о признани решения руководителя УФМС незаконным



Дело № 2-2998-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2011 года                                                                                г. Северодвинск

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Юренского А.Н.,

при секретаре Федорцовой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лучинской Жанны Александровны о признании недействительным решения Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области о возвращения заявления о принятии в гражданство Российской Федерации без исполнения,

установил:

заявитель Лучинская Ж.А. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области (далее – УФМС РФ по АО) о возвращения заявления о принятии в гражданство Российской Федерации без исполнения (л.д. 5).

    В обоснование своих требований заявитель указала, что 15 января 2011 года обратилась в УФМС РФ по АО с письменным заявлением о принятии ее в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

    Однако, уполномоченный орган в письме от 21.06.2011г. сообщил заявителю, что ее заявление о приеме в гражданство Российской Федерации из УФМС РФ по АО возвращено без исполнения в связи с тем, что согласно ответу, поступившему из Генерального Консульства Республики Украина в г. Санкт-Петербурге, заявитель является гражданской Украины.

    В силу ч. 1, 2 ст. 3 Закона Украины «О гражданстве Украины» от 18.01.2001г. гражданами Украины являются, в том числе: все граждане бывшего СССР, которые на момент провозглашения независимости Украины (24 августа 1991 года) постоянно проживали на территории Украины.

    Исходя из указанной нормы, заявитель считает неверным утверждение Генерального Консула Украины о том, что она является гражданской Украины, так как на контрольные даты (24.08.1991г. и 13.11.1991г.) она постоянно проживала на территории Российской Федерации.

    Статья 16 Закона «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации. УФМС РФ по АО только лишь уведомил заявителя о возвращении заявления без исполнения, что не предусмотрено действующим законодательством, в частности вышеуказанным законом. Какие-либо основания для отклонения заявления Лучинской Ж.А. о принятии в гражданство Российской Федерации отсутствуют.

    На основании изложенного заявитель просила суд признать недействительным решение заинтересованного лица – УФМС РФ по АО о возвращении заявления заявителя о приеме в гражданство Российской Федерации от 15 января 2011 года. Обязать УФМС РФ по АО принять решение о приеме заявителя в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

    В последующем, заявителем было представлено уточненное заявление (л.д. 80-82), согласно которого в добавление к изложенному заявитель указала, что возврат заявления о принятии в гражданство Российской Федерации без рассмотрения был осуществлен УФМС РФ по АО на основании п. 10 Административного регламента исполнения ФМС государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС от 19.03.2008г. № 64 (далее по тексту – Административный регламент). Согласно указанному пункту государственная функция не подлежит исполнению в случае ненадлежащего оформления заявления и всех необходимых документов, в связи с чем осуществляется возврат заявителю всего пакета документов.

    Заявитель не согласна с данной позицией УФМС РФ по АО на том основании, что заявление о принятие в гражданство Российской Федерации было оформлено ею надлежащим образом, как и приложенные к нему документы. До подачи указанного заявления, Лучинская Ж.А. в установленном законом порядке была признана лицом без гражданства. При этом заявитель была документирована видом на жительство в Российской Федерации лица без гражданства на период с 24.12.2010г. по 24.12.2015г.

    Письмом заместителя начальника Управления МВД Украины в Херсонской области от 05 мая 2010 года по запросу заместителя начальника УФМС РФ по АО было сообщено, что Лучинская (Лызова) Ж.А. по имеющимся учетам отдела по гражданству, миграции и регистрации физических лиц УМВС Украины в Херсонской области зарегистрированной не значится. Лучинская Ж.А. паспортом гражданина Украины и паспортом гражданина Украины для выезда за границу ОГИРФЛ УМВД Украины Херсонской области не документировалась.

Проведенной по состоянию на 5 мая 2010 года УМВД Украины в Херсонской области проверкой было установлено, что гр. Лучинская Ж.А. с 09.08.1989 была зарегистрирована по адресу: г. Херсон, <адрес>. Снята с регистрации места проживания 22.031991г. С 05.04.1991 была зарегистрирована по адресу: г. Херсон, <адрес>.

В 2010 году данное обстоятельство (факт регистрации Лучинской Ж.А. на территории Украины) не послужило для УФМС по Архангельской области основанием для отказа заявителю в признании её лицом без гражданства.

    На основании уточненного заявления заявитель просила суд признать недействительным решение УФМС РФ по АО о возвращении без исполнения заявления Лучинской Ж.А. о приеме ее в гражданство Российской Федерации от 15 января 2011 года. Обязать УФМС РФ по АО принять решение о приеме Лучинской Ж.А., ДД.ММ.ГГГГ в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

    В ходе судебного заседания 26 августа 2011 года представитель заявителя Мелюшенок Ю.В., действующая на основании доверенности и имеющая право от лица заявителя отказываться от заявленных требований полностью или в части, отказалась от заявленных требований Лучинской Ж.А. в части обязания УФМС РФ по АО принять решение о приеме Лучинской Ж.А., ДД.ММ.ГГГГ, в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, о чем судом было вынесено определение.

    Таким образом, заявитель просит суд признать недействительным решение УФМС РФ по АО о возвращении без исполнения заявления Лучинской Ж.А. о приеме ее в гражданство Российской Федерации от 15 января 2011 года.

    Заявитель в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена судом надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.

    Представитель заявителя – Мелюшенок Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования заявителя поддержала, с учетом их уточнения и отказа от требований в части.

    Представитель заинтересованного лица УФМС РФ по АО – Мерцалова Э.Ю., действующая на основании доверенности (л.д. 63), в судебном заседании возражала против требований заявителя, считая действия УФМС РФ по АО по возврату без исполнения заявления Лучинской Ж.А. о приеме ее в гражданство Российской Федерации законными.

    В соответствии со ст. 167, ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

    Выслушав представителя заявителя, представителя УФМС РФ по АО, изучив материалы дела в совокупности с представленными сторонами доказательствами, суд пришел к следующему выводу.

    В ходе судебного разбирательства установлено, что Лучинская Ж.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Херсон, Украина.

    Из письма Генерального Консула Украины в г. Санкт-Петербурге (л.д. 8, 39) следует, что Лучинская Ж.А. была зарегистрирована на территории Украины с 09.08.1989 года по 22.03.1991 года по адресу: г. Херсон, <адрес> и с 05.04.1991 года по 18.01.1995 года по адресу: г. Херсон, <адрес>. В последующем, была снята с регистрационного учета в г. Северодвинск Архангельской области, Россия.

    В то же время, из объяснений представителя заявителя Мелюшенок Ю.В. следует, что Лучинская Ж.А. фактически с момента рождения проживала в г. Северодвинске Архангельской области, на территории Российской Федерации.

    В доказательство указанных доводов, представителем заявителя были представлены в материалы дела следующие доказательства: справка из ЖЭУ № 1 г. Северодвинска о том, что Лучинская Ж.А. в период с 02.11.1988 года по 19.07.1989 года, с 08.02.1995 года по 09.10.1995 года и с 04.05.2005 года по настоящее время была зарегистрирована по адресу: г. Северодвинск, <адрес> (л.д. 6); свидетельство о неполном среднем образовании, согласно которого Лучинская Ж.А. проходила обучение в средней школе № 14 (СОШ № 14) г. Северодвинска, окончив ее в июне 1991 года; свидетельство о прохождении обучения Лучинской Ж.А. в детской школе искусств № 36 г. Северодвинска по классу – скрипка в период с 1982 по 1990 годы.

    Доказательств обратного со стороны УФМС РФ по АО суду представлено не было.

    По достижению 16-летнего возраста Лучинская Ж.А, было документирована паспортом СССР образца 1974 года от 31.07.1992 года и от 30.12.1992 года, в связи с утратой паспорта.

    В г. Северодвинске, 16.10.1995 года Лучинская Ж.А. получила паспорт СССР образца 1974 года в связи со сменой фамилии на основании заключения брака 17.06.1995 года.

    16 мая 2002 года Лучинской Ж.А. был выдан паспорт гражданина Российской Федерации.

    В последующем, паспорт Лучинской Ж.А. гражданина Российской Федерации от 16 мая 2002 года был аннулирован, как выданный в нарушении установленного порядка и Лучинская Ж.А. была документирована УФМС РФ видом на жительство в Российской Федерации лица без гражданства на период с 24.12.2010 года по 24.12.2015 года.

    Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, что также следует из возражений заинтересованного лица УФМС РФ по АО (л.д. 33-37), в связи с чем, суд признает их установленными.

    В то же время, процедуры отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации, предусмотренной Главой IV Федерального закона № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации» УФМС РФ по АО произведено не было. Какого-либо решения суда о представлении заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений при приеме в гражданство Российской Федерации не выносилось.

    При документировании Лучинской Ж.А. видом на жительство в Российской Федерации лица без гражданства на период с 24.12.2010 года по 24.12.2015 года, УФМС РФ по АО руководствовалось письмом Управления МВС Украины в Херсонской области от 05.05.2010г. № 5/820 (л.д. 48) согласно которого следует, что Лучинская Ж.А. в период с 09.08.1989г. по 22.03.1991г. и с 05.04.1991г. по 18.05.1995г. была зарегистрирована в г. Херсоне, Украина. Впоследствии, убыла в г. Северодвинск. Паспортом гражданина Украины и паспортом гражданина Украины для выезда за границу Лучинская Ж.А. не документировалась.

    Имея в наличии указанное письмо Управления МВС Украины Херсонской области, УФМС РФ по АО документирует Лучинскую Ж.А. видом на жительство в Российской Федерации лица без гражданства на период с 24.12.2010 года по 24.12.2015 года, признавая заявителя тем самым, лицом без гражданства.

    Имея в наличии вид на жительство в Российской Федерации лица без гражданства, Лучинская Ж.А. 15 января 2011 года обратилась с надлежащим образом оформленным заявлением о приеме ее в гражданство Российской Федерации (л.д. 56-59), с приложением к заявлению необходимых документов.

В своем заявлении Лучинской Ж.А. было указано, что она является лицом без гражданства; дату и место рождения; наличие гражданства СССР, который был ею утрачен в связи с распадом государства; факт обучения и получения диплома о высшем образовании на территории Российской Федерации (Северный Государственный Медицинский Университет г. Архангельска); семейное положение; источники средств к существованию; владение русским языком; документ, удостоверяющий личность; место жительства. Кроме того, заявителем были приложены к заявлению все необходимые документы, в том числе: вид на жительство; свидетельство о рождении, о браке, о перемене фамилии, об окончании СОШ № 14 г. Северодвинска, квитанция об оплате государственной пошлины, фотографии и справки о доходах.

В соответствии с подпунктами «б, в» ч. 1 ст. 14 и подпунктами «б» ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» следует, что:

- иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 указанного Федерального закона, если указанные граждане и лица:

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

- иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 указанного Федерального закона, если указанные граждане и лица:

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

    Поскольку, заявитель Лучинская Ж.А. имела гражданство СССР, проживала и проживает в государстве, входившего в состав СССР, не получила гражданство государства, входившего в состав СССР (на гражданства Украины, на гражданство Российской Федерации, в связи с чем, была документирована видом на жительство лица без гражданства); кроме того, получила высшее профессиональное образование в образовательном учреждении Российской Федерации после 01 июля 2002 года; состоит в браке с гражданином Российской Федерации с 1995 года по настоящее время (то есть более 3 лет), то считала, что имеет несколько оснований для получения гражданства Российской Федерации.

Заявление о приеме в гражданство от 15.01.2011г. было принято без замечаний уполномоченным органом с указанием, что заявление принято к рассмотрению 15.01.2011г. на основании п. «б» ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», то есть на том основании, что заявитель имела гражданство СССР, проживала и проживает в государствах, входивших в состав СССР, не получила гражданства этих государств и остается в результате этого лицом без гражданства.

В соответствии с пунктом 10 Административного регламента государственная функция не подлежит исполнению в случае ненадлежащего оформления заявления и всех необходимых документов, в связи с чем осуществляется возврат заявителю всего пакета документов.

В то же время, в соответствии с подпунктом «б» пункта 14 Указа Президента РФ № 1325 от 14 ноября 2002 года «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» следует, что иностранные граждане и лица без гражданства, при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта «б» части 1 ст. 14 Федерального закона о гражданстве Российской Федерации (основание, по которому было принято заявление Лучинской Ж.А. начальником ОУФМС РФ по АО в г. Северодвинске), вместе с заявлением о приеме в гражданство представляют:

вид на жительство;

один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (заявителем была предоставлена справка о доходах мужа);

один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих владение русским языком, если заявитель не освобождается в соответствии с названным пунктом от представления этих документов (заявителем представлено свидетельство об окончании СОШ № 14 г. Северодвинска);

один из документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства СССР в прошлом (свидетельство о рождении, выданное органом записи актов гражданского состояния на территории СССР либо дипломатическим представительством или консульским учреждением СССР на территории иностранного государства. В случае если свидетельство о рождении выдано органом иностранного государства, документами, подтверждающими, что заявитель состоял в гражданстве СССР в прошлом, могут служить соответствующие официальные данные полномочного органа, либо справка полномочного органа иного государства, входившего в состав СССР, об обмене паспорта гражданина СССР на документ лица без гражданства, либо паспорт гражданина СССР) (заявителем было представлено свидетельство о рождении, о браке, о перемене фамилии. Кроме того, у полномочного органа имелись данные о получении заявителем паспорта гражданина СССР, гражданина Российской Федерации, а впоследствии, вид на жительства лица без гражданства).

    Таким образом, из вышеизложенного следует, что заявителем были представлены вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации все необходимые и предусмотренные законодательством документы. Кроме того, заявление и прилагаемые к нему документы были приняты уполномоченным органом без замечаний, о чем свидетельствует отметка и подпись должностного лица на заявлении.

    В связи с чем, возврат заявления Лучинской Ж.А. о приеме ее в гражданство Российской Федерации, с приложенными к нему документами, без рассмотрения является необоснованным и противоречащим законодательству Российской Федерации о гражданстве.

    Доводы УФМС РФ по АО, изложенные в возражениях, о том, что для подачи Лучинской Ж.А. заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, ей для начала необходимо получить паспорт гражданки Украины и вид на жительство в соответствии с данным статусом, суд находит надуманными и необоснованными.

    Из доводов заявителя и объяснений представителя заявителя следует, что Лучинская Ж.А. с детства постоянно проживала на территории Российской Федерации, не желала и не желает приобретать гражданство Украины, с заявлением о приеме ее в гражданство Украины не обращалась, была документирована уполномоченным органом (УФМС РФ по АО) документом лица без гражданства, после аннулирования паспорта гражданина Российской Федерации, который ей также был выдан уполномоченным органом.

    Из чего следует, что Лучинская Ж.А. не приобретя гражданство Украины и не имея гражданства Российской Федерации, является лицом без гражданства, о чем была документирована видом на жительства лица без гражданства.

    На основании изложенного, суд находит требования заявителя о признании недействительным решение УФМС РФ по АО о возвращении без исполнения заявления Лучинской Ж.А. о приеме ее в гражданство Российской Федерации от 15 января 2011 года, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

    УФМС РФ по АО надлежит принять заявление Лучинской Ж.А. о приеме ее в гражданство Российской Федерации, с приложенными к нему документами, и принять решение о приеме заявителя в гражданство Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Лучинской Жанны Александровны о признании недействительным решения Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области о возвращения заявления о принятии в гражданство Российской Федерации без исполнения, удовлетворить.

    Признать недействительным решение Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области о возвращения заявления Лучинской Жанны Александровны о принятии в гражданство Российской Федерации без исполнения от 15 января 2011 года.

    Обязать Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области принять заявление Лучинской Жанны Александровны о приеме ее в гражданство Российской Федерации для принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    Взыскать с УФМС РФ по АО в пользу Лучинской Жанны Александровны расходы по оплате государственной пошлины в сумме – 200 руб.

    Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья-председательствующий                                                 А.Н. Юренский