Дело № 2-3692-11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северодвинск 12 октября 2011 года
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при секретаре Мещанской В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романченко Ольги Алексеевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Северодвинске Архангельской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
установил:
Романченко О.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске (далее по тексту – УПФ) о признании решения комиссии по назначению пенсии в части отказа в назначении пенсии незаконным, о признании права на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии на льготных условиях ранее достижения пенсионного возраста с 10 сентября 2009 года, в связи с работой с тяжелыми условиями труда по Списку № 2, в качестве младшего медицинского персонала в инфекционном учреждении.
В обоснование заявленных требований указала, что имеет необходимый стаж для назначения досрочной пенсии, однако Пенсионный фонд отказывает в её назначении, так как считает, что истец не подтвердила обслуживание инфекционных больных в течение полного рабочего дня.
В последующем сторона истца уточнила исковые требования путем их уменьшения, просив признать за истцом право на досрочное назначение с 10 сентября 2011 года, то есть со дня достижения истцом возраста 47 лет и в результате уменьшения пенсионного возраста при имеющемся стаже работы во вредных условиях на 3 года.
В судебном заседании представитель истца Бояршинова У.А., на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала.
Истец Романченко О.А. в судебное заседание не явилась, о его времени и месте извещена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика УПФ Пугина Ю.В. в судебное заседание не явилась, о его времени и месте извещена, в письменном отзыве просила в удовлетворении иска отказать по основаниям указанным в решении УПФ. Просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица, Филиала № Федерального государственного учреждения «1469 Военно-морской клинический госпиталь Северного флота» (далее – филиал № ФГУ «1469 ВМКГ СФ»), С.Иванов в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом. В письменном отзыве считал иск обоснованным. В дополнительно представленной справе уточняющей особый характер работы третье лицо указало, что истец с 01 июня 2003 года по своим функциональным обязанностям 100% рабочего времени обслуживает больных.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснение представителя истца, показания свидетелей, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 20 ноября 2009 года Романченко О.А., 10 сентября 1964 года рождения, обратилась в УПФ с заявлением о назначении пенсии в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ № 51/5 от 30 декабря 2009 года Романченко О.А. было отказано в назначении пенсии ввиду не подтверждения ее постоянной занятости по обслуживанию инфекционных больных постоянно в течение полного рабочего дня.
На день вынесения обжалуемого решения истец достигла возраста 45 лет (10 сентября 2009 года), имела страховой стаж 24 года 10 месяцев 9 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 23 года 2 месяца 19 дней.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами пенсионного дела и никем не оспариваются.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно условиям подпункта 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
На основании ст. 28 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», при подсчёте трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Статьёй 29 этого Закона РФ предусмотрено, что при определении трудового стажа для назначения пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к указанной работе приравнивается трудовая деятельность, дающая право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда трудовой стаж, возраст, установленный для назначения указанной пенсии, уменьшается на 5 лет.
В соответствии с разделом XXIV «Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (далее – Список №2) работники, непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах (младший и средний медицинский персонал) признаются работниками с вредными и тяжелыми условиями труда.
В силу п. 2, 19 Разъяснения Минтруда и Минсоцзащиты населения РСФСР от 8 января 1992 года N 1 «О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Судом установлено, что истец работала в медицинском учреждении – филиале №2 ФГУ «1469 ВМКГ СФ» на должностях:
- медицинской сестры инфекционного отделения на 0, 5 ставки с 01 декабря 1999 года по 28 февраля 2001 года;
- процедурной медицинской сестры инфекционного отделения на 0, 5 ставки с 01 марта 2001 года по 31 мая 2002 года;
- палатной медицинской сестры инфекционного отделения на 0, 5 ставки с 01 июня 2002 года по 31 мая 2003 года;
Пенсионный орган провел документальную проверку указанных периодов и пришел к выводу, что в отдельные периоды истец вырабатывала полную норму рабочего времени и зачел в специальный стаж работы истца 5 месяцев, что стороной истца не оспаривается.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от 29 января 2004 года 2-П, исчисление специального трудового стажа в полуторном размере производится за период до 01 января 2002 года.
Соответственно 1 месяц специального стажа в мае 2000 года должен быть зачтен как 1 месяц 15 дней.
В последующие периоды работы истец работала на полую ставку.
- палатной медицинской сестры инфекционного отделения с 01 июня 2003 года по 13 октября 2005 года;
- медицинской сестры инфекционного кабинета поликлиники с 14 октября 2005 года по 31 июля 2009 года;
- палатной медицинской сестры инфекционного отделения с 01 августа 2009 года по настоящее время (справка дана по состоянию на 20 сентября 2011 года).
В 2008 году истец брала отпуск за свой счет в количестве 2 дней, который подлежит исключению из специального стажа.
С учетом изложенного на дату обращения в пенсионный орган (по 19 ноября 2009 года) специальный стаж истца составил 6 лет 10 месяцев 2 дня, что недостаточно для досрочного назначения пенсии по достижению 45 лет.
С учетом вычета 2 дней отпуска за свой счет в 2010 году по состоянию на 10 сентября 2010 года – по достижению истца возраста 46 лет ее специальный стаж составил 7 лет 8 месяцев 21 день, что недостаточно для назначения пенсии по достижению возраста 46 лет (при уменьшении пенсионного возраста на 4 года необходимо 8 лет специального стажа).
Право на досрочное назначение трудовой пенсии у истца возникло 10 сентября 2011 года, поскольку на эту дату ей исполнилось 47 лет, а ее специальный стаж составил 8 лет 8 месяцев 21 день. Для досрочного назначения пенсии с уменьшением возраста на 3 года необходимо 6 лет специального стажа работы.
Доводы ответчика в обжалуемом решении о том, что истец не подтвердила обслуживание инфекционных больных постоянно в течение полного рабочего дня несоответствуют действительности.
Согласно Указания Минсоцзащиты РФ от 26 апреля 1993 года N 1-31-У «О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств», Министерство социальной защиты населения Российской Федерации предлагает при решении вопросов, связанных с назначением льготных пенсий среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающему больных, по Списку N 2, руководствоваться тем, что: 1. «Непосредственное обслуживание больных» - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно - охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.
Министерство здравоохранения Российской Федерации и ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации подготовили примерные перечни деятельности и должностей среднего и младшего медицинского персонала, которые могут быть отнесены к непосредственно обслуживающему больных. Однако окончательное решение по определению перечня рабочих мест и должностей, работники которых пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, остается за администрацией, которая подтверждает характер работы и доводит до сведения работников ее результаты.
Согласно Приложению 1, виды деятельности среднего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно - профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV, следующие: прием больных в учреждение, отделение; организация питания больных; контроль за лечебно - охранительным режимом; замена отсутствующего среднего медицинского персонала в отделении старшей медицинской сестрой (палатные, процедурные, перевязочные и т.д.); производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и диагностических), забор материала для исследования; участие в проведении обезболивания и оказании анестезиологической, хирургической и реанимационной помощи больным; проведение занятий по лечебной физкультуре; осуществление различных видов массажа; лечение больных в объеме терапевтической, стоматологической помощи, санация полости рта; обследование и наблюдение инфекционных и туберкулезных очагов.
Для младшего медицинского персонала предусмотрены следующие виды деятельности: перевозка, переноска тяжелобольных из отделений в диагностические кабинеты, из приемного отделения в стационар и т.д.; санитарная обработка (мытье) больных, смена нательного и постельного белья; санитарно - гигиеническая обработка ванной, мытье посуды, инструментария, инвентаря, карманных плевательниц и т.д.; раздача пищи, индивидуальное кормление больных; уход за больными, уборка палат и вспомогательных помещений в отделении.
Работодатель истца подтвердил ее полную занятость (100% рабочего времени) при обслуживании больных инфекционного отделения с 01 июня 2003 года по настоящее время и в справке от 05 октября 2011 года №378 указал, что истец как палатная медицинская сестра инфекционного отделения осуществляла: прием больных в инфекционное отделение, организацию питания больных, уход за больными в палатах, контроль за лечебно-охранительным режимом, замену отсутствующего среднего медицинского персонала в отделении процедурной медсестрой, производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и диагностических), забор материала для исследования, лечение больных в объеме терапевтической помощи, обследование и наблюдение инфекционных и туберкулезных очагов.
Из этой же справки филиал №2 ФГУ «1469 ВМКГ СФ» следует, что в период, когда истец занимала должность медицинской сестры инфекционного кабинета поликлиники она фактически работала в инфекционном отделении процедурной и палатной медсестрой и осуществляла: забор крови из вены, постановка капельниц больным в палатах, проводила внутримышечные и внутривенные инъекции, забор анализов у поступающих больных посев кала на кишечную группу бактерий, промывание желудка, уход за тяжелобольными в палатах, в том числе туберкулезными (кормление, переодевание, уход за ротовой, носовой полостью), постановку банок, компрессов, измерение температуры тела, обработку раствором «бриллиантовой зелени» больных ветряной оспой.
Свидетели ФИО9 – заведующий инфекционным отделением филиала №2 ФГУ «1469 ВМКГ СФ», а так же ФИО10 – медсестра инфекционного отделения филиала №2 ФГУ «1469 ВМКГ СФ» подтвердили выполнение указанных видов контактов с инфекционными больными истцом в течение 100% рабочего времени, то есть в течении всех рабочих смен. Кроме того, они показали, что рабочее место истца находилось в инфекционном отделении и истец 100% рабочего времени контактировала с инфекционными больными (гепатитом, дизентерией, туберкулезом и т.п.). Указанное обстоятельство, а так же функциональные обязанности истца исключали контакт с инфекционными больными в меньшем объеме.
Кроме того, третье лицо в письменном отзыве указало, что истец согласно Приложению №1 к Положению о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденному Приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года N 555, как медицинский работник отделения для инфекционных больных работает в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда.
Таким образом, пенсионный орган при рассмотрении вопроса о назначении истцу пенсии на льготных условиях должен был исходить из сведений, изложенных в трудовой книжке и уточняющих справках, подвергая сомнению сведения, изложенные в них только при наличии доказательств, подтверждающих работу истца в других условиях.
Таких доказательств, представителем ответчика вопреки положениям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ суду не предоставлено и суд таковых в деле не усматривает.
Возражая относительно постоянной занятости истца в течение полного рабочего дня, ответчику надлежало предоставить суду доказательства того, что в спорный период истцу был установлен сокращенный рабочий день, либо сокращенная неделя по сравнению с нормальной продолжительностью рабочего дня и что его занятость не была полной, либо отвлечение ее на выполнение иных работ, не связанных с непосредственной трудовой функцией. Однако таковых доказательств суду не предоставлено, в деле не имеется, и эта позиция опровергается действующим работодателем истца – сведущим в вопросе относительно особенностей осуществления трудовой функции истцом.
Установив специальный стаж истца более 6 лет на дату достижения истцом возраста 47 лет, суд признает за истцом право на досрочное назначение пенсии по Списку №2 с 10 сентября 2011 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Романченко Ольги Алексеевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Северодвинске Архангельской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, удовлетворить.
Признать недействительным решения комиссии Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Северодвинске Архангельской области №51/5 от 30 декабря 2009 года в части оценки стажа работы Романченко Ольги Алексеевны во вредных условиях.
Признать за Романченко Ольгой Алексеевной право на досрочное назначение пенсии по Списку №2 с 10 сентября 2011 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области назначить Романченко Ольге Алексеевне досрочную трудовую пенсию с 10 сентября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение 10 дней.
Судья - председательствующий: