о признании неействительным решения в части отказа в назначении пенсии и признании права на досрочное назначение пенсии



Дело № 2 – 1635-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Северодвинск                                                                                            11 июля 2011 г.

    Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Хмара Е.И.,

при секретаре Потеловой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Северодвинска гражданское дело по иску Шергина Александра Пантелеймоновича к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске» о признании недействительным решения от 13.05.2009г. в части отказа в назначении пенсии по старости, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, и понуждении к ее установлению,

установил:

Шергин А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Северодвинске (далее – УПФ, пенсионный орган) о признании права на пенсию и понуждении назначить ему трудовую пенсию по старости с 24 апреля 2009 года на основании п.п. 10 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как лицу, отработавшему более 20 лет водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Обосновывая требования, указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в Северодвинском муниципальном пассажирском автотранспортном предприятии в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах. Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в ЗАО «Устьялес» лесорубом, чокеровщиком и обрубщиком сучьев. Имеет страховой стаж более 28 лет и стаж работы в районах Крайнего Севера более 25 лет, достиг возраста 52 лет. Также им выработан специальный трудовой стаж более 20 лет. Решением УПФ в назначении пенсии ему было отказано по причине отсутствия требуемого стажа работы водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, с чем он не согласен.

В судебном заседании истец Шергин А.П. и его представитель Виноградова Т.Н. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, уточнив, что всего льготный стаж истца составляет 20 лет 2 месяца 8 дней (л.д.8-18 том 2).

Представитель третьего лица Северодвинского муниципального пассажирского автотранспортного предприятия (далее по тексту МПАТП) М.С. Грибанова в судебном заседании не участвовала, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя МПАТП, в письменном отзыве указала, что истец работал на предприятии водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, его стаж составил 16 лет 9 мес.21 день (л.д.95-98, 120).

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, доказательств об уважительных причинах неявки суду не представил. В ранее поданном заявлении просил руководствоваться позицией изложенной в протоколе комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 13.05.2009 года № 18/11, дело рассматривать без участия представителя пенсионного органа (л.д. 61 том 1, л.д. 117 том 2).

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика и представителя третьего лица МПТАП.

Выслушав объяснения истца и его представителя, показания свидетелей ФИО8. и ФИО9., оценив всё в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту.

Порядок исчисления, назначения и перерасчета пенсии регулируется Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 173-ФЗ).

В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В силу п. 2 ст. 28.1 указанного выше Закона № 173-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Таким образом, при наличии необходимого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, календарного стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет досрочная трудовая пенсия по старости может быть назначена мужчинам по достижении ими 50 лет.

При этом в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.06.2002 года № 516, в специальный стаж включаются периоды работы выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени (п. 5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 5).

Таким образом, водители автобусов, работающие на регулярных городских пассажирских маршрутах, могут пользоваться правом на досрочное назначение пенсии, если подтвердят выполнение требований, предъявляемых к городским пассажирским регулярным автобусным маршрутам.

Судом установлено, что истец 24 апреля 2009 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости по достижении возраста 52 лет (л.д.73 том 1).

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ Шергину А.П. отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого стажа работы в должности водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определенного п.п.10 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ от 17.02.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д.63-66 том 1).

Пенсионным органом признано наличие у истца: страхового стажа - 28 лет 8 месяцев 16 дней, стажа работы в районах Крайнего Севера – 25 лет 6 месяцев 28 дней, стажа работы по п.п7 п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. – 3 года 3 месяца 10 дней (в льготном исчислении – 3 года 5 месяцев 9 дней), стажа работы в должности водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах – 2 года 10 месяцев 3 дня (в льготном исчислении 2 года 11 месяцев 27 дней). Специальный стаж, учтенный пенсионным органом в льготном исчислении, составил 06 лет 05 мес.06 дней (л.д.64-66 том 1).

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца и его представителя, материалами отказного пенсионного дела, возражениями ответчика.

Из имеющихся в материалах дела документов видно, что Шергин А.П. ДД.ММ.ГГГГ был принят в ПАТП автослесарем 1 разряда, а ДД.ММ.ГГГГ направлен в Архангельский учебный комбинат на курсы водителей автобуса. С ДД.ММ.ГГГГ он был направлен на стажировку по 112-час. программе на автобус ЛИАЗ-677 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ ). По окончании стажировки с ДД.ММ.ГГГГ переведен шофером 3 «Д» класса на автобус ЛИАЗ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), уволен с предприятия ДД.ММ.ГГГГ в связи с призывом в Вооруженные Силы. Затем с ДД.ММ.ГГГГ истец вновь был принят в ПАТП водителем автобуса вначале на период выполнения общественных работ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ.), а с ДД.ММ.ГГГГ переведен водителем автобуса на постоянную работу (приказ ДД.ММ.ГГГГ.). Уволен из ПАТП Шергин А.П. ДД.ММ.ГГГГ по п.3 ст.77 ТК РФ, по личному заявлению (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

Как следует из письменных объяснений работодателя, Северодвинского муниципального пассажирского автотранспортного предприятия, Шергин А.П. все периоды работы на предприятии водителем автобуса работал на регулярных городских пассажирских маршрутах. В Северодвинском ПАТП режим рабочего времени водителей автобусов предусматривает рабочую неделю с предоставлением выходных дней по скользящему графику с суммированным учетом рабочего времени за месяц. При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включаются суммарное время работы на линии регулярного пассажирского маршрута и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций (проведение подготовительно-заключительных работ, участие в плановых технических обслуживаниях и устранение эксплуатационных неисправностей автобуса, при работе на регулярных городских маршрутах). Специальный стаж истца в должности водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах в ПАТП составляет за исключением дней без содержания: за период с 07.01.1980г. по 06.01.1981г. - 11 мес.29 дней; за период с 01.01.1981г. по 17.11.1985г. - 4 года 9 мес.2 дня, что следует из лицевых счетов о размере выплачиваемой истцу премии (20%) за регулярность движения и культуру обслуживания пассажиров за каждый рейс, выполненный по графику; за период с 21.01.1986г. по 31.12.1988г.- 2 года 4 мес.14 дней, что следует из лицевых счетов о размере выплачиваемой истцу премии (25%) за регулярность движения и культуру обслуживания пассажиров за каждый рейс, выполненный по графику; за период с 01.02.1989г. по 16.06.1993г.- 1 год 2 мес.27 дней, что следует из лицевых счетов о доплате 7% от фактически реализованных абонементных талонов городских маршрутов; за период с 01.04.2005г. по 24.04.2009г. - 2года 09 мес.4дня, что следует из карточки учета рабочего времени, отработанного водителем на регулярных городских пассажирских маршрутах, в которую внесены сведения из путевых листов. Всего Шергин А.П. отработал в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в Северодвинском ПАТП 16 лет 9мес.21 день в льготном исчислении (л.д. 95-98 том 2).

В подтверждение данных обстоятельств истцом и третьим лицом представлены следующие документы: трудовая книжка о работе истца водителем в Северодвинском муниципальном пассажирском автотранспортном предприятии, коллективные договоры и положения об оплате труда и премировании, расчетные листки, анализ начисления заработной платы, основанный на лицевых счетах, список маршрутов, обслуживаемых МПАТП, копия положения о порядке приема, направления на обучение и закрепление водителей, копия карточки молодого водителя, приказы о приеме, переводе и увольнении, карточки учета рабочего времени, отработанного истцом на регулярном городском пассажирском маршруте, и другие письменные доказательства.

Как видно из карточки работы молодого водителя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил стажировку под руководством водителя-наставника на автобусе ЛИАЗ - 677. Во время стажировки, что следует из листков прохождения подготовки и стажировки на линейном автобусе, изучал городские маршруты ( ,3,10,15,16,17). Допущен к самостоятельной работе на линейном автобусе марки ЛИАЗ-677 с ДД.ММ.ГГГГ по маршруту города (л.д.15-16, 176-182, 183-185, 226-228 том 1).

Согласно действовавшему на предприятии циркулярному указанию Министерства автомобильного транспорта № 74-ц от 12.08.1983 г. стажировка осуществлялась не менее одного года на той же марке автобуса и на тех же маршрутах, на которых водители допускались самостоятельно работать. Соответствующее требование содержалось в подпункте 3.2 Положения «Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Минрансом РФ от 09.03.1995г. № 27, который предписывал, что стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения, при осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно. При этом, согласно сведениям работодателя, автобусы марки ЛИАЗ-677 использовались для осуществления перевозок пассажиров на городских маршрутах. По окончании стажировки согласно названным требованиям истец в дальнейшем работал именно на городских пассажирских маршрутах (л.д.114-122 том 1).

Об этом свидетельствуют также акты-рапорты по результатам проверок водителей: ДД.ММ.ГГГГ (городской маршрут ), ДД.ММ.ГГГГ (городской маршрут ), ДД.ММ.ГГГГ (городской маршрут ), ДД.ММ.ГГГГ ( городской маршрут ), перечень маршрутов, обслуживаемых Северодвинским муниципальным пассажирским АТП (л.д. 203-206, 233 том 1).

Кроме того, как следует из письменных пояснений представителя работодателя, лицевых счетов, коллективных договоров за период с 1980 года по 1988 год истцу выплачивалась премия за регулярность движения и культуру обслуживания пассажиров за каждый рейс, выполненный по графику городских маршрутов. Заработная плата начислялась и выплачивалась из расчета тарифной ставки при работе на автобусе ЛИАЗ, тогда как на пригородных маршрутах использовались автобусы ЛАЗ-695 и ПАЗ-652, при работе на которых были установлены иные тарифные ставки. В период с 1989г. по 1990г. водителям на городских маршрутах производились доплаты от суммы фактически реализованных абонементных талонов. Истец получал соответствующую доплату с февраля по апрель 1989г., в августе 1989г., в марте 1990г., в апреле 1991г., с февраля по апрель 1992г., с января по июнь 1993г.(л.д. 133-171 том 1, л.д. 11-93 том 2).

Согласно справке работодателя Северодвинского Муниципального пассажирского предприятия от ДД.ММ.ГГГГ истец в должности водителя на предприятии постоянно работал на регулярных городских пассажирских маршрутах полный рабочий день (л.д.52, 85 том 1).

Свидетели ФИО5, ФИО6, работавшие совместно с истцом, также показали, что истец работал на городских маршрутах. Водители городских маршрутов переводились на пригород в редких случаях, на один - два рейса по производственной необходимости. При этом каких-либо приказов о переводе на пригородные маршруты работодателем не принималось.

Период работы истца с 1.04.2005г. по 18.08.2009г.г. водителем на регулярных городских пассажирских маршрутах подтверждается карточками учета рабочего времени, отработанного на регулярных городских пассажирских маршрутах (л.д. 22-26, 243-247 том 1).

Исходя из анализа указанных выше доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяющих в совокупности сделать вывод о тех периодах, когда истец выполнял работу в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в течение полного рабочего дня, т.е. более 80 % рабочего времени, суд соглашается с выполненными предприятием расчетами спецстажа и позицией работодателя, о том, что Шергин А.П. отработал в должности водителя на регулярных пассажирских маршрутах в ПАТП 16 лет 08 мес. 19 дней: за период с 07.01.1980г. по 31.12.1980г. календарно 11 мес.23 дня, в льготном исчислении 1 год 5 мес.19 дней + за период с 01.01.1981г. по 17.11.1985г. календарно 4 года 9 мес.2 дня, в льготном исчислении 7 лет 1 мес.18 дней + за период с 21.01.1986г. по 31.12.1988г. календарно 2 года 03 мес. 29 дней, в льготном исчислении 3 года 5 мес. 28 дней + за период с 01.02.1989г. по 16.06.1993г. календарно 1 год 2 мес.27 дней, в льготном исчислении 1 год 10 мес.10 дней + за период с 01.04.2005г. по 24.04.2009г. календарно 2 года 9 мес. 4 дня (л.д.95-98 том 2).

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия назначается со дня обращения за назначением пенсии.

С учетом учтенного пенсионным органом специального стажа работы по п.п.7 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ (в льготном исчислении 3 года 5 месяцев 9 дней), стаж на соответствующих видах работ истца на дату обращения с заявлением о назначении трудовой пенсии составлял более 20 лет (16 лет 08 мес. 10 дней по п.п.10 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ + 3 года 5 мес. 9 дней по п.п.7 п. ст.27 Закона № 173-ФЗ = 20 лет 01 мес.28 дней).

Исходя из вышеизложенного, суд признает недействительным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии истцу, признает за истцом право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с даты его обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган, и обязывает ответчика назначить ему указанную трудовую пенсию по старости с этой же даты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Шергина Александра Пантелеймоновича к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске» о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении пенсии по старости, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, и понуждении к ее установлению удовлетворить

    Признать недействительным решение комиссии Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске» от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в досрочном назначении Шергину А.П. трудовой пенсии по старости.

    Признать за Шергиным Александром Пантелеймоновичем право на трудовую пенсию по старости с 24 апреля 2009 года.

    Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске» назначить Шергину Александру Пантелеймоновичу трудовую пенсию по старости с 24 апреля 2009 года.

    Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение 10 дней.

    Судья                                                                                      Е.И. Хмара