2-3252-11, о признании незаконным приказа в части отмены 100% надбавки за работу в ночное время...



Дело № 2-3252-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 ноября 2011 года      г. Северодвинск

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Лопатина А.К.,

при секретаре Охаловой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г. Северодвинска гражданское дело по искам Александравичене И.Ю., Соболевой В.И., Смирнова Л.А. к Федеральному государственному учреждению «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота», филиалу № 2 Федерального государственного учреждения «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота» о признании незаконным приказа в части отмены 100% надбавки за работу в ночное время, признании незаконным изменения коллективного договора в части уменьшения надбавки за работу в ночное время, признании права на получение 100% надбавки за работу в ночное время, перерасчете и взыскании задолженности по заработной плате,

                     установил:

    Александравичене И.Ю. обратилась в суд с иском к ФГУ «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота», филиалу № 2 ФГУ «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота» о признании незаконным приказа в части отмены 100% надбавки за работу в ночное время, признании незаконным изменения коллективного договора в части уменьшения надбавки за работу в ночное время, признании права на получение 100% надбавки за работу в ночное время, перерасчете за период с мая по октябрь 2011 года и взыскании задолженности по заработной плате за указанный период. В обоснование иска указала, что работает в филиале № 2 ФГУ «1469 ВМКГ СФ» в должности <данные изъяты> в отделении анестезиологии и реанимации, где оказывает неотложную медицинскую помощь, в связи с чем до февраля 2011 года получала 100% надбавку к часовой тарифной ставке за каждый час работы в ночное время. 02 марта 2011 года ей было работодателем выдано уведомление, что с 01 апреля 2011 года ей будет производиться доплата в размере 50% часовой тарифной ставки, а не 100%, с чем она не согласна. Полагает действия работодателя незаконными, нарушающими ее право на получение денежного вознаграждения в полном размере. Одновременно просит признать незаконным изменения коллективного договора в части уменьшения надбавки за работу в ночное время, ссылаясь на нарушение норм ТК РФ при принятии данных изменений на общем собрании трудового коллектива.

    Соболева В.И. обратилась в суд с иском к ФГУ «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота», филиалу № 2 ФГУ «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота» о признании незаконным приказа в части отмены 100% надбавки за работу в ночное время, признании права на получение 100% надбавки за работу в ночное время, перерасчете за период с 14 мая по сентябрь 2011 года и взыскании задолженности по заработной плате за указанный период. В обоснование иска указала, что работает в филиале № 2 ФГУ «1469 ВМКГ СФ» в должности <данные изъяты> в отделении анестезиологии и реанимации, где оказывает неотложную медицинскую помощь, в связи с чем до февраля 2011 года получала 100% надбавку к часовой тарифной ставке за каждый час работы в ночное время. 02 февраля 2011 года ей было работодателем выдано уведомление, что с 01 апреля 2011 года ей будет производиться доплата в размере 50% часовой тарифной ставки, а не 100%, с чем она не согласна. Полагает действия работодателя незаконными, нарушающими ее право на получение денежного вознаграждения в полном размере.

    Смирнов Л.А. обратился в суд с иском к ФГУ «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота», филиалу № 2 ФГУ «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота» о признании незаконным приказа в части отмены 100% надбавки за работу в ночное время, признании права на получение 100% надбавки за работу в ночное время, перерасчете за период с 21 апреля по октябрь 2011 года и взыскании задолженности по заработной плате за указанный период. В обоснование иска указал, что работает в филиале № 2 ФГУ «1469 ВМКГ СФ» в должности <данные изъяты> в отделении анестезиологии и реанимации, где оказывает неотложную медицинскую помощь, в связи с чем до февраля 2011 года получал 100% надбавку к часовой тарифной ставке за каждый час работы в ночное время. 02 февраля 2011 года ему было работодателем выдано уведомление, что с 01 апреля 2011 года ему будет производиться доплата в размере 50% часовой тарифной ставки, а не 100%, с чем он не согласен. Полагает действия работодателя незаконными, нарушающими его право на получение денежного вознаграждения в полном размере.

    В порядке ст. 151 ГПК РФ дела по искам Александравичене И.Ю., Соболевой В.И., Смирнова Л.А. к ФГУ «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота», филиалу № 2 ФГУ «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота» о признании незаконным приказа в части отмены 100% надбавки за работу в ночное время, признании незаконным изменения коллективного договора в части уменьшения надбавки за работу в ночное время, признании права на получение 100% надбавки за работу в ночное время, перерасчете и взыскании задолженности по заработной плате объединены в одно производство.

В судебном заседании Александравичене И.Ю., Соболева В.И., Смирнов Л.А. исковые требования поддержали, на их удовлетворении настаивают.

Представитель филиала № 2 ФГУ «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота» Богданов Н.С., он же представляющий интересы ФГУ «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота», в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении исков отказать.

Выслушав объяснения сторон, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, суд находит иски не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец Александравичене И.Ю. с 14 июля 1997 года состоит в трудовых отношениях с ФГУ «1469 ВМКГ СФ», филиал № 2, где работает в должности <данные изъяты> в отделении анестезиологии и реанимации; истец Соболева В.И. с 12 сентября 1995 года состоит в трудовых отношениях с ФГУ «1469 ВМКГ СФ», филиал № 2, где работает в должности <данные изъяты> в отделении анестезиологии и реанимации; истец Смирнов Л.А. с 02 июля 2003 года состоит в трудовых отношениях с ФГУ «1469 ВМКГ СФ», филиал № 2, где работает в должности <данные изъяты> в отделении анестезиологии и реанимации. Истцы относятся к гражданскому персоналу филиала № 2 ФГУ «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота».

До 01 февраля 2011 года за работу в ночное время работодатель выплачивал истцам надбавку в размере 100% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.

Приказом начальника филиала № 2 ФГУ «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота» от 28 января 2011 года № 20 отменена с 01.02.2011 года 100% надбавка за работу в ночное время к должностному окладу гражданскому персоналу. Собранием трудового коллектива от 02.03.2011 года филиала № 2 ФГУ «1469 ВМКГ РФ», было принято решение об отмене с 01.02.2011 года надбавки в размере 100 % часовой ставки за каждый час работы в ночное время гражданскому персоналу, о чем были внесены соответствующие изменения в коллективный договор (п. 4.5.5.).

02.02.2011 года - Соболева В.И., Смирнов Л.А., 01.03.2011 года - Александравичене И.Ю. были уведомлены администрацией филиала № 2 ФГУ «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота» об указанных изменениях оплаты труда с указанием о том, что с 01.04.2011 года за работу в ночное время будет производится доплата 50% тарифной ставки за каждый час работы в ночное время.

В связи с нарушением работодателем положений ч. 2 ст. 74 ТК РФ, согласно которой о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, суд по требованиям истцов взыскал с филиала № 2 ФГУ «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота» невыплаченную заработную плату с учетом доплат в размере 100% часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время за два месяца после вручения уведомления.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются, поэтому суд полагает их установленными.

В соответствии со статьей 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» с 1 декабря 2008 года введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений (далее - учреждения) и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

Пунктом 7 указанного Постановления предписано Федеральным государственным органам и учреждениям - главным распорядителям средств федерального бюджета утвердить:

до 15 августа 2008 г. - перечни основного персонала по видам экономической деятельности для определения размеров должностных окладов руководителей соответствующих учреждений;

до 1 сентября 2008 г. - примерные положения об оплате труда работников соответствующих учреждений по видам экономической деятельности с учетом рекомендаций, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с реализацией настоящего Постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций федеральных казенных учреждений, воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в части оплаты труда работников и гражданского персонала, а также на предоставление федеральным бюджетным учреждениям субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам, с учетом увеличения объема этих ассигнований с 1 декабря 2008 года на 30 процентов в связи с введением новых систем оплаты труда (п. 10).

Во исполнение данного Постановления Правительства РФ в пределах предоставленных ему полномочий приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583» было утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Положение).

Пунктом 27 упомянутого Положения предусмотрено, что гражданскому персоналу военно-медицинских учреждений устанавливаются выплаты компенсационного характера за работу в ночное время в следующих размерах:

врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу выездных бригад отделений неотложной медицинской помощи и помощи на дому военно-медицинских учреждений, занятым оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, до 100 процентов часовой ставки (части тарифной ставки, должностного оклада за час работы) за каждый час работы в ночное время;

работникам военно-медицинских учреждений (подразделений), а также водителям санитарного транспорта учреждений и воинских частей, привлекаемым для работы в ночное время, до 50 процентов часовой ставки (части тарифной ставки, должностного оклада за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Из буквального толкования указанной нормы права следует, что до 100 процентов часовой ставки за каждый час работы в ночное время устанавливается только врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу выездных бригад отделений неотложной медицинской помощи и помощи на дому военно-медицинских учреждений, занятым оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, а не всем врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу занятым оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи.

Между тем, по делу установлено, не оспаривается сторонами и не вызывает сомнений у суда, что истцы, работая врачами анестезиологами-реаниматологами, медицинской сестрой-анестезистом в отделении анестезиологии и реанимации филиала № 2 ФГУ «1469 ВМКГ СФ» не входят в состав выездных бригад отделений неотложной медицинской помощи и помощи на дому военно-медицинского учреждения, более того, в филиале № 2 ФГУ «1469 ВМКГ СФ» отсутствуют выездные бригады отделения скорой и неотложной медицинской помощи и помощи на дому.

Следовательно, у ответчика имелись основания для изменения условий ранее действовавшего трудового договора с истцами в части оплаты труда и приведения их в соответствие с введением новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, но с соблюдением правил статьи 74 ТК РФ, то есть уведомления работника в письменной форме о предстоящем изменении условий оплаты труда по снижению размера оспариваемой надбавки не позднее, чем за два месяца.

Ч. 3 ст. 154 ТК РФ предусмотрено, что конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Как усматривается из материалов дела, собранием трудового коллектива от 02.03.2011 года филиала № 2 ФГУ «1469 ВМКГ РФ», было принято решение об отмене с 01.02.2011 года надбавки в размере 100 % часовой ставки за каждый час работы в ночное время гражданскому персоналу, введена с указанного времени доплата не менее 50% часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время, о чем были внесены соответствующие изменения в коллективный договор (л.д. 54, 55).

Доводы и требования истцов о нарушении требований ТК РФ при принятии оспариваемого решения собранием трудового коллектива, в частности ст. 373 ТК РФ, суд полагает необоснованными, ибо ст. 373 ТК РФ к данному спору не относится, так как в ней регламентирован порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя.

Ст. 372 ТК РФ регламентирует порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, что в рассматриваемом случае администрацией филиала № 2 ФГУ «1469 ВМКГ РФ» было соблюдено, так как вопрос внесения соответствующих изменений в коллективный договор был согласован с выборным профсоюзным органом филиала № 2 ФГУ «1469 ВМКГ РФ», о чем имеются подписи председателя и заместителя председателя профсоюзной организации (л.д. 54, 58).

Согласно протоколу № 2 общего собрания коллектива филиала № 2 ФГУ «1469 ВМКГ РФ» от 02.03.2011 года, на собрании присутствовало 142 человека при списочном составе 284 человека (л.д. 69, 70), обсуждались результаты проверки КРУ филиала № 2 ФГУ «1469 ВМКГ РФ» и вопрос внесения поправок в коллективный договор, изменения в коллективный договор в части оплаты труда в ночное время приняты.

Свидетель Н.М.М. показала, что на собрании не все присутствовали, только сменные работники, а тех, кто находился дома, не было. Сколько точно человек было она не считала. О повестке дня она узнала за час, полтора до собрания.

В рассматриваемом случае суд исходит из того, что истцы не представили в порядке ст. 56 ГПК РФ обоснования и доказательств нарушения какой-либо процедуры проведения собрания трудового коллектива по вопросу внесения изменений в коллективный договор, которая была бы предусмотрена коллективным договором или Трудовым кодексом РФ.

02 марта 2011 года не рассматривался вопрос выдвижения требований работников учреждения и их представителей в целях разрешения коллективного трудового спора и не рассматривался вопрос об объявлении забастовки, поэтому нормы главы 61 ТК РФ к рассматриваемому спору не применимы.

Внесенные в коллективный договор изменения соответствуют действующему федеральному законодательству, в частности Положению о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583».

Согласно акту от 28.02.2011 года проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных в 2009-2010 годах Министерству обороны Российской Федерации и подведомственным ему учреждениям и организациям на медицинское и санаторно-курортное обеспечение военнослужащих, закуп медицинского оборудования и техники в филиале № 2 ФГУ «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота» установлено, что в нарушение п. 27 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583» выплаты компенсационного характера за работу в ночное время врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу приемного и хирургического отделения (операционный блок), отделения анестезиологии-реанимации производились в завышенном размере 100% от должностного оклада (л.д. 239).

Согласно справке от 07.09.2011 года (л.д. 237), сотрудники филиала № 2 ФГУ «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота» получают заработную плату за счет средств федерального бюджета, выделяемого Министерству обороны РФ.

Таким образом, ФГУ «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота», финансируемое за счет средств федерального бюджета, должно соблюдать требования федерального законодательства по оплате труда. Данное учреждение не вправе самостоятельно своим локальными нормативными актами устанавливать работникам доплаты за особые условия труда в размерах, которые не предусмотрены федеральным законодательством и не обеспечены финансированием из федерального бюджета.

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенного действующего законодательства, иски Александравичене И.Ю., Соболевой В.И., Смирнова Л.А. к ФГУ «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота», филиалу № 2 ФГУ «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота» о признании незаконным приказа в части отмены 100% надбавки за работу в ночное время, признании незаконным изменения коллективного договора в части уменьшения надбавки за работу в ночное время, признании права на получение 100% надбавки за работу в ночное время, перерасчете и взыскании задолженности по заработной плате являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

    

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Иски Александравичене И.Ю., Соболевой В.И., Смирнова Л.А. к Федеральному государственному учреждению «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота», филиалу № 2 Федерального государственного учреждения «1469 военно-морской клинический госпиталь Северного флота» о признании незаконным приказа в части отмены 100% надбавки за работу в ночное время, признании незаконным изменения коллективного договора в части уменьшения надбавки за работу в ночное время, признании права на получение 100% надбавки за работу в ночное время, перерасчете и взыскании задолженности по заработной плате оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий - судья Лопатин А.К.