Дело № 2-2302-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северодвинск 03 июня 2011 г.
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Патронова Р.В.,
при секретаре Корельской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
установил:
истец ФИО6 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Северодвинске (далее по тексту – ГУ УПФ РФ в г. Северодвинске), в котором просила обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости по основанию подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», как лицу, более 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность, с 01.03.2011.
В обоснование иска указала, что 01 марта 2011 года обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии. Однако в назначении пенсии на основании решения ГУ - УПФ РФ в г. Северодвинске № 10/8 от 10.03.2011 ей было отказано. Отказ мотивирован отсутствием необходимого для назначения трудовой пенсии по данному основанию специального стажа. В стаж педагогической деятельности истца незаконно не были засчитаны курсы повышения квалификации, а также периоды нахождения в учебных отпусках. Считала решение ответчика об отказе в назначении пенсии необоснованным и не основанным на законе.
В судебном заседании истец ФИО6., её представитель Деснева С.А. на удовлетворении исковых требований настаивали. Поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении. Считали, что право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности должно быть признано за истцом с момента наступления права.
Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске Шохин Е.В. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В удовлетворении иска просил отказать.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика Шохина Е.В., надлежащим образом извещенного судом о времени и месте судебного заседания.
Выслушав пояснения истца ФИО6., её представителя Десневой С.А., оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, материалами пенсионного дела ФИО6 представленными доказательствами, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.
Согласно пункту 3 статьи 28 названного выше Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно подпунктам 7-13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанным лицам.
Судом установлено, что в стаж педагогической деятельности ФИО6 ответчиком включены периоды её работы в должности учителя начальных классов «Общеобразовательная средняя школа № 1 п. Савинский» с 16.08.1985 по 19.08.1989 - 4 года 4 дня; в должности учителя начальных классов в средней общеобразовательной школе № 10 с 07.02.1990 по 17.08.1993 – 3 года 6 месяцев 1 день; в должности учителя начальных классов, воспитателя продленного дня в МДОУ «Общеобразовательная средняя школа № 30» с 18.08.1993 по 22.08.2000 – 6 лет 10 месяцев 10 дней; в должности воспитателя группы продленного дня, учителя в МДОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» с 01.09.2000 по 01.03.2011 – 10 лет 4 месяца 22 дня (л.д. 9-10).
01 марта 2011 года ФИО6 обратилась с заявлением в ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д. 28).
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 10/8 от 10.03.2011 в назначении пенсии истцу было отказано, в связи с отсутствием необходимого стажа. Комиссией было признано наличие у истца специального стажа – 24 года 9 месяцев 7 дней. В специальный стаж не были включены курсы повышения квалификации - 1 месяц 9 дней, периоды нахождения в учебных отпусках - 1 месяц 15 дней.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, её представителя, материалами пенсионного дела ФИО6 сторонами не оспариваются и сомнения у суда не вызывают. В связи с чем суд полагает данные обстоятельства установленными.
Довод истца ФИО6 о том, что в специальный стаж подлежат зачету периоды нахождения на курсах повышения квалификации, суд находит заслуживающими внимания.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно статьям 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, Правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому периоды нахождения истца ФИО6 (1 месяц 9 дней) на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж истца.
Доводы истца ФИО6 о том, что ответчик необоснованно исключил из специального стажа периоды учебного отпуска (1 месяц 15 дней), суд находит основанными на законе.
В силу статьи 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственной социальному страхованию в перил временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
При таких обстоятельствах, суд считает, что период учебных отпусков истца в количестве 1 месяц 15 дней подлежит включению в специальный педагогический стаж.
Исходя из вышеизложенного, на момент обращения к ответчику, то есть на 01 марта 2011 года, специальный стаж ФИО6. составил 25 лет (24 года 9 месяцев 7 дней специальный стаж, учтенный ответчиком + 1 месяц 9 дней – курсы повышения квалификации + 1 месяц 15 дней – учебные отпуска).
Согласно пункта 15 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Минтруда Российской Федерации № 14 и Пенсионного фонда № 19 пб, пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
В то же время, исходя из положений Федерального закона «О Трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Поскольку ФИО6 с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии обратилась 01 марта 2011 года, суд признает за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью с указанной даты.
Суд, удовлетворяя исковые требования ФИО6., одновременно взыскивает с ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске в её пользу, в соответствии с пунктом 1 статьи 98 ГПК РФ, 200 рублей в возврат расходов по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО6 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии удовлетворить.
Признать недействительным решение территориального органа ПФР Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске № 10/8 от 10 марта 2011 года в части отказа в назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности ФИО6
Признать за ФИО6 право на досрочное назначение пенсии в связи педагогической деятельностью с 01 марта 2011 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске назначить ФИО6 досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с 01 марта 2011 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске в пользу ФИО6 в возврат расходов по государственной пошлине 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Северодвинский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий Р.В.Патронов