об оспаривании отказа Администрации МО Северодвинск о постановке на учет вкачесте нуждающейся в жилом аомещении по договору социального найма и обязании поставить на учет нуждающихся жилом помещении



    

Дело № 2-3995-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Северодвинск 26 октября 2011 года

                    

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Вершинина А.В.,

при секретаре Охаловой О.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волковой Галины Дмитриевны к администрации муниципального образования «Северодвинск» о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и о возложении обязанности поставить на такой учет,

установил:

Волкова Г. Д. обратилась в суд с заявлением к администрации муниципального образования «Северодвинск» (далее – администрация) о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и о возложении обязанности поставить на такой учет.

В обоснование заявления указала, что 23 июня 2011 года Волкова Г.Д. в лице представителя Волковой Л.В. обратилась в администрацию с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, приложив документы. В качестве обоснования заявления Волкова Г.Д. указала обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы площади жилого помещения, наличие тяжелой формы хронического заболевания. Письмом администрации от 28 июня 2011 года заявителю было предложено предоставить дополнительные документы на Волкову Л.В. Письмом администрации от 13 июля 2011 года заявителю отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Считает отказ администрации незаконным, поскольку заявитель не была обязана предоставлять документы на Волкову Л.В.

В судебное заседание заявитель Волкова Г.Д. не явилась, о его времени и месте извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель заявителя Волкова Л.В., она же заинтересованное лицо, в судебном заседании заявление поддержала. С отказом не согласна по тому основанию, что для признания заявителя малоимущей не требуется предоставление документов об имущественном положении на проживающее с ней лицо.

Представитель администрации Хлусов В.В. в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом. В письменном отзыве просил в удовлетворении заявления отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителя заявителя, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 и ст. 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) должностного лица, если считает, что нарушены их права и свободы.

Судом установлено, что заявитель ФИО3 и ее дочь ФИО5 проживают в муниципальном жилье – комнате №, жилой площадью <данные изъяты> кв. м., общей площадью <данные изъяты> кв. м. квартиры № дома по ул. Лесная в г.Северодвинске, на основании договора социального найма.

Заключением комиссии врачей-психиатров № от 12 мая 2011 года подтверждается наличие у заявителя психического заболевания, подпадающего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года №

23 июня 2011 года Волкова Г.Д. обратилась в администрацию с заявлением о признании ее малоимущей и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В качестве члена семьи в заявлении указана дочь Волкова Л.В.

Письмом администрации от 28 июня 2011 года заявителю было предложено предоставить дополнительные документы для решения вопроса о признании малоимущей и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В связи с непредоставлением запрошенных документов, имеющих значение для присвоения статуса малоимущего, письмом администрации от 13 июля 2011 года заявителю отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Решение администрации суд считает законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Между тем, для отдельных категорий граждан, законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 17).

До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований») инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

Исходя из правовой позиции высказанной в Определении Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О «По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, с 1 января 2005 года постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий предшествует присвоение статуса малоимущего даже для тех категорий граждан, которые имеют право на внеочередное предоставление жилья.

Довод заявителя о том, что при присвоении статуса малоимущей не требуется предоставление документов о доходах на члена семьи – Волкову Л.В., суд находит основанным на неверном толковании норм материального права.

Согласно ст. 1 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года N 78-5-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений и порядке признания граждан малоимущими в Архангельской области», малоимущими гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу ч. 1 ст. 3 указанного закона, расчет уполномоченным органом местного самоуправления дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, или дохода одиноко проживающего гражданина-заявителя производится на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или о доходе одиноко проживающего гражданина-заявителя, указанных в предоставляемых гражданином-заявителем документах.

С учетом изложенного администрация правомерно потребовала от заявителя предоставить для разрешения вопроса о признании малоимущим сведений о доходах на члена семьи Волкову Л.В.

Поскольку Волкова Г.Д. таких документов не предоставила, то администрация правомерно отказала в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Волковой Галины Дмитриевны к администрации муниципального образования «Северодвинск» о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и о возложении обязанности поставить на такой учет, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение 10 дней.

Судья - председательствующий:             <данные изъяты>