о признании решения администрации МО `Северодвинск` незаконным



Дело № 2–4073-11

             

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Северодвинск 26 октября 2011 года

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Хмара Е.И.,

при секретаре Потеловой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г. Северодвинска гражданское дело по заявлению прокурора города Северодвинска в интересах Кондратова Вячеслава Юрьевича о признании незаконным решения администрации муниципального образования «Северодвинск» об отказе в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства,

установил:

прокурор города Северодвинска обратился в суд в защиту прав и законных интересов Кондратова В.Ю. с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования «Северодвинск» (далее – администрация МО «Северодвинск», администрация Северодвинска) об отказе в предоставлении Кондратову В.Ю. земельного участка для индивидуального жилищного строительства; и о возложении обязанности предоставить Кондратову В.Ю. земельный участок (кадастровый номер ) в аренду для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование требований указал, что Кондратов В.Ю. имеет в составе своей семьи ребенка-инвалида. ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в администрацию МО «Северодвинск» с заявлением о предоставлении на основании ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» земельного участка для индивидуального жилищного строительства в <адрес> <адрес>. Письмом председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям (далее КУМИ и ЗО) администрации Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ года заявителю было сообщено, что в указанном районе имеются два сформированных земельных участка, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, и предложено представить документы, позволяющие однозначно установить, на какой именно земельный участок Кондратов В.Ю. желает приобрести право. В повторном заявлении в администрацию Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ года Кондратовым В.Ю. был указан кадастровый номер земельного участка , к заявлению прилагалась схема с указанием границ участка, копия паспорта и справка об инвалидности Кондратова К.В. Письмом председателя КУМИ и ЗО администрации Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ года заявителю было отказано в предоставлении земельного участка под кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства, поскольку администрацией Северодвинска принято решение о предоставлении указанного земельного участка посредством проведения торгов. Земельный участок под кадастровым номером свободен от прав третьих лиц и предназначен для индивидуального жилищного строительства. Иное использование указанного земельного участка администрацией Северодвинска не планируется. При данных обстоятельствах отказ администрации Северодвинска в предоставлении данного земельного участка Кондратову В.Ю. нарушает право семьи, имеющей в своем составе ребенка-инвалида, на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании помощник прокурора Баранов П.М. требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Также полагал, что ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержит в качестве условия на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства такой критерий, как нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Кондратов В.Ю. требования прокурора поддержал, просил обязать администрацию МО «Северодвинск» предоставить ему земельный участок для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>. При этом пояснил, что его семья не состоит и не состояла на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем считает, что данное обстоятельство не имеет значения, так как положения Закона не содержат требований о признании инвалида нуждающимся в улучшении жилищный условий для решения вопроса получения им земельного участка, что подтверждается письмом Министерства здравоохранения и социального развития от 24.05.11г. № 10-4/335304-30.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Северодвинск» Шарпалова Л.А. считала заявление не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что Комиссия по предварительному рассмотрению заявлений по вопросам, касающимся размещения объектов капитального строительства либо временного размещения временных объектов, приняла решение о продаже права аренды земельных участков путем проведения торгов с учетом положений ст.30.1 ЗК РФ. Кроме заявителя на получение земельного участка в аренду претендовали и иные лица, в связи с чем было принято решение о проведении аукциона. Заявления Кондратова В.Ю. мэром Северодвинска были переданы для рассмотрения в Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям (КУМИ и ЗО) администрации Северодвинска, ответы руководителя этого структурного подразделения заявителю были согласованы с администрацией МО «Северодвинск», принятые решения сообщены в письменной форме. Кроме того, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий. По сообщению УМЖФ администрации Северодвинска Кондратов К.В. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит. Полагает, что решение администрации МО «Северодвинск» от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе Кондратову В.Ю. в предоставлении земельного участка было принято уполномоченным органом, в порядке, установленном законом.

Выслушав объяснения прокурора, заявителя, представителя администрации МО «Северодвинск», оценив их в совокупности с материалами дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления прокурора по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 и ст. 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Судом установлено, что в Бюллетене нормативно-правовых актов МО «Северодвинск» «Вполне официально» от 11.02.2011 г. № 3 администрацией МО «Северодвинск» была опубликована информация о подготовке документов для проведения торгов по продаже земельных участков или продаже права на заключение договоров аренды земельных участков. Для строительства индивидуальных жилых домов в районе пересечения ул. <адрес> предлагались два земельных участка: площадью 904 кв.м под кадастровым номером , и площадью 905 кв.м под кадастровым номером (л.д.12, 19).

Заявитель Кондратов В.Ю. является отцом ребенка - инвалида ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ года Кондратов В.Ю. обратился с заявлением к главе МО «Северодвинск» о предоставлении в аренду земельного участка в районе <адрес> для индивидуального жилищного строительства на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», приложив справку об инвалидности ребенка (л.д.6).

Председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Северодвинска был дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось, что предоставление прав на земельные участки будет осуществляться посредством проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, с учетом положений ст.30.1 ЗК РФ. Одновременно обращалось внимание на непредставление документов, позволяющих определить, на какой именно земельный участок заявитель претендует (л.д.7).

ДД.ММ.ГГГГ. Кондратов В.Ю. повторно обратился с заявлением на имя мэра Северодвинска о предоставлении ему как воспитывающему ребенка-инвалида земельного участка в г.Северодвинске в районе <адрес> для индивидуального жилищного строительства, кадастровый номер без проведения торгов (л.д.8).

ДД.ММ.ГГГГ года председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Северодвинска был дан ответ, согласно которому размещение индивидуального жилого дома на испрашиваемом земельном участке возможно, Кондратов В.Ю. вправе принять участие в аукционе продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Без проведения торгов испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен (л.д.9).

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц, участвующих в деле, свидетельством о рождении ребенка, справкой МСЭ, заявлениями заявителя и ответами на них администрации МО «Северодвинск», другими материалами дела и никем не оспариваются.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилым помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.

Пунктом 1 Правил установлено, что инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

Из толкования приведенных норм в их совокупности следует, что реализация права инвалидов или семей, имеющих детей-инвалидов, на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства обусловлена необходимостью улучшения жилищных условий данной категории граждан.

В связи с чем первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.

Как следует из справки Управления муниципального жилищного фонда администрации МО «Северодвинск» от ДД.ММ.ГГГГ. Кондратов В.Ю., ФИО9 на учете в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоят (л.д.117).

Данный факт подтверждается объяснениями Кондратова В.Ю., который пояснил, что он, супруга и двое детей проживают в квартире общей площадью 44 квадратных метра, нуждающимися в улучшении жилищных условий они не признаны и на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояли и не состоят.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным решения администрации МО «Северодвинск» об отказе Кондратову В.Ю. в предоставлении земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство без проведения аукциона, и возложении обязанности предоставить испрашиваемый земельный участок в первоочередном порядке, не имеется.

В связи с изложенным заявление прокурора Северодвинска не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора города Северодвинска в интересах Кондратова Вячеслава Юрьевича о признании незаконным решения администрации муниципального образования «Северодвинск» об отказе в предоставлении Кондратову В.Ю. земельного участка для индивидуального жилищного строительства и возложении обязанности предоставить Кондратову В.Ю. земельный участок (кадастровый номер ) в аренду для индивидуального жилищного строительства оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение десяти дней.

Судья-председательствующий Е.И. Хмара