Дело № 2-441-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2011 года г. Северодвинск
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Юренского А.Н.,
с участием прокурора Ворсиной Т.Т.,
при секретаре Федорцовой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Северодвинска в интересах Самсон Марии Петровны к Администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма,
установил:
прокурор города Северодвинска обратился в суд в интересах Самсон М.П. с иском к Администрации муниципального образования «Северодвинск» (далее Администрация МО «Северодвинск») о понуждении к предоставлению жилого помещения на условиях договора социального найма площадью не менее 14 кв.м, расположенное в черте города Северодвинска, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску, за счет средств субвенций областного бюджета.
В обоснование иска указал, что в соответствии с постановлением управляющего администрацией Северодвинска от 12.02.1998 г. № 5/56 над Самсон М.П., 02 июня 1992 года рождения, назначено опекунство в связи с тем, что отец несовершеннолетней признан безвестно отсутствующим, а мать умерла. Распоряжением заместителя главы администрации Северодвинска по городскому хозяйству от 26.07.2010г. № 130-рж Самсон М.П., как лицо, оставшихся без попечения родителей, принята на учет для внеочередного предоставления жилой площади с 08.04.2010г.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2006 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 7 Закона Архангельской области от 05.07.2001 № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Государственные полномочия по предоставлению жилья вышеуказанным категориям лиц переданы органам местного самоуправления муниципальных образований. По окончании учебы в ГОУ «Северодвинская общеобразовательная средняя школа № 10» Самсон М.П. жилой площадью не обеспечена, в настоящее время проживает в съемной квартире.
В судебном заседании прокурор Ворсина Т.Т. на удовлетворении иска о представлении Самсон М.П. жилого помещения во внеочередном порядке на условиях договора социального найма за счет средств областного бюджета настаивала по основаниям, изложенным в заявлении, указав при этом, что денежные средства на исполнение полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей из областного бюджета МО «Северодвинск» перечислены в полном объеме.
Истец Самсон М.П. изложенные прокурором обстоятельства подтвердила, на иске настаивала.
Представитель ответчика Администрации МО «Северодвинска» в судебное заседание не явился о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном ранее отзыве на исковое заявление считал иск не подлежащим удовлетворению, так как Самсон М.П.. в списке лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, значится под номером 17 и предоставление ей жилья без учета очередности граждан, поставленных на учет раньше, повлечет ущемление их интересов. Ссылался на недостаточность выделенных средств из областного бюджета на обеспечение жилым помещением.
Представитель Управления образования администрации МО «Северодвинск» Касаткина Л.А. исковые требования поддержала, полагает их законными и обоснованными, указав на то, что после окончания учебы в школе № 10 Самсон М.П. жилым помещением не обеспечена, имеет право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их в совокупности с материалами настоящего дела, представленными сторонами доказательствами, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно пункту 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Аналогичная норма закреплена и в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
Дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области» предусмотрено, что лица из числа детей - сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания.
Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных образований для осуществления государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа закреплен в главе 7 областного закона от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ и постановлении Правительства Архангельской области от 12.01.2010г. № 1-пп, в соответствии с которым перечисление бюджетам муниципальных образований субвенций из областного бюджета осуществляется министерством образования, науки и культуры Архангельской области в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и средств, зачисленных на лицевой счет.
Постановлением администрации муниципального образования Северодвинск от 26 марта 2010 года за № 118-па утверждено Положение «Об организации работы по предоставлению жилых помещений, приобретенных за счет средств областного бюджета, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа» (далее по тексту Положение).
В соответствии с названным Положением финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на соответствующий календарный год бюджету муниципального образования "Северодвинск". Главным же распорядителем средств субвенций, выделенных из областного бюджета на исполнение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа является Администрация Северодвинска (пункты 2,5 Положения).
Судом установлено, что в соответствии с постановлением управляющего администрацией Северодвинска от 12.02.1998 г. № 5/56 над Самсон М.П. 02.06.1992 г.р. назначено опекунство в связи с тем, что отец несовершеннолетней Самсон П.И. признан безвестно отсутствующим, а мать Самсон О.Б. умерла 30.05.1996 г. Распоряжением заместителя главы администрации Северодвинска по городскому хозяйству от 26.07.2010г. № 130-рж Самсон М.П., как лицо, оставшихся без попечения родителей, принята на учет для внеочередного предоставления жилой площади с 08.04.2010г.
В 2008 году Самсон М.П. окончила 11 классов ГОУ «Северодвинская общеобразовательная средняя школа № 10», по окончании, жилым помещением как сирота обеспечена не была.
Самсон М.П. в настоящее время проживает в съемной квартире и имеет временную регистрацию у своего опекуна, который в настоящее время опекуном не является, поскольку, Самсон М.П. является совершеннолетней. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Самсон М.П. жилого помещения зарегистрированного на праве собственности не имеет.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснением истца, представителя органа опеки и попечительства, материалами дела и не опровергнуты ответчиком.
С учетом установленных по делу обстоятельств, и на основании вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что Самсон М.П. имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Из материалов дела видно, что Самсон М.П. Администрацией МО «Северодвинск» признана нуждающейся во внеочередном обеспечении жилым помещением по договору социального найма как сирота, включена в список детей-сирот на внеочередное обеспечение жилой площадью в порядке, установленном п. 3 ст. 6.1 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма», и продолжается учитываться в нем. По окончании школы ей как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, не предоставлялось жилое помещение, иного жилого помещения она не имеет. На день рассмотрения спора в суде Самсон М.П. остается не обеспеченной по месту жительства вне очереди жилой площадью. Следовательно, истец, имеющий право на внеочередное предоставление жилья и не получивший такое жилье в разумные сроки, не лишен права на обращение в суд с требованием о его предоставлении в принудительном порядке.
В представленном ответчиком отзыве, ответчик не отрицал тот факт, что денежные средства в размере субвенции на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа на 2010 год перечислены муниципальному образованию «Северодвинск». Доказательств недостаточности средств ответчиком, как это предусмотрено ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах обязанность по предоставлению Самсон М.П. жилого помещения должна быть исполнена администрацией муниципального образования «Северодвинск» за счет средств областного бюджета, выделяемых для предоставления жилья данной категории граждан, к которой относится истец.
В соответствии со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленная решением Муниципального Совета Северодвинска от 26 мая 2005 года № 18 в соответствии со ст. 50 ЖК РФ, составляет 14 кв.м. общей площади на одного человека.
Следовательно, предоставляемое истцу жилое помещение во внеочередном порядке должно быть общей площадью не менее 14 кв.м.
На основании вышеизложенного исковые требования прокурора города Северодвинска в интересах Самсон М.П. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора города Северодвинска в интересах Самсон Мари Петровны к Администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Северодвинск» предоставить Самсон Марии Петровне по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 14,0 квадратных метров, расположенное в черте города Северодвинска, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Судья-председательствующий А.Н. Юренский