архангельской области (л.д. 22), отзыва ответчика отделения вспомогательного флота (л.д. 31), справки (л.д. 49), наименования отделение вспомогательного флота (далее – ОВФ) и войсковая часть 90212 являются равнозначными и обозначают одно и тоже структурное подразделение Беломорской военно-морской базы.
Должностные обязанности истца включают в себя: обеспечение технической эксплуатации судна, всех его механизмов, устройств и систем, безопасное плавание и выполнение поставленных задач; поддержание судна в мореходном состоянии; и определены пунктами 29 – 49 Устава службы на судах Военно-Морского Флота, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 22 июля 2010 года № 999 (далее – Устав), а также должностной инструкцией (л.д. 41 – 46).
Работа, выполняемая истцом в силу своих должностных обязанностей, относится к работе по обслуживанию, ремонту и эксплуатации судна размагничивания СР «В. Котельников», что сторонами не оспаривается, подтверждается отзывом ответчика ОВФ.
В соответствии с п. 17 раздела 1 Перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей Министерства обороны РФ (приложение № 3 к Положению, далее - Перечень) обслуживание, ремонт и эксплуатация кораблей, судов и подводных лодок, относятся к работам с тяжелыми и вредными условиями труда.
Суд считает установленным, что работа, которую выполняет истец в соответствии со своими должностными обязанностями, является работой с тяжелыми и вредными условиями труда, соглашается с доводами истца и не принимает доводы ответчика УФО о том, что истец не работает в тяжелых либо вредных условиях труда, в силу следующего.
В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется в том числе нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Из указанных норм Трудового кодекса РФ следует, что Министерство обороны РФ как федеральный орган государственной власти вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, устанавливать особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Отнесение Положением работ по обслуживанию, ремонту и эксплуатации кораблей, судов и подводных лодок к работам с тяжелыми и вредными условиями труда направлено на сохранение жизни и здоровья, предоставление дополнительных гарантий отдельной категории работников - гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей Министерства обороны РФ.
Поэтому судом не принимается довод ответчика УФО о том, что тяжелый либо вредный характер работы, выполняемой работником, может быть определен только по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, т.к. отдельные работы в силу указанных выше норм законодательства могут быть отнесены к работам с тяжелыми и вредными условиями труда в силу прямого указания нормативного правового акта.
Также суд не может согласиться с доводами ответчика УФО о том, что в пункте 17 раздела 1 Перечня дано общее определение работ с тяжелыми и вредными условиями труда по обслуживанию, ремонту и эксплуатации кораблей, судов и подводных лодок, которое затем конкретизируется в пунктах 18 – 24 Перечня, и только работы по обслуживанию, ремонту и эксплуатации кораблей, судов и подводных лодок, указанные в пунктах 18 – 24 Перечня, относятся к работам с тяжелыми и вредными условиями труда.
Раздел 1 Перечня содержит список работ, которые относятся к работам с тяжелыми и вредными условиями труда, каждый пункт перечня, в т.ч. пункт 17, содержит отдельный класс работ и оснований усматривать в последующих пунктах более подробную классификацию данных работ не имеется.
Ответчиками не представлено доказательств того, что была проведена аттестация рабочего места истца по условиям труда, в результате которой было бы выявлено отсутствие на рабочем месте истца вредных и (или) опасных производственных факторов.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ под заработной платой (оплата труда работника), понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу положений ст. 132 Трудового кодекса РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
В соответствии со ст. 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу подп. «а» п. 2.6. Коллективного договора между командованием в/ч 90212 (ОВФ) и профсоюзным комитетом вспомогательного флота и поисково-спасательной службы Беломорской военно-морской базы на 2010 – 2012 годы доплаты за работу с тяжелыми и вредными особо условиями труда в обязательном порядке включаются в расчет годового фонда заработной платы. Командование войсковой части 90212 несет ответственность за определение потребности денежных средств и средств на выплату заработной платы работникам (л.д. 32 - 34).
В связи с тем, что работа, которую выполняет истец в соответствии со своими должностными обязанностями, относится к работам с тяжелыми и вредными условиями труда, оплата труда истца должна быть установлена в повышенном размере, с надбавкой за работу с тяжелыми и вредными условиями труда.
В соответствии с п. 50 Положения гражданскому персоналу воинских частей, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда (приложение N 3 к Положению), должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - до 12 процентов.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ проведение аттестации всех рабочих мест по условиям труда является обязанностью работодателя и ее несоблюдение не может являться основанием для умаления трудовых прав работника на оплату труда в повышенном размере за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.
В связи с тем, что работодатель не выполнил свою обязанность, аттестация рабочего места истца по условиям труда не проведена и конкретный размер повышения оплаты труда истца в порядке, предусмотренном ст. 147 Трудового кодекса РФ, не установлен, суд считает, что истец имеет право на получение заработной платы в повышенном размере с учетом надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере, предусмотренном Положением, - 12%, при условии выполнения работы в тяжелых и вредных условиях труда.
В ходе судебного заседания установлено, что до настоящего времени истец является работником ОВФ в должности капитана судна размагничивания СР «В. Котельников». Доказательств прекращения трудовых отношений с истцом ответчиками не представлено.
Исходя из изложенного, суд обязывает ответчика ОВФ установить истцу повышение оклада на 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда с 01 мая 2011 года и выплачивать заработную плату с учетом данного повышения при условии выполнения работы в тяжелых и вредных условиях труда не менее половины установленной нормы рабочего времени.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в феврале – апреле 2011 года истец работал на судне размагничивания СР «В. Котельников», в рабочее время выполнял свои должностные обязанности по обслуживанию, ремонту и эксплуатации судна, предусмотренные Уставом. Данные обстоятельства подтверждаются табелем учета рабочего времени истца за февраль – апрель 2011 года (л.д. 12), отзывом ответчика ОВФ (л.д. 31).
Поэтому суд полагает установленным, что в период февраль – апрель 2011 года истец более 50 % рабочего времени выполнял работы по обслуживанию, ремонту и эксплуатации судна размагничивания СР «В. Котельников», что относится к работам с тяжелыми и вредными условиями.
Следовательно, истец имел право на оплату труда в повышенном размере, а именно с учетом надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере 12%, в соответствии со ст.ст. 22, 129, 132, 147 Трудового кодекса РФ, п. 50 Положения и п. 17 Перечня.
Согласно расчету истца ему за февраль – апрель 2011 года была выплачена заработная плата в размере 83 557 рублей 06 копеек (с учетом вычета НДФЛ в размере 13%). Выплаченная истцу заработная плата состоит из оклада, иных выплат компенсирующего и стимулирующего характера, среди которых надбавка за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отсутствует. Проверив расчет истца, суд находи его математически правильным. Ответчиками доказательств начисления и выплаты заработной платы истцу в ином размере, либо начисления и выплаты ему заработной платы с учетом надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда не представлено.
Согласно расчету истец просит взыскать с ответчиков 15 643 рубля 40 копеек невыплаченной заработной платы с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% в связи с работой в тяжелых и вредных условиях труда (с учетом вычета НДФЛ в размере 13%).
Проверив представленный истцом расчет (л.д. 10), суд находит его неверным, что выразилось в следующем. Согласно расчету истца, за февраль – апрель 2011 года ему была начислена премия в размере 5 478 рубля 21 копейка (1401,08+2029,88+2047,25=5478,21), что составляет 23,68% от оклада, начисленного истцу за указанный период (100Х5478,21/(5897,89+8620,00Х2)= 23,68). В расчете заработной платы, подлежащей выплате с учетом надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда 12%, истцом указана премия за тот же период в размере 6 478 рублей 61 копейка (1651,41+2413,60Х2=6478,61), что составляет 25% от оклада с учетом надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда (100Х6478,61/(6605,64+9654,40Х2)=25).
Между тем размер начисленной истцу за февраль – март 2011 года премии не является предметом спора по настоящему делу. Следовательно, при расчете заработной платы с учетом надбавки в размере 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда премия истцу должна быть начислена в той же пропорции, в какой она была начислена ему работодателем. Следовательно, за февраль – март 2011 года истцу должна быть начислена премия в размере 6 135 рублей 60 копеек (23,68%Х(6605,64+9654,40Х2)=6135,60).
Таким образом, истцом завышен размер премии, подлежащей начислению за февраль – апрель 2011 года с учетом надбавки 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, на 343 рубля 01 копейку (6478,61-6135,60=343,01).
Также в расчете истца указано, что ему начислялась и выплачивалась надбавка за выслугу лет в размере 20% оклада. При этом в расчете заработной платы, подлежащей выплате с учетом надбавки за работу с тяжелыми и вредными условиями труда 12%, истцом указана надбавка за выслугу лет за тот же период в размере 30%.
Между тем размер начисленной истцу за февраль – март 2011 года надбавки за выслугу лет не является предметом спора по настоящему делу. Следовательно, при расчете заработной платы с учетом надбавки в размере 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда надбавка за выслугу лет истцу должна быть начислена в том де размере, в каком она была начислена ему работодателем.
Сумма надбавки за выслугу лет при начислении заработной платы с учетом надбавки в размере 12%, рассчитанная истцом, составляет 7 774 рубля 33 копейки. В действительности же она должна составить 5 182 рубля 89 копеек (1,12Х(1179,58+1724,00Х2)=5182,89). Истец завысил размер надбавки за выслугу лет на 2 591 рубль 44 копейки (7774,33-5182,89=2591,44).
Таким образом, истец завысил сумму заработной платы, подлежащей начислению с учетом надбавки в размере 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда на 2 934 рубля 45 копеек (343,01+2591,44=2934,45).
С учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера сумма завышенной истцом заработной платы составляет 6 455 рублей 80 копеек (2934,45+2934,45Х40%+2934,45Х80%=6455,80), а с учетом налога на доходы физических лиц – 5 616 рублей 55 копеек (6455,80-6455,80Х13% =5616,55).
Поэтому сумма, подлежащая взысканию в пользу истца, уменьшается судом на 5 616 рублей 55 копеек и составит 10 026 рублей 85 копеек (15643,40-5616,55= 10026,85), что составляет 12% от суммы выплаченной истцу за февраль – апрель 2011 года заработной платы (83557,06Х12%=10026,85), что соответствует требованиям ст. 129, ст. 147 Трудового кодекса РФ, согласно которым начисление надбавки к должностному окладу за работу с тяжелыми и вредными условиями труда влечет повышение всех иных выплат зависящих от размера должностного оклада.
Суд взыскивает с ответчика ОВФ в пользу истца невыплаченную заработную плату с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда за февраль – апрель 2011 года в размере 10 026 рублей 85 копеек.
Согласно сведениям Инспекции ФНС по г. Северодвинску, ответчик ОВФ не зарегистрирован в налоговых органах в качестве юридического лица (л.д. 22). Все операции по начислению и выплате заработной платы работникам ОВФ (в/ч 90212) совершаются непосредственно УФО как уполномоченным финансовым органом Министерства обороны РФ, на который уставом от 23 сентября 2010 года возложены обязанности по финансовому обеспечению воинских частей и организаций, по финансово-экономическому обеспечению воинских частей, дислоцирующихся на территории субъекта РФ, по начислению и своевременному обеспечению личного состава положенным денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами (п.п. 13 – 15 устава), (л.д. 73 - 74). Договором на обслуживание от 30 декабря 2010 года № 165/ОБЛС предусмотрено, что УФО осуществляет финансово-экономическое обеспечение личного состава ОВФ (в/ч 90212), в отношении которых ОВФ (в/ч 90212) обладает полномочиями по изданию приказов, финансово-экономическое обеспечение включает в себя начисление и своевременное обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными законодательством выплатами (п.п. 1.1 и 1.2 договора), (л.д. 78-79).
С учетом указанных обстоятельств суд полагает, что требования истца об установлении истцу повышения оклада на 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда с 01 мая 2011 года и выплате заработной платы с учетом данного повышения, а также о взыскании невыплаченной заработной платы с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда за февраль – апрель 2011 года, подлежат удовлетворению за счет средств ответчика УФО как уполномоченного финансового органа.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, суд взыскивает с ОВФ за счет средств УФО в доход местного бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 601 рубль 07 копеек.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Писаренко Олега Викторовича к Отделению вспомогательного флота Беломорской военно-морской базы и к федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу» о признании права на повышение должностного оклада и о взыскании невыплаченной заработной платы, удовлетворить частично.
Взыскать с Отделения вспомогательного флота Беломорской военно-морской базы за счет средств федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу» в пользу Писаренко Олега Викторовича невыплаченную заработную плату с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда за февраль – апрель 2011 года в размере 10 026 (десять тысяч двадцать шесть) рублей 85 копеек.
Обязать Отделение вспомогательного флота Беломорской военно-морской базы установить и выплачивать Писаренко Олегу Викторовичу за счет средств федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу» заработную плату с учетом надбавки к должностному окладу в размере 12% за работу с тяжелыми и вредными условиями труда на время выполнения этих работ, с 01 мая 2011 года.
Взыскать с Отделения вспомогательного флота Беломорской военно-морской базы за счет средств федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу» в доход местного бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 601 рубль 07 копеек.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Северодвинский городской суд в течение десяти дней.
Председательствующий Зелянин В.А.