2-4294-11, о защите жилищных прав



Дело № 2-4294-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2011 года     г. Северодвинск

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Лопатина А.К.,

при секретаре Охаловой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Северодвинске гражданское дело по иску прокурора г. Северодвинска в интересах Виздоагэ С.В. к администрации Муниципального образования Северодвинск о защите жилищных прав,    

    

установил:

Прокурор г. Северодвинска обратился в суд с иском в интересах Виздоагэ С.В. к администрации Муниципального образования Северодвинск о защите жилищных прав. В обоснование исковых требований указал, что Виздоагэ С.В. обратился в прокуратуру г. Северодвинска с заявлением о защите своих жилищных прав, оспариваемых Администрацией МО «Северодвинск». По результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что Виздоагэ СВ., ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать В.Е.В. и отец В.В.Н. по решению Северодвинского городского суда от 28.09.1985 по делу № 2-3286 лишены в отношении сына родительских прав. На основании постановления Администрации Северодвинска от 19.01.1996 № 11/8 Виздоагэ С.В., как оставшийся без попечения родителей, был направлен в Дом ребенка г. Северодвинска. В соответствии с п. 2 указанного постановления за несовершеннолетним Виздоагэ С.В. было сохранено право на жилую площадь по адресу: <адрес> Постановлением мэра Северодвинска от 14.09.2009 № 45-пн в постановление Администрации Северодвинска от 19.01.1996 № 11/8 внесено изменение, за Виздоагэ С.В. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, комната площадью 16,3 кв. м. По окончании пребывания в Доме ребенка Виздоагэ С.В. продолжил обучение в Государственном автономном образовательном учреждении начального профессионального образования Архангельской области «Профессиональное училище № 21», которое окончил в июне 2011 года. Виздоагэ С.В. не имеет возможности проживать в закрепленном за ним жилом помещении по следующим причинам: жилое помещение по адресу: <адрес>, представляет собой комнату в трехкомнатной квартире жилой площадью 16.3 кв.м., расположенную на первом этаже двухэтажного жилого деревянного дома. По указанному адресу совместно с Виздагэ С.В. зарегистрирована и проживает его сестра Виздоагэ О.В. Дом 1939 года постройки, по амортизационным показателям по данным БТИ отнесен к ветхому, включен в реестр ветхого, аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда по состоянию на 01.03.2011 года. 23.06.2011 года Виздоагэ С.В. обратился в Администрацию Северодвинска с заявлением на имя Заместителя Главы Администрации по социальным вопросам об установлении факта невозможности его совместного проживания с сестрой для последующей постановки его на учет для внеочередного предоставления жилой площади как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п.п. 3 п. 2 ст. 6.1 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 79-5-03 (ред. от 19.11.2010) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» лица из детей, оставшихся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения при невозможности совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами в жилом помещении и при отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей, иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принимаются на учет для внеочередного предоставления жилой площади. Невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами устанавливается на основании заключения органа опеки и попечительства по результатам обследования жилого помещения. В ходе проведенного специалистом органа опеки и попечительства обследования жилого помещения Виздоагэ С.В. обстоятельства, приведенные последним в обоснование невозможности совместного проживания с Виздоагэ О.В., нашли свое подтверждение. По результатам обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Управлением образования Администрации Северодвинска установлена невозможность совместного проживания Виздоагэ С.В. по указанному адресу с иными лицами (заключение от 22.06.2011 года). Согласно справке СМУП «Бюро по обмену жилых помещений» от 07.06.2011 года обмен указанной комнаты на жилые помещения по разным адресам невозможен. Правовых оснований для выселения Виздоагэ О.В. из указанного жилого помещения не имеется. Вместе с тем, в издании распоряжения об установлении невозможности совместного проживания в жилом помещении с иными лицами и в постановке на учет для внеочередного предоставления жилой площади Виздоагэ СВ. Администрацией Северодвинска было отказано (письмо Управления образования от 22.07.2011), вследствие чего нарушено его право на внеочередное обеспечение жилым помещением. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2006 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 7 областного закона Архангельской области от 05.07.2001 № 49-7-03 (ред. от 08.12.2005) «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях обеспечиваются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 46 закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-03 «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований. Пунктом 1.1 решения Муниципального Совета Северодвинска от 26.05.2005 № 18 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы жилого помещения» на территории МО «Северодвинск» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в минимальном размере составляет 14 кв.м. общей площади на одного человека. Финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на соответствующий календарный год бюджету муниципального образования «Северодвинск». Ссылаясь на указанные доказательства и приведенные нормы действующего законодательства, прокурор просит признать действия Администрации Северодвинска об отказе Виздоагэ С.В. в установлении невозможности совместного проживания в жилом помещении по адресу: г. Северодвинск, ул. Советская, д. 34, кв. 1, с иными лицами, и в постановке на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением незаконными; обязать Администрацию МО «Северодвинск» поставить Виздоагэ С.В. на учет для внеочередного предоставления жилого помещения и предоставить Виздоагэ С.В. жилое помещение площадью не менее 14 квадратных метров по договору социального найма, расположенное в черте города Северодвинска, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Северодвинску, за счет средств субвенций областного бюджета.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Усов А.В., истец Виздоагэ С.В. исковые требования поддержали по изложенным основаниям.

Представитель ответчика представил заявление о несогласии с иском и рассмотрении дела в его отсутствие. По утверждению ответчика, истцом не представлено доказательств факта невозможности совместного проживания с сестрой Виздоагэ О.В., непригодности занимаемого жилого помещения. Администрации Северодвинска, как органу опеки и попечительства не переданы полномочия по установлению факта невозможности совместного проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей с бывшими родителями и иными лицами. За Виздоагэ С.В. закреплено в установленном порядке жилое помещение, поэтому оснований для постановки его на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением не имеется.

Третье лицо Виздоагэ О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что совместное проживание с братом в одной комнате невозможно, так как у неё имеется своя семья.

Представитель Управления образования администрации Муниципального образования Северодвинск представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, полагает, что совместное проживание Виздоагэ С.В. с сестрой невозможно, разменять комнату в ветхом жилом доме невозможно.

В порядке ст. 167 ГПК РФ дело было рассмотрено при данной явке.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.6.1. Областного закона от 20.09.2005 № 79-5-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа, имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения при невозможности совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами в жилом помещении и при отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей, иных лиц в порядке, установленном законодательством РФ. Невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами устанавливается на основании заключения органа опеки и попечительства по результатам обследования жилого помещения.

    Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ (ред. от 24.10.2011) "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в статье 45 настоящего областного закона, наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В ходе судебного заседания нашло подтверждение, что истец Виздоагэ С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать В.Е.В. и отец В.В.Н. по решению Северодвинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2-3286 лишены в отношении сына родительских прав. На основании постановления Администрации Северодвинска от 19.01.1996 № 11/8 Виздоагэ С.В., как оставшийся без попечения родителей, был направлен в Дом ребенка г. Северодвинска. В соответствии с п. 2 указанного постановления за несовершеннолетним Виздоагэ С.В. было сохранено право на жилую площадь по адресу: г. Северодвинск, ул. Мира д. 14, ком. 65. Постановлением мэра Северодвинска от 14.09.2009 № 45-пн в постановление Администрации Северодвинска от 19.01.1996 № 11/8 внесено изменение, за Виздоагэ СВ. закреплено жилое помещение по адресу: г. Северодвинск, ул. Советская, д. 34, кв. 1, комната площадью 16,3 кв. м. По окончании пребывания в детском воспитательном учреждении Виздоагэ С.В. продолжил обучение в Государственном автономном образовательном учреждении начального профессионального образования Архангельской области «Профессиональное училище № 21», которое окончил в июне 2011 года.

Виздоагэ С.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, комната площадью 16,3 кв. м. Кроме него в этой комнате зарегистрирована сестра Виздоагэ О.В. Комната находится в трехкомнатной коммунальной муниципальной квартире на 1 этаже двухэтажного деревянного дома. Нанимателем комнаты в соответствии с договором социального найма от 02.11.2009 года и выпиской из домовой книги является Виздоагэ О.В. состав семьи – 2 человека.

Жилой дом по адресу: <адрес>, - 1939 года постройки, по амортизационным показателям по данным БТИ отнесен к ветхому жилфонду, включен в реестр ветхого, аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда по состоянию на 01.03.2011 года, однако в установленном порядке непригодным для проживания не признавался.

    Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются, поэтому суд полагает их установленными.

    По результатам обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Управлением образования администрации муниципального образования Северодвинск, выполняющим функции органа опеки и попечительства в отношении лиц, оставшихся без попечения родителей, установлена невозможность совместного проживания истца Виздоагэ С.В. по указанному адресу с 3-им лицом Виздоагэ О.В., в подтверждение чему представлено заключение от 22.06.2011 года.

    При обращении Виздоагэ С.В. 23.06.2011 года с заявлением в администрацию Муниципального образования Северодвинск об установлении невозможности совместного проживания в указанной комнате с иными лицами и постановки на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением ответчик предложил истцу представить доказательства невозможности обмена жилого помещения по адресу: <адрес> либо доказательства невозможности выселения из указанного жилого помещения сестры Виздоагэ О.В.

Согласно справке СМУП «Бюро по обмену жилых помещений» от 07.06.2011 года обмен указанной комнаты на жилые помещения по разным адресам невозможен (л.д. 13).

    По утверждения прокурора и истца, правовых оснований для выселения 3-го лица Виздоагэ О.В. из указанного жилого помещения не имеется.

Разрешая возникший спор, суд полагает приведенные доводы прокурора и истца заслуживающими внимания, ибо они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.

Согласно ст.6.1 Областного закона от 20.09.2005 № 79-5-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами устанавливается на основании заключения органа опеки и попечительства по результатам обследования жилого помещения.

Обследование жилого помещения комнаты 16,3 кв.м. по адресу: <адрес> проведено специалистами органа опеки и попечительства, заключением начальника Управления образования администрации муниципального образования Северодвинск, выполняющим функции органа опеки и попечительства в отношении лиц, оставшихся без попечения родителей, установлена невозможность совместного проживания истца Виздоагэ С.В. по указанному адресу с 3-им лицом Виздоагэ О.В.

Разменять комнату 16,3 кв.м. по адресу: <адрес> на два жилых помещения путем обмена не представляется возможным, равно как не представляется возможным выселить Виздоагэ О.В. из указанной комнаты без предоставления другого жилого помещения ввиду отсутствия для этого правовых оснований.

Ответчик не представил в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств, опровергающих доводы и требования прокурора и истца.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству суд предлагал ответчику представить доказательства правомерности отказа Виздоагэ С.В. в установлении невозможности совместного проживания в жилом помещении по адресу: <адрес> постановке на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением (л.д. 21), однако таковых доказательств ответчик не представил.

По смыслу ст.6.1. Областного закона от 20.09.2005 № 79-5-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» обязанность по постановке на учет для внеочередного предоставления жилой площади детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, имевших закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения при невозможности совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами в жилом помещении и при отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей, иных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, возлагается на органы местного самоуправления, поэтому эти же органы устанавливают невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами на основании заключения органа опеки и попечительства по результатам обследования жилого помещения.

В материалах дела имеется подготовленный, но не подписанный проект распоряжения администрации Северодвинска об установлении невозможности совместного проживания Виздоагэ С.В. в жилом помещении адресу: <адрес> иными лицами.

В рассматриваемом случае бездействие органа местного самоуправления в установлении невозможности совместного проживания истца в жилом помещении по адресу: <адрес> иными лицами и в постановке на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением следует расценивать как отказ в исполнении предусмотренных названным законом обязанностей.

Областной законодатель определил обстоятельства, при которых орган местного самоуправления обязан поставить на учет для внеочередного предоставления жилой площади детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, имевших закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения.

В рассматриваемом споре предусмотренные законом обстоятельства для постановки Виздоагэ С.В. на учет для внеочередного предоставления жилой площади нашли свое подтверждение.

Пунктом 1.1 решения Муниципального Совета Северодвинска от 26.05.2005 № 18 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы жилого помещения» на территории МО «Северодвинск» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в минимальном размере составляет 14 кв.м. общей площади на одного человека. Финансовое обеспечение государственных полномочий <адрес> по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на соответствующий календарный год бюджету муниципального образования «Северодвинск».

С целью защиты жилищных прав Виздоагэ С.В., предусмотренных действующим жилищным законодательством, суд удовлетворяет иск прокурора г. Северодвинска и признает незаконными действия администрации Муниципального образования Северодвинск по отказу Виздоагэ С.В. в установлении невозможности совместного проживания в жилом помещении по адресу: <адрес> иными лицами и в постановке на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением.

На администрацию Муниципального образования Северодвинск возлагается обязанность поставить Виздоагэ С.В. на учет для внеочередного предоставления жилого помещения на условиях социального найма и предоставить ему по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 14,0 квадратных метров, расположенное в черте города Северодвинска, отвечающее санитарно – техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора г. Северодвинска в интересах Виздоагэ С.В. к администрации Муниципального образования Северодвинск о защите жилищных прав удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации Муниципального образования Северодвинск по отказу Виздоагэ С.В. в установлении невозможности совместного проживания в жилом помещении по адресу: <адрес> иными лицами и в постановке на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением.

Обязать администрацию Муниципального образования Северодвинск поставить Виздоагэ С.В. на учет для внеочередного предоставления жилого помещения на условиях социального найма.

Обязать администрацию Муниципального образования Северодвинск предоставить Виздоагэ С.В. по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 14,0 квадратных метров, расположенное в черте города Северодвинска, отвечающее санитарно – техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий Лопатин А.К.