Дело № 2 – 2728-11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северодвинск 03 августа 2011 года
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Ножниной Е.К.,
при секретаре Ермолиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарьина Валентина Ивановича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске о признании недействительным решения в части отказа в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, понуждении к назначению пенсии,
установил:
Макарьин В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске о признании решения комиссии по назначению пенсии в части отказа в назначении пенсии незаконным, о признании права на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии на льготных условиях ранее достижения пенсионного возраста, в связи с работой в районах Крайнего Севера. В обоснование заявленных требований указал, что имеет необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, однако Пенсионный фонд отказывает в её назначении, так как стаж работы в районах Крайнего Севера на момент обращения за назначением пенсии составил менее 15 лет.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, дополнив, что ответчик не учел в стаж работы в районах Крайнего Севера период его службы в <данные изъяты> с <данные изъяты> и в <данные изъяты> с <данные изъяты>. При учете данных периодов, стаж его работы в районах Крайнего Севера превысит 15 лет.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного заседания установлено, что 03 мая 2011 года Макарьин В.И. обратился в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно на льготных основаниях по достижению возраста 55 лет, с 21 мая 2011 года.
Решением комиссии при ГУ УПФ в г. Северодвинске от 01 июня 2011 года №22/35 истцу было отказано в назначении пенсии на льготных основаниях из-за отсутствия стажа работы в районах Крайнего Севера, определенного п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ».
Стаж, учтенный ответчиком для назначения пенсии составил: - 22 года 10 месяцев 13 дней, с учетом льготного порядка исчисления, согласно Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 года № 70 – 33 года 4 месяца 10 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера, исчисленный для определения права на досрочное назначение пенсии по п.п. 6 п.1 ст.28 Закона от 17.12.2001 г. №173-фз – 10 лет 11 месяцев 01 день.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией пенсионного дела истца и сторонами не оспариваются, сомнения у суда не вызывают, в связи с чем суд находит их установленными.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
При этом в силу абзаца 2 п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона от 17.12.2001 года, гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
На 21 мая 2011 года истец достиг возраста 55 лет, имел страховой стаж 22 года 10 месяцев 13 дней (в календарном исчислении, 33 года 04 месяца 10 дней – в льготном исчислении); стаж работы в районах Крайнего Севера 10 лет 11 месяцев 01 день.
В связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера (15 календарных лет) в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» года истцу было отказано.
Доводы истца о том, что периоды прохождения действительной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ и службы в <данные изъяты> с <данные изъяты> подлежат включению в стаж работы в районах Крайнего Севера, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Преамбулой Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» установлены основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии в соответствии с настоящим законом, с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
Пункт 1 ст.1 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» закрепил порядок установления и выплаты трудовых пенсий в соответствии с настоящим законом.
Пункт 2 ст. 31 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» установил порядок применения иных законов предусматривающих условия и нормы пенсионного обеспечения, в части не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» не подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку законом такое включение не предусмотрено, более того, такой период не отвечает требованиям зачета в стаж работы, изложенным в п.4 и п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (далее по тексту Правил). Аналогичные положения содержатся в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Согласно п.4 и п. 5 Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
При этом к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел плательщиками указанных налогов и взносов не являлись и не являются.
Учитывая отсутствие обязательных страховых платежей за период прохождения действительной военной службы истца и службы его в органах внутренних дел, а также его статус военнослужащего (приравненного к нему статуса), указанные периоды его службы не подлежат включению в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Законодатель период прохождения военной службы согласно п/п. 1 п.1 ст. 11 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитывает только в страховой стаж, что и было сделано ответчиком.
Аналогичное по своему содержанию требование было закреплено и в нормах ранее действующего законодательства. Согласно ст.90 Закона от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» военная и другая приравненная к ней служба, включается только в общий трудовой стаж. Согласно ч. 2 ст.88 вышеназванного Закона, специальный трудовой стаж - суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности. Настоящие нормы полностью корреспондируется со ст.14 Закона от 20.11.1990 года, а также со ст.25 Закона № 4520 - 1 от 1902.1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в части необходимости работы, а не службы в районах Крайнего Севера).
Как указал Конституционный суд РФ в определении от 10 марта 2005 г. №14-о, государственная служба, работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд. Граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1 Конституции Российской Федерации), имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
При этом законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, учитывая, что стаж работы истца в районах Крайнего Севера составляет <данные изъяты>, что является недостаточным для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, суд не находит законных оснований для удовлетворения иска Макарьина В.И. и выносит решение об отказе в удовлетворении исковых требований Макарьина В.И.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Макарьину Валентину Ивановичу в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске о признании недействительным решения в части отказа в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, понуждении к назначению пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.К. Ножнина