Дело № 2-4542-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северодвинск 8 декабря 2011 года
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Буториной Л.В.
при секретаре Силиной И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Северодвинске гражданское дело по иску Евлюхинцевой Светланы Маратовны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске о признании недействительным отказа в назначении трудовой пенсии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, понуждении к назначению пенсии,
установил:
Евлюхинцева С.М. обратилась в суд иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного Фонда РФ в г. Северодвинске (далее по тексту ГУ –УПФ РФ в г. Северодвинске) о признании незаконным отказа в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, понуждению к назначению пенсии в связи с педагогической деятельностью с 15 августа 2011 года, поскольку имеет педагогический стаж работы в размере 25 лет.
В обоснование иска указала, что в связи с исполнением 25 лет педагогической деятельности она обратилась в ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске с заявлением о назначении пенсии. Однако в назначении пенсии на основании решения ГУ - УПФ РФ в г. Северодвинске от 24 августа 2011 года ей было отказано. Считает, что ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске необоснованно отказало включить в стаж ее педагогической деятельности периоды нахождения в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации, а также в отпусках по уходу за ребенком до полутора и трех лет.
В судебном заседании истец Евлюхинцева С.М. и ее представитель Деснева С.А. на иске настаивали.
Представители ответчика ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске и третьего лица МОУ «СОШ № 2» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав объяснения истца и его представителя, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, материалами пенсионного дела, представленными доказательствами, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
С 1 января 2002 года назначение и выплата трудовых пенсий устанавливается Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 этой же статьи Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила).
Согласно указанному Списку должность учителя включена в Список должностей, по которым назначается пенсия за выслугу лет. Согласно пункту 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка к учреждениям, работа преподавателем в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относятся общеобразовательные школы-интернаты всех наименований.
Судом установлено, что 15 августа 2011 года Евлюхинцева С.М. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Северодвинске с заявлением о назначении досрочной пенсии. Согласно решению № 37/23 от 24 августа 2011 года истцу было отказано в назначении пенсии, при этом зачли в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период работы с 15 августа 1986 года по 14 августа 2011 года в должности учителя начальных классов в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» в количестве 23 лет 3 месяцев 10 дней.
В стаж работы ответчиком не были включены периоды нахождения в учебных отпусках в количестве 9 месяцев 19 дней, а также время пребывания на курсах повышения квалификации в количестве 5 дней, а также периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 6 октября 1992 года по 10 июня 1993 года и в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 11 июня 1993 года по 1 сентября 1993 года.
Суд находит, что решение от 24 августа 2011 года в части отказа в назначении пенсии с 15 августа 2011 года является незаконным.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации.
В связи с тем, что в периоды нахождения лица на курсах повышения квалификации за работником сохранялось место работы (должность), выплачивалась средняя заработная плата, указанные периоды подлежат включению в стаж работы, дающий право на пенсию.
На основании ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причем данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении, и законодатель не связывает предоставление этих дополнительных отпусков с соответствием профиля образовательного учреждения выполняемой работе.
Статья 198 КЗоТ РСФСР также предусматривал право работников, обучающихся в высших учебных заведениях без отрыва от производства на предоставление учебных отпусков с сохранением среднего заработка.
В соответствии с п.5 Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В период с января 1999 года по июнь 2003 года истица обучалась в имеющем государственную аккредитацию государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Поморский государственный университет им.Ломоносова». В период обучения работодателем ежегодно предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы для прохождения промежуточной аттестации и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд, что подтверждается представленными работодателем документами.
Следовательно, указанные периоды подлежат включению в педагогический стаж истца.
Кроме того, до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Принимая во внимание, что отпуск истца по уходу за ребенком начался с 18 февраля 1992 года, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 6 октября 1992 года по 1 сентября 1993 года подлежит включению в специальный стаж работы истца.
Итого стаж истца по состоянию на 15 августа 2011 года, то есть на день подачи заявления, составил 25 лет, поскольку истец не имел периодов, подлежащих исключению из стажа, в том числе не находился в отпусках без сохранения заработной платы.
В связи с чем, суд выносит решение о признании недействительным решения комиссии Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске от 24 августа 2011 года в части отказа в досрочном назначении истцу трудовой пенсии, признает за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии с 15 августа 2011 года, а также обязывает ответчика установить ему трудовую пенсию с этого времени.
Удовлетворяя требования истца, суд в соответствии со ст. 98 ГПК РФ взыскивает с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Евлюхинцевой Светланы Маратовны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске о признании недействительным отказа в назначении трудовой пенсии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, понуждении к назначению пенсии удовлетворить.
Признать недействительным решение комиссии Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске от 24 августа 2011 года в части отказа в досрочном назначении трудовой пенсии Евлюхинцевой Светлане Маратовне.
Признать за Евлюхинцевой Светланой Маратовной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 15 августа 2011 года.
Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске назначить Евлюхинцевой Светлане Маратовне трудовую пенсию по старости с 15 августа 2011 года.
Взыскать с Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске в пользу Евлюхинцевой Светланы Маратовны расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий судья подпись:
Верно
Судья Северодвинского суда Буторина Л.В.