решение, по которому администрации МО `Северодвинск` отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Северодвинску о взыскании исполнительского сбора.



Дело № 2-2766-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Северодвинск                                                                                         21 июня 2011 г.

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Зелянина В.А.,

при секретаре Болотниковой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации муниципального образования «Северодвинск» о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по городу Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области от 06 июня 2011 года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства ,

установил:

Администрация МО «Северодвинск» обратилась в суд с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по городу Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области от 06 июня 2011 года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства . Просила признать недействительным постановление о взыскании исполнительского сбора от 06 июня 2011 года по исполнительному производству .

В обоснование заявления указала, что 23 мая 2011 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Северодвинску возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа, выданного Северодвинским городским судом 16 мая 2011 года, согласно которому Администрация МО «Северодвинск» обязана предоставить Кренделевой Л.И. жилое помещение по договору социального найма. 06 июня 2011 года судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 рублей 00 копеек. Считает постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным, т.к. у Администрации МО «Северодвинск» имелись уважительные причины неисполнения решения суда в добровольном порядке в установленный для добровольного исполнения срок, а именно отсутствует возможность исполнения решения суда по объективным уважительным причинам в связи с отсутствием жилых помещений, о чем было сообщено судебному приставу-исполнителю.

В судебное заседание представитель Администрации МО «Северодвинск» не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Судебный пристав-исполнитель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заинтересованное лицо Кренделева Л.И. в судебное заседание не явилась, данными об ее извещении о месте и времени судебного заседания суд не располагает. Вместе с тем, исходя из того, что постановлением о взыскании исполнительского сбора ее права и обязанности не затрагиваются, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в ее отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие заявителя и заинтересованных лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

16 мая 2011 года Северодвинским городским судом выдан исполнительный лист серия ВС (л.д. 13) на основании решения от 08 февраля 2011 года, согласно которому Администрация МО «Северодвинск» обязана предоставить Кренделевой Л.И. жилое помещение по договору социального найма.

Судебным приставом-исполнителем 23 мая 2011 года на основании указанного исполнительного листа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Администрации МО «Северодвинск» в интересах взыскателя Кренделевой Л.И. (л.д. 14). В п. 2 постановления должнику Администрации МО «Северодвинск» предложено добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, в срок 5 дней со дня получения постановления. В п. 3 постановления должник Администрация МО «Северодвинск» предупреждена о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено Администрацией МО «Северодвинск» 26 мая 2011 года, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 15). Администрация МО «Северодвинск» на получение постановления в более поздние сроки не ссылается, поэтому суд считает установленным, что постановление о возбуждении исполнительного производства получено Администрацией МО «Северодвинск» 26 мая 2011 года.

07 июня 2011 года Администрация МО «Северодвинск» направила судебному приставу-исполнителю письмо, в котором указывает, что в списке на предоставление жилых помещений в связи с переселением из ветхих домов решение суда от 08 февраля 2011 года по делу № 2-473-11 значится за номером 297. В дальнейшем предоставление жилых помещений будет возможно при сдаче в эксплуатацию новых жилых домов, при поступлении в казну МО «Северодвинск» выморочного имущества в порядке очередности (л.д. 16).

Сведения об исполнении решения суда от 08 февраля 2011 года по делу № 2-473-11 Администрацией МО «Северодвинск» не представлены, в материалах исполнительного производства документы, подтверждающие исполнение решения суда отсутствуют. Администрация МО «Северодвинск» на исполнение решения суда не ссылается. Поэтому суд считает установленным, что решение Северодвинского городского суда от 08 февраля 2011 года по делу № 2-473-11 до дня вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора исполнено не было.

Судебный пристав-исполнитель 06 июня 2011 года вынес постановление о взыскании исполнительского сбора, в котором указано, что должником Администрацией МО «Северодвинск» исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен без уважительных причин. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено (л.д. 17). Указанное постановление утверждено старшим судебным приставом – начальником ОСП по г. Северодвинску.

В соответствии со ст. 2 ГПК РФ, целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

В соответствии со статьей 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов.

Правильное и своевременное исполнение судебных актов обеспечивается возбуждением исполнительного производства, применением в его рамках исполнительных действий и мер принудительного исполнения, что следует из ст. 30, ст. 64, ст. 68 указанного Федерального закона. Также исполнение судебных актов обеспечивается установленными законодательством мерами ответственности, применяемыми к лицам, не исполняющим судебные акты.

В соответствии с ч. 11 и ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 и. ч. 3 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пяти тысяч рублей.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.

Исполнительное производство было возбуждено судебным приставом-исполнителем в соответствии с требованиями федерального законодательства. Судебным приставом-исполнителем был установлен срок для добровольного исполнения Администрацией МО «Северодвинск» содержащихся в исполнительном листе требований. Администрация МО «Северодвинск» была предупреждена судебным приставом-исполнителем о возможности взыскания исполнительского сбора в случае неисполнения требований, содержащихся в исполнительном листе. Постановление о возбуждении было направлено должнику Администрации МО «Северодвинск» и получено им 26 мая 2011 года. В установленный федеральным законодательством пятидневный срок, т.е. до 31 мая 2011 года, Администрация МО «Северодвинск» требования, содержащиеся в исполнительном листе, не исполнила.

Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном ч. 2 ст. 14, ст. 112, ст. 115 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Должник Администрация МО «Северодвинск» не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы. Не представлены такие доказательства Администрацией МО «Северодвинск» и суду.

Обстоятельства, на которые ссылается Администрация МО «Северодвинск» как в письме судебному приставу-исполнителю, так и в заявлении в суд: отсутствие жилых помещений, бюджетных средств, не являются обстоятельствами непреодолимой силы.

В соответствии со ст. 2, ст. 16 и ст. 49 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, в т.ч. по обеспечению граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, путем использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, средств местных бюджетов.

Органы местного самоуправления как органы публичной власти обязаны исполнять полномочия, возложенные на них федеральным законодательством, и отсутствие имущества, бюджетных средств, не может являться основанием для освобождения их от исполнения обязанностей по отношению к гражданам.

Отсутствие имущества и бюджетных средств в распоряжении органов местного самоуправления не может быть признано чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами и не является уважительной причиной неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в установленный для добровольного исполнения срок.

Администрация МО «Северодвинск» направило судебному приставу-исполнителю письмо, в котором ссылалась на невозможность исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе, только 07 июня 2011 года, т.е. уже после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора.

Судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о взыскании исполнительского сбора в любое время после истечения срока для добровольного исполнения. Должник обязан своевременно представить доказательства невозможности исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Администрацией МО «Северодвинск» не были своевременно представлены доказательства, подтверждающие, по ее мнению, наличие уважительных причин неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Поэтому судебный пристав-исполнитель в соответствии с законом вынес постановление о взыскании исполнительского сбора.

Суд признает, что постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Северодвинску от 06 июня 2010 года о взыскании с Администрации МО «Северодвинск» исполнительского сбора в рамках исполнительного производства является законным и обоснованным, соответствует ст. 30, ст. 112, ст. 115 Федерального Закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», вынесено судебным приставом-исполнителем в рамках предоставленных ему федеральным законодательством полномочий, не усматривает оснований для удовлетворения заявления Администрации МО «Северодвинск» и выносит решение об отказе в его удовлетворении.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Администрации муниципального образования «Северодвинск» о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по городу Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области от 06 июня 2011 года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

          Председательствующий                                                                      Зелянин В.А.

.