решение об отказе в удовлетворении иска о постановне на учет в качестве нуждающегося в улучшении жил. условий



Дело № 2 – 3349-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Северодвинск 27 октября 2011 года

    

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Ножниной Е.К.,

при секретаре Ермолиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дерягиной Татьяны Анатольевны об оспаривании бездействия Администрации МО «Северодвинск», признании незаконным распоряжения Администрации МО «Северодвинск» от 05 сентября 2011 года №100-рж, понуждении принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

установил:

Дерягина Т.А. обратилась с заявлением об оспаривании бездействия Администрации МО «Северодвинск», понуждении принятия на учет ее в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В ходе рассмотрения дела дополнила исковые требования, просила также признать незаконным распоряжение Администрации МО «Северодвинск» от 05 сентября 2011 года №100-рж об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В обоснование требований указала, что 17 июня 2011 года обратилась в Администрацию МО «Северодвинск» с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предоставив при этом пакет документов. Однако, Администрация в установленный законом срок решение по ее заявлению не приняла. Считает данное бездействие ответчика незаконным. Позднее, при рассмотрении дела, ей стало известно, что Администрацией МО «Северодвинск» 05 сентября 2011 года было принято распоряжение №100-рж об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Считает указанное распоряжение незаконным.

В судебное заседание заявитель и ее представитель Барабаш Д.В. не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.

Заинтересованные лица Витязева А.Э., Лобанова П.Ю., Лобанова И.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.

Заинтересованное лицо Дерягин А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, в предварительном судебном заседании полагал жалобу Дерягиной Т.А. подлежащей удовлетворению.

Представитель Управления образования Администрации МО «Северодвинск» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, принятие решения полагал на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Северодвинск» Хлусов В.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что действительно, 17 июня 2011 года Дерягина Т.А. обратилась в Администрацию МО «Северодвинск» с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предоставив при этом пакет документов. 28 июня 2011 года Администрация МО «Северодвинск» предложила Дерягиной Т.А. предоставить дополнительные документы для решения вопроса о признании ее малоимущей и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Однако указанных документов представлено не было, а потому 13 июля 2011 года Администрация МО «Северодвинск» дала Дерягиной Т.А. письменный ответ о невозможности решения вопроса о признании ее малоимущей и постановке на учет в связи с непредставлением необходимых документов. Позднее, 05 сентября 2011 года, было вынесено соответствующее распоряжение. Полагает, что Администрация МО «Северодвинск» произвела все действия, предусмотренные законом, и данные действия являются законными и обоснованными.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено при данной явке.

Выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.

Согласно п.25 названного Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно ст.3 Закона Архангельской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма", для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (далее - принятие на учет) гражданин подает в орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) заявление установленного образца по форме, утверждаемой указом Губернатора Архангельской области, с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи и т.п.);

б) решение органа местного самоуправления соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области, подтверждающее признание гражданина малоимущим в целях принятия на учет;

в) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении (п.1).

Отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, когда:

а) не представлены документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, необходимые для принятия на учет;

б) представлены документы, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении;

в) не истек срок, указанный в пункте 4 статьи 1 настоящего закона (п.4).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и документов, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, уполномоченным органом местного самоуправления не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления заявления и всех необходимых документов (п.5).

Судом установлено, что 17 июня 2011 года Дерягина Т.А. обратилась в Администрацию МО «Северодвинск» с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предоставив при этом пакет документов. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, и сторонами не оспариваются.

Судом также установлено, что 28 июня 2011 года Администрация МО «Северодвинск» в адрес Дерягиной Т.А. направила сообщение о том, что для решения вопроса о признании ее малоимущей, ей необходимо представить дополнительно копию трудовой книжки, документы, справки на Дерягина Андрея Александровича, однако Дерягина Т.А. указанные документы не представила, а потому 13 июля 2011 года ей был направлен ответ о том, что ею не были представлены документы, позволяющие разрешить вопрос о признании ее малоимущим, а потому оснований для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не имеется. 05 сентября 2011 года Администрация МО «Северодвинск» издала распоряжение №100-рж об отказе Дерягиной Т.А. в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, так как не представлены необходимые документы. Данные обстоятельства подтверждаются сообщением (л.д.19), ответом (л.д.17), распоряжением (л.д.72). Заявителем доказательств иного не представлено.

Учитывая, что Дерягина Т.А. подала заявление о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма 17 июня 2011 года, 13 июля 2011 года Администрация МО «Северодвинск» направило ей ответ о том, что ею не представлены все документы, а потому нет оснований для в принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, при этом действующим законодательством не предусмотрена форма решения об отказе в принятии на учет, то суд находит требования Дерягиной Т.А. о признании незаконным бездействия Администрации МО «Северодвинск», выразившегося в непринятии решения по ее заявлению о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не подлежащим удовлетворению. Суд также принимает во внимание то, что распоряжение от 05 сентября 2011 года № 100-рж фактически дублирует ответ, данный Дерягиной Т.А. 13 июля 2011 года, а потому срок его принятия значения для настоящего дела не имеет.

В силу ст. 5 Закона Архангельской области "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений и порядке признания граждан малоимущими в Архангельской области", в перечень документов, являющихся основанием для определения размера дохода и стоимости имущества, учитываемых при отнесении граждан к малоимущим для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, включаются, в том числе, копии налоговых деклараций о доходах за расчетный период, заверенные налоговыми органами, или другие документы, подтверждающие доходы гражданина-заявителя и всех членов его семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя, которые учитываются при решении вопроса о признании гражданина малоимущим для принятия на учет.

Согласно ст.2 указанного Областного закона, при определении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма к членам семьи относятся проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилого помещения его супруг, а также дети и родители данного нанимателя (собственника).

Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане признаются членами семьи, если они вселены в качестве членов семьи нанимателя (собственника).

В соответствии с п.1 ст.9 Закона Архангельской области "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений и порядке признания граждан малоимущими в Архангельской области", отказ в признании граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма допускается только в случаях, если:

а) не представлены необходимые документы.

Дерягин А.А. является сыном Дерягиной Т.А., проживает и зарегистрирован по одному с ней адресу – <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.25), справкой СМУП ЖКХ (л.д.26), заявлением Лобановой И.А. (л.д.56), пояснениями Дерягина А.А., данными им в предварительном судебном заседании. Доказательств иного заявителем не представлено.

Поскольку Дерягиной Т.А. при подаче заявления о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не были представлены все необходимые документы для признания ее малоимущей, а именно, сведения о доходах члена ее семьи – сына Дерягина А.А., либо документов, подтверждающих, что Дерягин А.А. в момент подачи заявления о постановке ее на учет членом ее семьи не являлся, что подтверждается перечнем документов, указанных в приложении к заявлению, и сторонами не оспаривается, то Администрация МО «Северодвинск» законно отказала Дерягиной Т.А. в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Анализ имеющихся в деле доказательств позволяет сделать суду вывод о том, что оспариваемое решение было принято уполномоченным лицом, в пределах своей компетенции, по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства РФ, права либо свободы заявителя данным постановлением не были нарушены.

Доводы заявителя и его представителя основаны на неправильном толковании норм материального права и не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.

При таких обстоятельствах суд не находит законных оснований для удовлетворения требований заявителя в полном объеме, и полагает необходимым в удовлетворении заявления отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Дерягиной Татьяны Анатольевны об оспаривании бездействия Администрации МО «Северодвинск», признании незаконным распоряжения Администрации МО «Северодвинск» от 05 сентября 2011 года №100-рж, понуждении принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Северодвинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.К. Ножнина