по иску Орехова Н.В. о признании права на досрочное назначение пенсии



Дело № 2 – 899-11                                                         23 июня 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области

в составе председательствующего судьи Сенчуковой Т.С.,

при секретаре Мурашевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Северодвинска гражданское дело по исковому заявлению Орехова Николая Васильевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Северодвинске о признании недействительным решения в части отказа в досрочном назначении пенсии, признании права на досрочное назначение пенсии, понуждении к назначению пенсии,

установил:

Орехов Н.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске (далее по тексту – ГУ УПФ РФ в г. Северодвинске) о признании недействительным решения ГУ УПФ РФ от 26 января 2011 года в части отказа в назначении трудовой пенсии, о признании права на досрочное назначение пенсии с 24 ноября 2010 года и назначении пенсии на льготных условиях ранее достижения пенсионного возраста, в связи с работой в тяжелых условиях труда по Списку № 2 с 24 ноября 2010 года.

В обоснование заявленных требований истец указал, что, имея необходимый специальный стаж работы по Списку № 2 для назначения пенсии, 24 ноября 2010 года обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии. Однако в назначении пенсии на основании решения ГУ - УПФ РФ в г. Северодвинске № 3/4 от 26 января 2011 года ему было отказано. Отказ мотивирован отсутствием необходимого для назначения трудовой пенсии специального стажа, предусмотренного позицией 2010100А-13736 п. 1а раздела 1 Списка № 2. Считал решение ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске необоснованным и не основанным на законе.

В судебном заседании истец Орехов Н.В. не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца Епифанцева С.В. исковые требования поддержала, на их удовлетворении настаивала, пояснила, что основанием для назначения пенсии истцу является работа в должности, предусмотренной Списком № 2, а также, чтобы условия труда отвечали требованиям, предусмотренным позицией 2010100а-13736 раздела 1 «Горные работы» Списка № 2. Поскольку Орехов Н.В. работал машинистом и помощником машиниста землесосных плавучих несамоходных снарядов, осуществлял добычу нерудных ископаемых, которые содержали вещества 3-го класса опасности, то периоды работы в ОАО «Север-Гидромеханизация» должны быть включены в специальный стаж.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Северодвинске Шохин Е.В., имеющий надлежаще оформленные полномочия, в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку у истца отсутствует специальный стаж, необходимый для назначения пенсии.

    Представитель третьего лица ОАО «Север-Гидромеханизация» Пиджаков В.К., в суд не явился, о дате месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

    Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

         В судебном заседании установлено, что 24 ноября 2010 года Орехов Николай Васильевич, 19 декабря 1957 года рождения обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске с заявлением о назначении пенсии в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2.

    Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске № 3/4 от 26 января 2011 года Орехову Н.В. было отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа в связи с работой в тяжелых условиях труда по Списку № 2.

         Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, копией пенсионного дела истца, сторонами не оспариваются и сомнения у суда не вызывают. В связи с чем суд считает их установленными.

            В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

         Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

         Согласно условиям подпункта 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

         В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

         Аналогичные условия предусматривались и ранее действовавшим Законом РФ № 340-1 от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (п. «б» ч.1 ст.12).

         На основании ст. 28 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», при подсчёте трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта). Статьёй 29 этого Закона РФ предусмотрено, что при определении трудового стажа для назначения пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к указанной работе приравнивается трудовая деятельность, дающая право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к им местностях и имеющим необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда трудовой стаж, возраст, установленный для назначения указанной пенсии, уменьшается на 5 лет.

    Согласно списка № 2 Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, право на досрочное назначение трудовых пенсий предусмотрено за выполнение работ по добыче открытым способом угля, руды, сланца, озокерита, талька, каолина, графита, доломита, кварцита, известняка, мергеля, магнезита, полевого и плавикового шпата, гипса, баратов, пьезокварца, агата, боритов, фосфорита, апатитов, серы, алмазов, мрамора, гранита, андезита, мела, драгоценных и цветных металлов из песков, диабаза, гранодиорита, базальта, песчаника, янтаря, слюды, асбеста, соли и других нерудных ископаемых, содержащих вредные вещества 1-2 классов опасности, а также вредные вещества 3 класса опасности. Строительство шахт, рудников, разрезов, карьеров, приисков, драг, метрополитенов, тоннелей, подземных каналов и других подземных сооружений. Горные работы по рекультивации земель, бурению технических скважин, профилактике и тушению подземных пожаров, пожаров на терриконах и породных отвалах.

    В соответствии с пунктом «а» подраздела 1 «Открытые горные работы и работы на поверхностях» раздела 1 «Горные работы» Списка № 2 право на пенсию на льготных условиях имеют машинисты землесосных плавучих несамоходных снарядов (позиция 2010100а подпункт 13736).

    По смыслу вышеприведенных положений закона, основаниями для досрочного назначения пенсии является работа в должности, предусмотренной Списком № 2, в частности в должности машиниста землесосных плавучих несамоходных снарядов, а также выполнение работ, перечисленных в позиции 2010000 раздела 1 «Горные работы».

     При этом согласно постановлению Минтруда РФ от 23 июня 1995 года № 34 правом на назначение пенсии на льготных основаниях по позиции 2010100а-13736 имеют в равной степени машинисты землесосных плавучих несамоходных снарядов и рабочие карты. Помощники машиниста земснаряда пользуются правом на пенсию в соответствии с п. 9 Постановления Минтруда от 22 мая 1996 года № 29 как производная профессии, предусмотренная Списком.

              Из записей в трудовой книжке следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец Орехов Н.В. принят в Северодвинское специализированное управление треста «Гидромеханизация», которое впоследствии было преобразовано в ОАО «Север-Гидромеханизация» <данные изъяты> (приказ ).

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

    Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, его представителя, копией трудовой книжки (т.1 л.д.10-11), справкой ОАО «Север-Гидромеханизация» № 11 от 17 января 2011 года (т.1 л.д. 8-9), книгами по начислению заработной платы рабочим Северодвинского участка с 1981 года по 1988, 1999 с 2001 по 2006 года, согласно которым Орехов Н.В. числится как машинист и помощник машиниста земснаряда с соответствующим начислением заработной платы по данной должности (т.1, л.д. 117-225), сторонами не оспариваются и сомнения у суда не вызывают.

    Как следует из справки работодателя, запись в трудовой книжке Орехова Н.В. «машинист земснаряда» соответствует специальности машинист землесосного плавучего несамоходного снаряда, согласно ЕТКС работ и профессий рабочих, выпуск 3, раздел: строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы.

    Данный вывод работодателя нашел своё подтверждение в Постановлении Минтруда Российской Федерации № 34 от 23 июня 1985 года «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10», согласно которому пенсии на льготных условиях следует назначать машинистам электрического оборудования землесосных плавучих несамоходных снарядов как машинистам землесосных плавучих несамоходных снарядов.

    Как установлено судом, одним из видов деятельности Северодвинского специализированного управления треста «Гидромеханизация», преобразованного с 01 января 1992 года в Северодвинский филиал ОАО «Проектно-строительная фирма «Гидромеханизация», а с 1 ноября 1993 года в ОАО «Север-Гидромеханизация», является добыча общераспространенных нерудных ископаемых открытым способом, работы по добыче которых относятся к горным работам, что подтверждается заключением Управления по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области (т.1 л.д. 115), письмом ГУ Центр Государственного санитарно- эпидемиологического надзора ( т.1 л.д. 116), заключением эксперта ( т.2 л.д. 112-118) и другими материалами дела.

    Поскольку работы по добыче нерудных ископаемых могут производиться только в период с мая по октябрь включительно и предусмотрены Перечнем сезонных работ, утвержденных Постановлением НКТ СССР от 11.10.1932 года № 18 в редакции Постановления ВЦСПС от 27.07.1936 года, с дополнениями, внесенными Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.12.2988 года, суд считает, что работа истца в должности машиниста земснарядов должна исчисляться по фактически отработанному времени, что предусмотрено пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516.

Согласно пункту 22 Постановления Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии по статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями туда и на пенсию за выслугу лет», в тех случаях, когда в Списках предусмотрены не только наименования профессии или должности, но и показатели условий труда, характеризующиеся наличием в воздухе рабочей зоны вредных веществ определенных классов опасности, то при установлении права работника на пенсию в связи с особыми условиями труда следует руководствоваться Государственным стандартом системы стандартов безопасности труда 12.1.005-88 "Общие санитарно - гигиенические требования к воздуху рабочей зоны". При необходимости заключения по условиям труда дают органы Государственной экспертизы условий труда.

Вместе с тем, данный пункт подлежит применению только в том случае, когда в Списках предусмотрены не только наименование профессии или должности, но и показатели условий труда, характеризующиеся наличием в воздухе рабочей зоны вредных веществ определенных классов опасности.

Список № 2 раздел «Горные работы» предполагает наличие вредных веществ 1,2 класса опасности, а также вредных веществ 3 класса опасности в добываемых породах, а не их наличие в воздухе рабочей зоны работающих.

То обстоятельство, что в добываемом истцом нерудном ископаемом – кварц-полевошпатовом песке содержатся вещества 3-го класса опасности, подтверждается сообщением ГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» от 6 ноября 2003 года (т.1 л.д. 115), заключением эксперта ( т.2 л.д.112-118 ), согласно которым в состав кварц-полевошпатовых песков входит кремний диоксид, относящийся к веществам 3 класса опасности, в количестве до 90-97 %. Кристаллический диоксид кремния – самый распространенный минерал, он входит в состав большинства горных пород. Наиболее часто встречающейся формой диоксида кремния является песок, находящийся в изобилии на побережье морей. Вдыхание пыли диоксида кремния является причиной силикоза – наиболее тяжелой формы пневмокониоза. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Согласно лицевым счетам, книгам, карточкам по начислению заработной платы за период с 1980 года по 1995 год, ежегодным приказам работодателя об окончании сезона гидромеханизированных работ, приказами о выплатах премии и иного вознаграждения за спорный период, уточняющими справками ОАО «Север-Гидромеханизация», судом установлено, что истец Орехов Н.В. с 1980 года по 2008 год отработал 7 лет 10 месяце 29 дней в ОАО «Север-Гидромеханизация» в должности рабочего карты, машиниста землесосных плавучих несамоходных снарядов и помощника машиниста землесосных плавучих несамоходных снарядов. Специальный стаж Орехова Н.В. составил более 10 лет (101 месяц 117 дней / 12 = 8 лет 8 месяцев 27 дней * 1,5 = 11 лет 1 месяц 5 дней с учетом льготного исчисления).

Представителем ответчика размер специального стажа Орехова Н.В. в ОАО «Север-Гидромеханизация» не оспаривался.

Согласно протоколу комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске № 3/4 от 26 января 2011 года, страховой стаж истца Орехова Н.В. составляет 34 года 26 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 30 лет 05 месяцев 19 дней. Специальный стаж работы истца Орехова Н.В. учтенный ГУ УПФ РФ в городе Северодвинске составил 4 года 3 месяца 1 день. Специальный стаж работы истца Орехова Н.В. составил 7 лет 10 месяц 29 дней,, в льготном исчислении 11 лет 1 месяц 5 дней, который не был учтен ГУ УПФ РФ в г. Северодвинске. Указанный стаж подлежит включению в специальный трудовой стаж работы истца Орехова Н.В. в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2.

Таким образом, специальный стаж работы истца Орехова Н.В. на момент обращения в пенсионный фонд составил – стаж, учтенный ГУ УПФ РФ в городе Северодвинске составил 4 года 3 месяца 1 день, специальный стаж работы истца в ОАО «Север-Гидромеханизация», который не был учтен ГУ УПФ РФ в г. Северодвинске, а всего 11 лет 1 месяц 5 дней.

Согласно п.15 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Минтруда Российской Федерации № 14 и Пенсионного фонда № 19 п. «б», пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

Поскольку Орехов Н.В. с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии обратился 24 ноября 2010 года, суд признает за ними право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 с 24 ноября 2010 года, т.е. с момента обращения за назначением пенсии, и возлагает на ответчика обязанность назначить пенсию с указанной даты.

Суд, удовлетворяя исковые требования Орехова Н.В. одновременно взыскивает с ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске в его пользу в соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ 200 рублей в возврат расходов по оплате государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Орехова Николая Васильевича удовлетворить.

Признать недействительным решение комиссии при Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске от 26 января 2011 года в части отказа в назначении трудовой пенсии Орехову Николаю Васильевичу в связи с работой в тяжелых условиях труда по Списку № 2.

Признать за Ореховым Николаем Васильевичем право на досрочное назначение пенсии в связи с работой с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 с 24 ноября 2010 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Северодвинске назначить Орехову Николаю Васильевичу трудовую пенсию в связи с работой в тяжелых условиях труда по Списку № 2 с 24 ноября 2010 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске в пользу Орехова Николая Васильевича в возврат расходов по госпошлине 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения

Председательствующий судья                                              Сенчукова Т.С.