решение об отказе в удовлетворении иска о признании права на выплату денежной компенсации на наем жилого помещения и взыскании убытков, связанных с отказом в производстве этой выплаты



              Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Северодвинск                                                                             20 октября 2011 года

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Куприй Л.В.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Северодвинска гражданское дело по иску Суханова ФИО5 к федеральному государственному казенному учреждению «Специальное управление федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о взыскании компенсации за наем жилого помещения,

                                                   установил:

Суханов В.Ю. обратился в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению «Специальное управление федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее по тексту ФГКУ «СУ ФПС ») о взыскании компенсации за наем жилого помещения в размере <данные изъяты> руб., выплате ежемесячной компенсации в размере <данные изъяты> руб.

В обоснование иска указал, что на основании контракта от ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в ФГКУ «СУ ФПС » в должности <данные изъяты> . Поскольку не обеспечен жильем в <адрес>, на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ проживает в квартире, расположенной в <адрес>, производя оплату на наем данного жилья ежемесячно в размере <данные изъяты> руб., поэтому в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 852 "О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации" ему полагается к выплате денежная компенсация за наем вышеуказанного жилого помещения. Однако его обращения к ответчику о выплате данной компенсации остались без удовлетворения, что полагает незаконным. Полагает, что имеет право на получение данной компенсации и просит взыскать с ответчика <данные изъяты> руб. оплаченных им за наем жилья в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, обязать ответчика далее выплачивать ему компенсацию за наем квартиры в размере <данные изъяты> руб. ежемесячно.

В последующем истец уточнил требования по иску (л.д.67). Указав, что прекратил службу ДД.ММ.ГГГГ, просит взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию за наем жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб.

В судебном заседании истец Суханов В.Ю. на иске настаивал, просил его удовлетворить и взыскать с федерального государственного казенного учреждения «Специальное управление федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»    компенсацию за наем жилого помещения в размере <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

Представитель ответчика Железова М.А. считала иск не основанным на законе и не подлежащим удовлетворению, поскольку нарушений прав истца со стороны ответчика допущено не было. Просила отказать в удовлетворении исковых требований истца в связи с пропуском трехмесячного срока для обращения в суд.

      Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и это подтверждено материалами дела, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации в должности <данные изъяты> специальной пожарной части Специального управления ФПС МЧС России (л.д.42,43).

Статьей 54 Положения о Службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1 в редакции от 25 декабря 2008 года, действие которого распространено на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предусмотрено право сотрудников на денежную компенсацию за поднаем (наем) жилых помещений в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ.

Указанный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 852 "О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, лицам, начальствующего Состава Государственной фельдъегерской службы РФ" (далее по тексту Постановление).

Данным Постановлением установлено, что сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилого помещения, но не более <данные изъяты> рублей (для <адрес>).

В силу требований п. 2 Постановления денежная компенсация выплачивается финансовым органом по месту службы сотрудника за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц на основании рапорта сотрудника и приказа руководителя соответствующего органа, подразделения, учреждения.

К рапорту сотрудника прилагаются следующие документы: договор найма (поднайма) жилого помещения, заключенный в соответствии с законодательством Российской Федерации; справка кадрового подразделения о составе семьи сотрудника и о совместном проживании сотрудника и членов его семьи, а также о выписке их с прежнего места жительства.

В соответствии с п. 2 Приказа ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 08.05.2009 года N 198 "Об утверждении порядка представления в Жилищную комиссию документов для выплаты компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и последующих выплатах" и п. 1.3 утвержденной данным приказом Инструкции "О порядке предоставления документов в жилищную комиссию ГУ для принятия решения о выплате компенсации за наем (поднаем), предусмотрено, что для получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудники и военнослужащие должны быть признаны в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях.

Вместе с тем, поскольку положения данного приказа не могут противоречить требованиям законодательных актов Российской Федерации, ими не могут быть введены какие-либо дополнительные ограничения или требования при решении вопроса о предоставлении компенсационных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Тем не менее, сам компенсационный характер возмещения затрат, понесенных по договору найма сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, не имеющими жилых помещений для постоянного проживания, и порядок осуществления таких выплат, свидетельствуют о возможности выплаты соответствующих компенсаций лишь в случае отсутствия возможности обеспечить сотрудника жилым помещением в установленном порядке.

Как следует из материалов дела, истец по вопросу обеспечения его жилым помещением к ответчику не обращался.

Суханов В.Ю., ссылаясь на положения Постановления, указывает, что ему должна быть выплачена компенсация за наем жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб.

Однако ежемесячно, как это предусмотрено п. 2 Постановления, рапорт о выплате ему денежной компенсации за наем жилья истец ответчику не подавал.

Установлено и не оспаривалось сторонами, что истцом за период его службы было подано два рапорта о выплате ему денежной компенсации за наем жилья - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, как при подаче рапорта от ДД.ММ.ГГГГ, так и при подаче рапорта от ДД.ММ.ГГГГ всех документов, необходимых в силу положений пункта 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 852, истец ответчику не предоставил, а именно не предоставил документ о выписке члена своей семьи (супруги) с её прежнего места жительства.

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями рапортов истца (л.д.36,37), его объяснениями, объяснениями представителя ответчика в судебном заседании.

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у ответчика правовых оснований для удовлетворения рапортов истца от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

За иные месяцы спорного периода ответчик также не имел оснований для издания приказов о выплате Суханову В.Ю. компенсации за наем жилья, поскольку истец не подавал ответчику об этом рапортов, не предъявлял необходимых документов, являющихся, наряду с рапортами, в силу требований п. 2 Постановления, основанием для решения вопроса об осуществлении таких выплат.

В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, не предусмотрен срок для защиты прав материального характера по искам данных сотрудников.

Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации вправе свободно выбирать род деятельности и профессию.

Юридическим оформлением выбора гражданина является, в частности, заключение контракта о прохождении службы или трудового договора (контракта).

Таким образом, прохождение службы в органах внутренних дел является реализацией гражданами принадлежащего им права на труд, исходя из чего при рассмотрении дел по искам сотрудников органов внутренних дел, в том случае если последние обращаются с требованиями материального характера, подлежит применению ст. 392 ТК РФ (трехмесячный срок обращения в суд).

    Доводы представителя ответчика о том, что истцом пропущен трехмесячный срок для разрешения индивидуального трудового спора, суд находит заслуживающими внимания.

Как установлено судом, истец просит взыскать с ответчика в его пользу компенсацию за наем жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

Обращаясь с указанными требованиями, истец не учитывает, что о нарушении своих прав он узнал в ДД.ММ.ГГГГ года, что нашло подтверждение в его пояснениях, пояснениях представителя ответчика, в то время как с иском в суд обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока для обращения в суд с заявленными требованиями.

Пропуск срока на обращение в суд истец обосновал тем, что не желал обращаться в суд в период своей службы, так как думал, что у него возникнут проблемы с руководством.

    Доказательств, объективно свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд с настоящим иском истец суду не представил, заявив, что их не имеет.

По материалам дела ответчик препятствий для обращения истца в суд с иском не чинил. Обстоятельств, связанных с личностью истца (болезнь, неграмотность и т.п.), исключающих возможность в установленный федеральным законом срок обратиться в суд, истец суду не представил.

    В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в пункте 5 постановления № 2 от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья вправе принять решение об отказе в иске именно по этому основанию.

    По вышеизложенным мотивам суд не находит законных оснований для удовлетворения иска Суханова В.Ю.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в иске Суханова ФИО5 к федеральному государственному казенному учреждению «Специальное управление федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о взыскании компенсации за наем жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение 10 дней.

Председательствующий судья                                            Л.В. Куприй