Дело № 2-599-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2011 года г. Северодвинск
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Юренского А.Н.,
при секретаре Федорцовой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кожевникова Станислава Александровича к председателю городского Совета депутатов города Северодвинска Мелехину Владимиру Александровичу на нарушение прав и свобод, создание препятствий к осуществлению заявителем прав и свобод,
установил:
Кожевников С.А. обратился в суд с заявлением к председателю городского Совета депутатов города Северодвинска Мелехину В.А. на нарушение прав и свобод, создание препятствий к осуществлению заявителем прав и свобод, в частности в запрете и чинении препятствий Кожевникову С.А. в самостоятельном волеизъявлении в участии решения вопросов местного значения, путем его права выступить на заседаниях городского Совета депутатов города Северодвинска, проходивших 25 ноября 2010 года и 23 декабря 2010 года, отказать.
В обосновании заявления Кожевников С.А. указал, что 15 ноября 2010 года он обратился в городской Совет депутатов города Северодвинска (далее – Совет депутатов) с просьбой предоставить возможность выступить на предстоящей, ноябрьской сессии городского Совета с вопросами: 1. бездействие депутатов в организации городского хозяйства; 2. безнравственность (корысть, нарушение Устава МО «Северодвинск» и т.д.); 3. закрытость (безответственность) от населения – избирателей МО «Северодвинск» и другие, контурно, по времени – не менее 10 минут.
18 ноября 2010 года, через одного из депутатов городского Совета, Кожевникову С.А. стало известно об отказе в выступлении на заседании Совета депутатов – 25 ноября 2010 года.
В возражении от 07 декабря 2010 года на имя председателя городского Совета депутатов города Северодвинска, Кожевников С.А. вновь просил предоставить возможность выступить на предстоящем декабрьском заседании городского Совета депутатов с вопросами, указанными в заявлении от 15 ноября 2010 года, в чем ему был отказано.
В связи с чем, Кожевников С.А. обратился в суд с заявлением о нарушении его прав и свобод, создание препятствий к осуществлению прав и свобод, а в частности, в запрете и чинении препятствий Кожевникову С.А., со стороны председателя городско Совета депутатов Северодвинска Мелехина В.А., в самостоятельном волеизъявлении в участии решения вопросов местного значения, путем его права выступить на заседаниях городского Совета депутатов города Северодвинска, проходивших 25 ноября 2010 года и 23 декабря 2010 года, отказать.
Заявитель Кожевников С.А. в судебном заседании свое заявление поддержал.
Заинтересованное лицо – председатель городского Совета депутатов Северодвинска Мелехин В.А. - в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в судебное заседания своего представителя.
Представитель заинтересованного лица - Саладина Г.Н., действующая на основании доверенностей (л.д. 86, 97, 118), возражала против заявления по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 98-104) и данных в судебном заседании.
В соответствии со ст. 167 и ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть заявление при данной явке.
Выслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 3, 12, 31, 32) носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Главой 5 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрены формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления, к числу которых относятся: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления и другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, не противоречащие Конституции Российской Федерации, Федеральному закону № 131-ФЗ и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Уставом МО «Северодвинск», Главами 4 и 6 Устава, к формам участия населения Северодвинска в осуществлении местного самоуправления отнесены: местный референдум; собрания граждан; конференция граждан; публичные слушания; правотворческая инициатива граждан; опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления Северодвинска; территориальное общественное самоуправление.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Кожевников С.А. 15 ноября обратился в Совет депутатов с просьбой предоставить возможность выступить на предстоящей, ноябрьской сессии городского Совета с вопросами: 1. бездействие депутатов в организации городского хозяйства; 2. безнравственность (корысть, нарушение Устава МО «Северодвинск» и т.д.); 3. закрытость (безответственность) от населения – избирателей МО «Северодвинск» и другие, контурно, по времени – не менее 10 минут (л.д. 15).
Вышеперечисленные нормативно-правовые акты не относят выступление жителя Северодвинска на заседании городского Совета депутатов к форме непосредственного участия гражданина в осуществлении местного самоуправления.
Предоставление возможности выступить на заседании городского Совета депутатов города Северодвинска, является правом Совета депутатов, а не обязанностью. Кроме того, данное право может быть предоставлено с соблюдением определенной процедуры, предусмотренной Регламентом Совета депутатов Северодвинска, утвержденного решением муниципального Совета Северодвинска от 30.08.2000г. № 113.
В соответствии со ст. 35 Устава МО «Северодвинск» и ст. 1 Регламента Совета депутатов Северодвинска, Совет депутатов Северодвинска является представительным органом местного самоуправления, обладающий правом принимать от имени населения Северодвинска решения по вопросам местного значения и представлять интересы населения в отношениях с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, а также с предприятиями, учреждениями и организациями.
Председатель Совета депутатов, в соответствии со ст. 37 Устава и ст. 8 Регламента, является должностным лицом местного самоуправления и наделяется исполнительно-распорядительными полномочиями по организации деятельности Совета депутатов Северодвинска.
В соответствии со ст. 2.2 Регламента годовой (полугодовой) проект плана работы Совета разрабатывается совещанием председателей депутатских комиссий на основе планов работы и предложений постоянных депутатских комиссий, а также предложений мэра Северодвинска и председателя Совета.
В силу ст. 36 Регламента, совещанием председателей депутатских комиссий (далее – Совещание) является постоянно действующим коллегиальным органом Совета депутатов, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов, входящих в компетенцию Совета, в целях подготовки по ним предложений, поручений депутатским комиссиям и прочих рекомендаций.
К ведению Совещания относится, в том числе, окончательное формирование предполагаемой повестки дня очередного заседания Совета (ст. 40 Регламента).
Согласно ст. 44 Регламента повестка дня заседания формируется председателем Совета с учетом предложений председателей комиссии.
Таким образом, заседания Совета проводятся в соответствии с повесткой дня заседания, формируемой предложениями председателей депутатских комиссий, предложений мэра Северодвинска и председателя Совета. Окончательная повестка дня формируется на заседании председателей депутатских комиссий, при участии председателя Совета.
В соответствии с дефисом 10 ст. 12 Регламента Совета депутатов Северодвинска, утвержденного решением муниципального Совета Северодвинска от 30.08.2000г. № 113, председатель Совета организует встречи депутатов с избирателями, прием жителей Северодвинска депутатами, работу с устными и письменными обращениями граждан.
Согласно пункта 94 Регламента председатель Совета предоставляет слово для выступлений в порядке поступления зарегистрированных заявок в соответствии с повесткой заседания, требованиям Регламента либо в порядке, определенном решением Совета.
Таким образом, слово для выступлений на заседании Совета предоставляется председателем Совета в соответствии с повесткой заседания, которая принимается с учетом предложений председателей депутатских комиссий, мэра Северодвинска и непосредственно председателем Совета либо непосредственно в ходе заседания Совета с учетом решения Совета.
Право единолично решать вопрос о предоставлении слова для выступления на заседании Совета депутатов, тем более по вопросам, не входящим в повестку заседания Совета, председатель Совета не имеет.
Поскольку, заявление Кожевникова С.А. от 15 ноября 2010 года было обращено к городскому Совету депутатов, то при формировании повестки заседания на 25 ноября 2010 года, председателем Совета было оглашено обращение Кожевникова С.А. о выступлении на ноябрьской сессии заседания городского Совета председателям депутатских комиссий. После обсуждения председателями депутатских комиссий было принято решение предоставить Кожевникову С.А. слово для выступления в течение 3 минут, в соответствии со ст. 96 Регламента, что подтверждается протоколом совещания председателей Совета депутатов от 18 ноября 2010 года (л.д. 105-106).
Согласно выписки из протокола XVII заседания Совета депутатов Северодвинска четвертого созыва (л.д. 107-110) при утверждении проекта повестки заседания было принято решение предоставить Кожевникову С.А. слово для выступления в конце заседания не более трех минут, поскольку его вопросы не касаются вопросов повестки дня.
На заседание городского Совета депутатов Северодвинска, состоявшегося 25 ноября 2010 года Кожевников С.А. не явился.
Указанные обстоятельства подтверждаются также, объяснениями представителя заинтересованного лица Саладиной Г.Н., данными в ходе судебного разбирательства и сообщением председателя Совета Мелехиным В.А. для Кожевникова С.А. от 30 ноября 2010 года (л.д. 14).
Доводы заявителя о том, что 18 ноября 2010 года, находясь на публичных слушаниях городского Совета, он узнал от одного из депутатов городского Совета – Гордиенко А.В., что ему было отказано в выступлении на ноябрьском заседании Совета депутатов, являются необоснованными, поскольку, из протокола Совещания председателей Совета депутатов от 18 ноября 2010 года (л.д. 105-106), на котором было решено включить в повестку дня выступления Кожевникова С.А., присутствовал Гордиенко А.В. и также голосовал за данное решение. Решение было принято единогласно.
Непосредственно к председателю Совета с вопросом о предоставлении разрешения выступить на заседании Совета 25 ноября 2010 года Кожевников С.А. не обращался, на заседание Совета 25 ноября 2010 года заявитель не явился, свое обращение не поддержал.
В связи с возражениями Кожевникова С.А. (л.д. 13), поступившими на имя председателя Совета депутатов Мелехина В.А., согласно которых заявитель просил предоставить ему возможность выступить на декабрьской сессии Совета по вопросам, изложенным им в заявлении от 15 ноября 2010 года, председатель Совета Мелехин В.А. вновь огласил на Совещании председателей депутатских комиссий, проходившем 17 декабря 2010 года, обращение Кожевникова С.А.
С учетом того, что вопросы Кожевникова С.А. не входили в повестку дня декабрьского заседания сессии Совета депутатов, а также с учетом того, что заявителю уже предоставлялась возможность выступить на заседании Совета 25 ноября 2010 года, на которое заявитель не явился, председатели депутатских комиссий единогласно проголосовали против предоставления Кожевникову С.А. возможности выступить на заседании Совета 23 декабря 2010 года.
Поскольку, как уже указывалось ранее, выступление Кожевникова С.А. на заседании Совета в декабре 2010 года не было включено в повестку дня на Совещании председателей депутатских комиссий от 17 декабря 2010 года, то вопрос о предоставлении слова на заседании Совета, мог быть разрешен председателем Совета с учетом решения Совета непосредственно в день заседания.
На заседание Совета депутатов, проходившем 23 декабря 2010 года, Кожевников С.А. вновь не явился и не поддержал своего заявления о выступлении на заседании Совета. В связи с чем, была утверждена повестка дня, принятая председателями депутатских комиссий на Совещании 17 декабря 2010 года, что подтверждается выпиской из протокола XVIII заседания Совета депутатов Северодвинска четвертого созыва от 23 декабря 2010 года (л.д. 114-117).
Как уже было указано выше, председатель Совета не имеет единоличного права устанавливать перечень вопросов, выносимых на повестку заседания Совета депутатов. Предложения по вопросам, выносимым на повестку дня заседания Совета, вносятся председателями депутатских комиссий, мэром Северодвинска и председателем Совета, согласно планов работы (статьи 2.1, 3.1Регламента). Окончательный вариант повестки дня заседания утверждается решением Совета депутатов.
Организация работы Совета и Совещания председателей депутатских комиссий, а также действия по организации работы с письменными обращениями граждан, предусмотренные дефисом 10 ст. 12 Регламента Совета депутатов Северодвинска, утвержденного решением муниципального Совета Северодвинска от 30.08.2000г. № 113, была проведена председателем Совета надлежащим образом, с учетом требований Устава МО «Северодвинск» и Регламентом Совета депутатов.
Все ответы на заявления Кожевникова С.А. были даны председателем Совета в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
Как указывалось ранее, выступление на заседании городского Совета депутатов Северодвинска, не является формой непосредственного участия населения Северодвинска в осуществлении вопросов местного самоуправления, предусмотренных Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Уставом МО «Северодвинск».
Кроме того, вопросы, с которыми заявитель желал выступить на заседании ноябрьской и декабрьской сессии Совета депутатов не входили в повестку заседаний и не относились к перечню вопросов местного значения, предусмотренные ст. 9 Устава МО «Северодвинск».
Таким образом, в ходе судебного разбирательства было установлено отсутствие нарушения со стороны председателя Совета депутатов Северодвинска Мелехина В.А. прав и свобод, а также чинения препятствий в осуществлении прав и свобод Кожевникову С.А. в самостоятельном волеизъявлении в участии решения вопросов местного значения.
Исходя из вышеизложенного, заявление Кожевникова С.А. о признании незаконными действий председателя городского Совета депутатов города Северодвинска Мелехина В.А., выразившихся в запрете и чинении препятствий Кожевникову Станиславу Александровичу в самостоятельном волеизъявлении в участии решения вопросов местного значения, путем его права выступить на заседании городского Совета депутатов города Северодвинска, проходившего 25 ноября 2010 года и 23 декабря 2010 года, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления Кожевникова Станислава Александровича о признании незаконными действий председателя городского Совета депутатов города Северодвинска Мелехина Владимира Александровича, выразившихся в запрете и чинении препятствий Кожевникову Станиславу Александровичу в самостоятельном волеизъявлении в участии решения вопросов местного значения, путем его права выступить на заседании городского Совета депутатов города Северодвинска, проходившего 25 ноября 2010 года и 23 декабря 2010 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья-председательствующий А.Н. Юренский