<данные изъяты>
Дело № 2-2430-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северодвинск 23 июня 2011 года
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Хмара Е.И.,
при секретаре Потеловой И.С.,
рассмотрев в помещении суда города Северодвинска в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Северодвинска в интересах Аверьянова Алексея Николаевича к администрации муниципального образования «Северодвинск» о понуждении к предоставлению жилого помещения на условиях договора социального найма,
установил:
прокурор города Северодвинска обратился в суд в интересах Аверьянова А.Н. с иском к администрации муниципального образования «Северодвинск» (далее администрация МО «Северодвинск») о понуждении к предоставлению жилого помещения на условиях договора социального найма площадью не менее 14 кв.м, расположенное в черте города Северодвинска, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г.Северодвинску, за счет средств субвенций областного бюджета.
В обоснование иска указал, что постановлением администрации Северодвинска от 13.02.2004 № 1/39 над Аверьяновым А.Н. назначена опека в связи с тем, что одинокая мать уклоняется от выполнения родительских обязанностей. Распоряжением заместителя главы администрации Северодвинска по социальным вопросам от 10.11.2010 № 297-рд установлена невозможность совместного проживания Аверьянова А.Н. в закрепленном жилом помещении по адресу: <адрес> с бывшим родителем (матерью) и иными лицами. Распоряжением администрации Северодвинска от 01.12.2010 № 188-рж Аверьянов А.Н., как лицо, оставшееся без попечения родителей, с 19.11.2010 года принят на учет для внеочередного предоставления жилого помещения. Однако жилое помещение по договору социального найма ему, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, ответчиком во внеочередном порядке не предоставлено.
В судебном заседании прокурор Бабицкая Д.Э. на удовлетворении иска настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.
Истец Аверьянов А.Н., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебном заседании не участвовал. От представителя истца ФИО11., наделенной соответствующими полномочиями по доверенности от 14.06.2011 года, в адрес суда поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца, проходящего военную службу по призыву (л.д. 49).
Представитель ответчика ФИО12. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве в иске просил отказать, ссылаясь на то, что Аверьянов А.Н. в списке лиц на внеочередное предоставление жилых помещений, значится под номером 19. Жилое помещение истцу должно предоставляться за счет средств бюджета Архангельской области и в порядке очереди Правительством Архангельской области (л.д.32-33).
Представитель Управления образования администрации МО «Северодвинск» ФИО13. исковые требования поддержала (л.д.55-56).
Представитель третьего лица Правительства Архангельской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доказательств об уважительных причинах неявки суду не представил (л.д.12).
Представитель третьего лица Министерства образования, науки и культуры Архангельской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без участия представителя Министерства. В письменном отзыве указал, что муниципальному образованию «Северодвинск» на 2011 год предусмотрена субвенция в размере 4,6 млн. рублей. Перечисление запланированных на 2011 год денежных средств из областного бюджета муниципальному образованию «Северодвинск» произведено 03 февраля 2011 года. Полагает, что Аверьянов А.В. имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в городе Северодвинске по окончании обучения в учреждении профессионального образования (л.д.13, 28-29).
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их в совокупности с материалами настоящего дела, представленными сторонами доказательствами, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями после окончания срока пребывания в интернатном учреждении или окончании ими учебных заведений, где они находились на полном государственном обеспечении, закреплено в ст.155.3 Семейного кодекса Российской Федерации и ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Право таких детей и лиц из их числа на внеочередное получение жилья, если такового у них не имеется, установлено ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При этом в силу части 2 и части 3 статьи 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Порядок учета и обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа на территории Архангельской области определены Законом Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49 - 7- 03 «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-03 "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области", Постановлением главы администрации Архангельской области № 61 от 05 апреля 2006 года.
В силу данных норм дети сироты, не имеющие закрепленного жилья или при невозможности проживания в ранее закрепленном за ними жилом помещении, обеспечиваются жилыми помещениями за счет перечисления субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям.
Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных образований для осуществления государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа закреплен в главе 7 областного закона от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ и постановлении Правительства Архангельской области от 12.01.2010г. № 1-пп, в соответствии с которым перечисление бюджетам муниципальных образований субвенций из областного бюджета осуществляется министерством образования, науки и культуры Архангельской области в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и средств, зачисленных на лицевой счет.
Постановлением администрации муниципального образования Северодвинск от 26 марта 2010 года за № 118-па утверждено Положение «Об организации работы по предоставлению жилых помещений, приобретенных за счет средств областного бюджета, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа» (далее по тексту Положение).
В соответствии с названным Положением финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на соответствующий календарный год бюджету муниципального образования "Северодвинск". Главным же распорядителем средств субвенций, выделенных из областного бюджета на исполнение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа является Администрация Северодвинска (пункты 2,5 Положения).
Судом установлено, что истец Аверьянов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Постановлением администрации Северодвинска от 13.02.2004г. № 1/39 над ним была установлена опека (л.д.12).
Решением Северодвинского городского суда от 14 мая 2004 года его мать ФИО14. лишена родительских прав в отношении него. Отец записан в органе ЗАГС по указанию матери (л.д.46).
Распоряжением заместителя главы администрации Северодвинска от 10 ноября 2010 года установлена невозможность совместного проживания Аверьянова А.Н. в ранее закрепленном жилом помещении с бывшим родителем и иными лицами (л.д.13).
Распоряжением заместителя главы администрации Северодвинска от 01декабря 2010 года Аверьянов А.Н. включен в список детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке (л.д.14).
По состоянию на 01.06.2011г. Аверьянов А.Н. состоит в списке на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа под номером 19 (л.д.35).
С 01.09.2008г. по 10.06.2011г. Аверьянов А.Н. обучался в профессиональном училище № 1, проживал в период учебы в общежитии училища по адресу: <адрес>. В настоящее время проходит службу в рядах Вооруженных Сил РФ. Жилым помещением по договору социального найма не обеспечен.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснением прокурора, представителя органа опеки и попечительства, материалами дела и не опровергнуты ответчиком.
С учетом установленных по делу обстоятельств, и на основании вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что Аверьянов А.Н. имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Доводы представителя ответчика о том, что истец должен обеспечиваться жилым помещением в порядке очередности, являются несостоятельными как не основанные на законе и фактических обстоятельствах дела.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу приведенной нормы основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение попечительства, которое в свою очередь прекращается, в частности по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Следовательно, у Аверьянова А.Н., как нуждающегося в жилом помещении после прекращения над ним попечительства и установлении невозможности совместного проживания в жилом помещении с бывшим родителем, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, по распоряжению заместителя главы администрации Северодвинска он был поставлен с 19.11.2010г. в льготную очередь на получение жилья. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.
Из справки управления муниципального жилищного фонда администрации МО «Северодвинск, информации Министерства образования, науки и культуры Архангельской области следует, что запланированные на 2011 год денежных средства в размере субвенции на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей муниципальному образованию «Северодвинск» перечислены (л.д.28-29, 57-58). Доказательств недостаточности средств ответчиком, как это предусмотрено ст.56 ГПК РФ, суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах обязанность по предоставлению Аверьянову А.Н. жилого помещения должна быть исполнена администрацией муниципального образования «Северодвинск» за счет средств областного бюджета, выделяемых для предоставления жилья данной категории граждан, к которой относится истец.
В соответствии со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленная решением Муниципального Совета Северодвинска от 26 мая 2005 года № 18 в соответствии со ст. 50 ЖК РФ, составляет 14 кв.м. общей площади на одного человека.
Следовательно, предоставляемое истцу жилое помещение во внеочередном порядке должно быть общей площадью не менее 14 кв.м.
На основании вышеизложенного исковые требования прокурора г.Северодвинска в интересах Аверьянова А.Н. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора города Северодвинска в интересах Аверьянова Алексея Николаевича к администрации муниципального образования «Северодвинск» о понуждении к предоставлению жилого помещения на условиях договора социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Северодвинск» предоставить за счет средств областного бюджета, выделяемых на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, Аверьянову Алексею Николаевичу на условиях договора социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску, общей площадью не менее 14,0 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Судья-председательствующий <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>