решение, которым Громанову В.Н. отказано в удовлетворении иска к администрации МО `Северодвинск` о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий



Дело № 2-1686-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Северодвинск                                                                                         29 июня 2011 г.

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Зелянина В.А.,

при секретаре Силиной И.Р.

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда гражданское дело по иску Громанова Владимира Николаевича к Администрации муниципального образования «Северодвинск» об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

установил:

истец Громанов В.Н. обратился в суд с иском к Администрации МО «Северодвинск» об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В обоснование исковых требований указал, что с "дата" по "дата" проходил военную службу в Федеральном агентстве специального строительства. Общая продолжительность военной службы истца составляет 27 лет. С 15 ноября 2007 года по настоящее время пользуется на условиях поднайма квартирой в <адрес> в <адрес> на основании договора поднайма. "дата" истец подал рапорт об увольнении с военной службы, а также о выдаче жилищного сертификата. "дата" истец исключен из списка личного состава войсковой части 55552 и направлен для постановки на учет в Военный комиссариат г. Северодвинска на основании рапорта от 06 ноября 2007 года. Истец неоднократно обращался в Администрацию МО «Северодвинск» с просьбой о постановке на очередь на получение жилых помещений, но ответчик отказывается принимать заявление от истца. Истец оставлен в списках очередников войсковой части 55552 на получение жилого помещения.

В судебное заседание истец не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.

В судебном заседании представитель истца Рамазанова Э.Р. исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что истец зарегистрирован по месту жительства в г. Санкт-Петербурге, где он проживал на момент увольнения, в г. Северодвинске зарегистрирован по месту пребывания, хотя проживает в нем постоянно, что, однако, не влияет на его право быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, у истца и членов его семьи отсутствует собственное жилье, истец получал государственный жилищный сертификат, но вернул его, т.к. не смог приобрести жилье, в Администрацию МО «Северодвинск» истец с письменным заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не обращался, порядок обращения в органы местного самоуправления для постановки на учет истцом не был соблюден.

В судебном заседании представитель ответчика Хлусов В.В. с исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать, пояснил, что у органов местного самоуправления отсутствует обязанность ставить военнослужащих на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика также просил в удовлетворении иска отказать. Указал, что истец в Администрацию МО «Северодвинск» с письменным заявлением не обращался, т.к. место жительства истца находится в г. Санкт-Петербурге, то основания для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отсутствуют.

В судебном заседании представитель третьего лица Военного комиссариата Архангельской области Мезенцев А.М. с исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать, просил применить последствия пропуска истцом срока исковой давности, поддержал доводы представителя ответчика.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.

Заслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Истец являлся военнослужащим и с "дата" проходил военную службу в Федеральном агентстве специального строительства, что подтверждается контрактом (л.д. 67). Приказом директора Спецстроя от "дата" л/с (л.д. 68) истец был освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение начальника Главного управления специального строительства по территории Северо-Западного федерального округа. "дата" истец убыл для прохождения военной службы в войсковую часть 55552, г. Санкт-Петербург, что подтверждается приказом (л.д. 70). Приказом директора Спецстроя РФ от "дата" л/с истец был уволен с военной службы по состоянию здоровья (л.д. 62). Приказом командира войсковой части 55552 от "дата" /ок (л.д. 63) истец с о8 ноября 2007 года исключен из списков личного состава части и направлен для постановки на учет в Военный комиссариат г. Северодвинска. В соответствии с указанным приказом выслуга лет истца в календарном исчислении составляет 16 лет 09 месяцев 15 дней, выслуга лет для назначения пенсии – 27 лет 08 месяцев.

Решением жилищной комиссии войсковой части от 20 декабря 2002 года истец поставлен на очередь для улучшения жилищных условий как не имеющий жилого помещения, что подтверждается протоколом (л.д. 145).

"дата" истец получил государственный жилищный сертификат на состав семьи 4 человека с учетом супруги, матери и дочери (л.д. 181). "дата" счет для перечисления жилищных субсидий на имя истца был закрыт в связи с невозможностью приобретения жилого помещения (л.д. 180).

Решением жилищной комиссии войсковой части 55552 от 08 июля 2008 года истец был восстановлен в списках учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается протоколом (л.д. 189 - 190).

Состав семьи истца составляет 4 человека: истец, супруга истца, мать и дочь, что подтверждается государственным жилищным сертификатом, списком военнослужащих войсковой части (л.д. 192).

Истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта истца (л.д. 176).

Истец зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с "дата" по "дата", что подтверждается свидетельством о регистрации (л.д. 28).

Согласно выписки из домовой книги (л.д. 154) супруга, мать и дочь истца зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.

Истец, члены его семьи не имеют в собственности жилых помещений, что подтверждается сведениями из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 56 – 58, 130 – 133, 197 – 200).

Согласно рапорту от 09 ноября 2006 года (л.д. 71), представлению (л.д. 32 – 33) истец подлежал направлению для постановки на воинский учет в военный комиссариат Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга.

Указанные выше обстоятельства сторонами не оспариваются. Поэтому суд считает их установленными.

Войсковая часть 55552 не направляла ходатайство в органы местного самоуправления о постановке истца на очередь и необходимые документы в военный комиссариат, органы местного самоуправления по избранному истцом месту жительства, что подтверждается ответом (л.д. 143). В документах, представленных войсковой частью 55552, рапорт истца, заявление истца главе муниципального образования по избранному месту жительства отсутствуют. Истец в исковом заявлении, представитель истца в своих объяснениях не ссылались на то, что истцом рапорт и заявление на имя главы муниципального образования по избранному месту жительства передавались командованию войсковой части 55552. Доказательства, подтверждающие данные обстоятельства, истцом не представлены в соответствии со ст. 56 ГПК РФ.

Истец не обращался в органы местного самоуправления МО «Северодвинск» с письменным заявлением о постановке на очередь на получение жилого помещения или улучшение жилищных условий, что подтверждается объяснениями представителя истца. Доказательств иного истцом не представлено в соответствии со ст. 56 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, в т.ч. уволенные с военной службы, обеспечиваются жилыми помещениями государством за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее – Правила).

В соответствии с п. 1 Правил они устанавливают порядок предоставления жилых помещений военнослужащим за счет средств федерального бюджета.

Правила возлагают на органы местного самоуправления обязанность по ведению учета военнослужащих (в т.ч. уволенных с военной службы), нуждающихся в улучшении жилищных условий либо жилых помещениях. При этом какие-либо обязанности по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями на органы местного самоуправления не возложены.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

Постановление Правительства РФ от 06 сентября 1998 года № 1054 в судебном порядке не признавалось не соответствующим требованиям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Поэтому суд признает необоснованными доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что учет военнослужащих (в т.ч. уволенных с военной службы), нуждающихся в улучшении жилищных условий либо жилых помещениях, не относится к компетенции органов местного самоуправления.

Также суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства третьего лица о применении последствий пропуска срока исковой давности.

В соответствии со ст. 38 ГПК РФ стороной в споре не является. Поэтому заявление о пропуске срока исковой давности, сделанное третьим лицом, не является основанием для применения судом исковой давности.

Ответчик о пропуске срока исковой давности не заявлял. Следовательно, у суда отсутствуют основания для применения исковой давности.

В соответствии с п. 13 Правил военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий с приложением к рапорту необходимых документов, в т.ч. заявления на имя главы муниципального образования.

В соответствии с п. 17 Правил военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий с приложением к рапорту необходимых документов, в т.ч. заявления на имя главы муниципального образования.

В соответствии с п. 22 Правил в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.

В соответствии с п. 24 Правил из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья.

Из указанных норм следует, что военнослужащий для того, чтобы быть поставленным на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении или улучшении жилищных условий, должен совершить необходимые действия: подать рапорт, заявление, представить предусмотренные Правилами документы.

Следовательно, право военнослужащего быть поставленным на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий имеет заявительный характер, и у органов местного самоуправления возникает обязанность поставить военнослужащего на учет только при исполнении военнослужащим требований, установленных Правилами.

Т.к. истец в установленном порядке не обращался ни в администрацию МО «Северодвинск», ни к командованию войсковой части 55552 с заявлением (рапортом) и необходимыми документами для постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий администрацией МО «Северодвинск», то у Администрации МО «Северодвинск» не возникло обязанности поставить его на учет.

Поэтому суд не находит оснований считать нарушенным право истца на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и отказывает истцу Громанову В.Н. в удовлетворении иска к ответчику Администрации МО «Северодвинск» об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Громанова Владимира Николаевича к Администрации муниципального образования «Северодвинск» об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                                             Зелянин В.А.