решение по иску о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии



Дело № 2-1932-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

г. Северодвинск                                                                                         01 июня 2011 г.

    Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Патронова Р.В.,

при секретаре Корельской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

установил:

истец ФИО8. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Северодвинске (далее по тексту – ГУ УПФ РФ в г. Северодвинске), в котором просила обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости по основанию подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», как лицу, более 30 лет осуществляющему лечебную деятельность.

Свои требования обосновала тем, что она приобрела необходимый стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, однако решением комиссии ответчика № 12/9 от 23.03.2011 в назначении такой пенсии ей отказано. Полагала, что ответчик необоснованно не включил в специальный стаж курсы повышения квалификации (8 месяцев), а также необоснованно исчислил время работы в должности медсестры отделения анестезиологии-реанимации в ГОУ ДПО СПб МАПО Росздрава с 01.09.1981 по 31.01.1996 в календарном исчислении.

         В судебном заседании истец ФИО8. на удовлетворении исковых требований настаивала. Поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

    Представитель ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в                              г. Северодвинске Шохин Е.В., наделенный в соответствии с представленной им доверенностью надлежащими полномочиями по представлению интересов ответчика в суде общей юрисдикции, в судебное заседание не явился. Представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований истца отказать.

    Представитель третьего лица ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором считал требования ФИО8. основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

         Выслушав объяснения истца ФИО8.,, исследовав материалы дела, копию материалов пенсионного дела истца, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного выше Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно подпунктам 7-13 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.

                   Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (далее по тексту – Список), в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанным лицам.

     Как следует из материалов дела и установлено судом, с 01.09.1981 по 31.01.1996 истец ФИО8. работала в должности медсестры отделения анестезиологии-реанимации в ГОУ ДПО СПб МАПО Росздрава - 11 лет 5 месяцев 12 дней (в календарном исчислении).

    С 23.11.2001 года по 01.03.2011 ФИО8. работала в должности медицинской сестры для обеспечения работы палат реанимации и интенсивной терапии и медицинской сестры палатной анестезиолого-реанимационного отделения детской клинической больницы – 13 лет 7 месяцев 15 дней (1 год за 1 год шесть месяцев).

    Названные периоды работы, включительно по 01.03.2011 года, ответчик зачел в специальный стаж истца своим решением № 12/9 от 23.03.2011 года (л.д. 14-15).

Комиссия ответчика не нашла оснований для включения в специальный стаж истца курсы повышения квалификации (8 месяцев), период конференции (8 дней), а также исчислил время работы в должности медсестры отделения анестезиологии-реанимации в ГОУ ДПО СПб МАПО Росздрава с 01.09.1981 по 31.01.1996 в календарном исчислении.

         Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца ФИО8., материалами гражданского дела, сторонами не оспариваются и сомнения у суда не вызывают. В связи с чем суд считает их установленными.

Отказывая истцу ФИО8. в исчислении времени работы в должности медсестры отделения анестезиологии-реанимации в ГОУ ДПО СПб МАПО Росздрава с 01.09.1981 по 31.01.1996 в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев) ответчик исходил из того, что наименование медицинского учреждения, в котором истец осуществляла лечебную деятельность, не поименовано в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Вместе с тем, суд не может согласиться с указанными выводами ответчика, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

По смыслу Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-п возможно осуществление оценки приобретенных до 01.01.2002 пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

По состоянию на 31.12.2001 пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее по тексту - Постановление № 1066).

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066.

При таких обстоятельствах, поскольку спорный период (с 01.09.1981 по 31.01.1996) имел место до 01.11.1999, то при оценке пенсионных прав истца ответчику надлежало применять Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.09.1991 № 464, в соответствии с которым право на назначение пенсии за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Как достоверно установлено материалами дела и ответчиком не оспаривалось, занимаемая истцом должность медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации в ГОУ ДПО СПб МАПО Росздрава относилась в среднему медицинскому персоналу, в связи с чем указанный период с 01.09.1981 по 31.01.1996 подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в льготном исчислении.

    Доводы истца ФИО8 о том, что периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком с 30.08.1989 по 20.12.1990, с 21.12.1990 по 21.06.1992, с 24.03.1992 по 11.07.1993 и с 12.07.1993 по 11.01.1995 также подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении, суд находит заслуживающими внимания по следующим основаниям.

Так, в силу пункта 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу этого Федерального закона.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 № 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

        В период нахождения истца ФИО8. в отпусках по уходу за ребенком, то есть с 30.08.1989 по 20.12.1990, с 21.12.1990 по 21.06.1992, с 24.03.1992 по 11.07.1993 и с 12.07.1993 по 11.01.1995 (5 лет 4 месяца 12 дней), действовала статья 167 КЗоТ РСФСР, которая предусматривала возможность включения в специальный стаж периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком.

        Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности, в случае назначения пенсии на льготных условиях, с момента вступления в силу Закона Российской федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», то есть с 06 октября 1992 года.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет) у истца Дунаевой О.А. начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 06.10.1992 по 11.01.1995 (после достижения возраста ребенка полутора лет и до достижения им возраста трех лет) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Таким образом, периоды нахождения истца в отпусках по уходу за ребенком подлежат исчислению в полуторном исчислении.

Довод истца ФИО8. о том, что в специальный стаж подлежат зачету периоды нахождения на курсах повышения квалификации (8 месяцев), а также период конференции (8 дней), суд находит заслуживающими внимания.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому периоды нахождения истца ФИО8 на курсах повышения квалификации (8 месяцев) и на конференции (8 дней) являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж истца в льготном исчислении, поскольку указанные периоды учитываются при исчислении стажа работы по специальности в том же порядке, как работа, в период которой истец находилась в курсах повышения квалификации и на конференции.

Таким образом, при зачете вышеуказанных периодов деятельности истца в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, на дату её обращения к ответчику (01.03.2011) специальный стаж истца составил более 30-ти лет (13 лет 7 месяцев 15 дней – работа в должности медицинской сестры в детской клинической больнице + 17 лет 03 месяца 18 дней - время работы в должности медсестры отделения анестезиологии-реанимации в ГОУ ДПО СПб МАПО Росздрава с 01.09.1981 по 31.01.1996 + 1 год 12 дней – курсы повышения квалификации и период конференции (1 год за 1 год 6 месяцев)

Согласно пункту 15 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и                           «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Минтруда Российской Федерации № 14 и Пенсионного фонда № 19пб, пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

Поскольку ФИО8 с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Северодвинске 01.03.2011, суд признает за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 01.03.2011, как того просит истец и возлагает на ответчика обязанность назначить пенсию с указанной даты.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца понесенные ею расходы на уплату госпошлины в размере 100 рублей.

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО8 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии удовлетворить.

    Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске № 12/9 от 23 марта 2011 года в части отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Признать за ФИО8 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 01 марта 2011 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске назначить ФИО8 досрочную трудовую пенсию по старости с 01 марта 2011 года.

    Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске в пользу ФИО8 в возврат расходов по государственной пошлине 100 (сто) рублей.

    Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Северодвинский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий                                                                               Р.В.Патронов