Дело № 2 – 3622-11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северодвинск 21 сентября 2011 г.
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Патронова Р.В.,
при секретаре Корельской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Северодвинска в интересах ФИО7 к Администрации муниципального образования «Северодвинск» об обязании постановки на учет для внеочередного предоставления жилого помещения и обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма,
установил:
заместитель прокурора г. Северодвинска в интересах ФИО7 обратился в суд с указанным иском. Просил обязать Администрацию муниципального образования «Северодвинск» поставить ФИО7 на учет для внеочередного предоставления жилого помещения и предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, за счет средств субвенций областного бюджета.
Требования мотивировал тем, что по 2011 год ФИО7 являлась воспитанницей ГОУ «Северодвинская общеобразовательная средняя школа-интернат». После окончания обучения жильем обеспечена не была. В июне 2011 года обратилась с заявлением к ответчику об обеспечении её жильем во внеочередном порядке, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которое ответчиком оставлено без удовлетворения. Отказ ответчиком мотивирован наличием сохраненного права на жилую площадь в Северодвинске по <адрес>. Считает действия ответчика не соответствующими требованиям закона и нарушающими жилищные права ФИО7
В судебное заседание помощник прокурора г. Северодвинска Вербина М.С., истец ФИО7 на удовлетворении исковых требований настаивали. Поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении. ФИО7 пояснила суду, что по окончании пребывания в ГОУ «Северодвинская общеобразовательная школа-интернат» с 01.09.2011 обучается в <данные изъяты> и проживает в общежитии данного учебного заведения. По окончании <данные изъяты> планирует остаться в г. Северодвинске, в связи с чем нуждается в обеспечении жильем.
Представитель ответчика Администрации МО «Северодвинск» Хлусов В.В. исковые требования не признал. Считал иск ФИО7. не основанным на законе, а соответственно не подлежащим удовлетворению. Полагал, что в удовлетворении исковых требования должно быть отказано, поскольку истец не состоит на учете в Администрации МО «Северодвинск» как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет закрепленное жилое помещение, а также в связи с тем, что в настоящее время обеспечена жильем в г. Архангельске по месту учебы.
Третьи лица Правительство Архангельской области, Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, Управление образования Администрации МО «Северодвинск» о времени и месте судебного заседания извещены судом надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили. Представитель Министерства образования, науки и культуры Архангельской области представил суду отзыв на исковое заявление, в котором считал требования ФИО7. основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных судом о времени и месте судебного заседания, представивших заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, оценив доказательства в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, материалами гражданского дела № 2-796-04 по иску Управления образования администрации Мо «Северодвинск» к ФИО15., ФИО16. о лишении родительских прав и взыскании алиментов, личным делом ФИО7., представленными доказательствами, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом в соответствии со статьей 114 ГПК РФ предлагалось сторонам представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, указывалось на последствия непредставления доказательств, а также разъяснялись положения статьи 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 1 Жилищного кодекса РФ к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обуславливаемых им жилищных прав по своему усмотрению в своих интересах. В условиях экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.
Статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную платы из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как установлено судом, истец ФИО7 родилась ДД.ММ.ГГГГ года, о чем ДД.ММ.ГГГГ в книге регистрации актов о рождении произведена запись №. Родителями истца являлись: отец – ФИО15, мать – ФИО16. (л.д. 10).
Решением Северодвинского городского суда от 25 мая 2004 года ФИО15 и ФИО16. были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО7 (л.д. 11).
Постановлением Администрации МО «Северодвинск от 26 июля 2004 года № 1/206 истец ФИО7 была направлена в Северодвинскую школу – интернат, как лицо, оставшееся без попечения родителей. Этим же постановлением за ней было закреплено право на жилую площадь по <адрес> (л.д. 12).
С 2004 года по 2011 год истец обучалась в ГОУ «Северодвинская общеобразовательная средняя школа-интернат» (л.д. 50, 51).
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, материалами дела, сторонами не оспариваются и сомнения у суда не вызывают, в связи с чем суд считает их установленными.
Обращаясь с требованиями о возложении на Администрацию МО «Северодвинск» обязанность поставить ФИО7. на учет для внеочередного обеспечения жильем, заместитель прокурора г. Северодвинска, исходил из того, что ФИО7 относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С указанными доводами заместителя прокурора г. Северодвинска суд соглашается, находит их основанными на правильном толковании норм материального права.
Право детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилого помещения закреплено в статье 57 Жилищного кодекса РФ.
Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Архангельской области принят Закон от 05.07.2001 № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», Закон от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма», а также Закон Архангельской области от 20.09.2055 № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области».
В силу части 3 статьи 6.1 Закона Архангельской области № 79-5-ОЗ, учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляет по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации.
Системное толкование перечисленных норм материального права свидетельствует о том, что место предоставления жилого помещения ставится в зависимость от места жительства лица, оставшегося без попечения родителей.
При этом, закрепляя за детьми, оставшимися без попечения родителей право на обеспечение жильем по месту жительства, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указывает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями – в порядке, предусмотренным частью 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
При таких обстоятельствах, поскольку истец является сиротой, по окончании обучения в образовательном учреждении не была обеспечена жильем, суд с учетом требований части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, признает незаконным отказ ответчика в постановке на учет для внеочередного обеспечении жилым помещением, возлагает на ответчика обязанность поставить ФИО7 на учет для внеочередного предоставления жилого помещения, а также предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не ниже установленной социальной нормы, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в пределах муниципального образования «Северодвинск» за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Доводы представителя ответчика Хлусова В.В. о том, что в удовлетворении исковых требований истца должно быть отказано, поскольку за истцом закреплено право на жилую площадь по <адрес>, несостоятельны по следующим основаниям.
Действительно, постановлением Администрации МО «Северодвинск» от 26 июля 2004 года № 1/206 за истцом ФИО7 закреплено право на жилплощадь по <адрес>.
Вместе с тем, ссылаясь на указанное постановлением, представитель ответчика Хлусов В.В. не учитывает положения статьи 6.1 Закона Архангельской области № 79-5-ОЗ, согласно которым на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения при невозможности совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами в жилом помещении и при отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей, иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами устанавливается на основании заключения органа опеки и попечительства по результатам обследования жилого помещения.
Согласно постановлению мэра муниципального образования «Северодвинск» от 21.12.2007 № 313, в соответствии с Областным законом от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области», Управление образования Администрации МО «Северодвинск» осуществляет государственные полномочия по опеки и попечительству. В силу предоставленных Управлению образованию государственных полномочий, последнее провело обследование жилищных условий ФИО7., по результатам которого вынесло заключение, которым установило невозможность проживания истца ФИО7 в закрепленном за ней жилом помещении (л.д. 16).
С данным заключением представитель ответчика Хлусов В.В. был ознакомлен, с ним согласился и его не оспаривал.
Доводы представителя ответчика Хлусова В.В. о том, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано, поскольку истец ФИО7 обучается в <данные изъяты>, где в настоящее время обеспечения жильем, суд отвергает как не основанные на законе.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу приведенной нормы Жилищного кодекса РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности к таким юридическим фактам относится окончание учебы в интернатном учреждении.
Материалами дела достоверно установлено, что после окончания ГОУ «Северодвинская общеобразовательная школа-интернат» истец ФИО7 жильем по договору социального найма обеспечена не была, в связи с чем она имеет право на внеочередное предоставление жилья.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора города Северодвинска в интересах ФИО7 к Администрации Муниципального образования «Северодвинск» об обязании постановки на учет для внеочередного предоставления жилого помещения и обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Северодвинск» поставить ФИО7 на учет для внеочередного предоставления жилого помещения.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Северодвинск» предоставить ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не ниже установленной социальной нормы (14,0 кв.м.), отвечающее санитарным и техническим требованиям, в пределах муниципального образования «Северодвинск» за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней через Северодвинский городской суд.
Председательствующий Р.В.Патронов