решение об отказе в удовлетворении иска о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жил.условий



Дело № 2 – 3350-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Северодвинск 27 октября 2011 года

    

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Ножниной Е.К.,

при секретаре Ермолиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лобановой Ирины Александровны об оспаривании бездействия Администрации МО «Северодвинск», признании незаконным распоряжения Администрации МО «Северодвинск» от 06 сентября 2011 года №103-рж, понуждении принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

установил:

Лобанова И.А. обратилась с заявлением об оспаривании бездействия Администрации МО «Северодвинск», понуждении принятия на учет ее, а также ее детей Витязеву А.Э., Лобанову П.Ю. в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В ходе рассмотрения дела дополнила исковые требования, просила также признать незаконным распоряжение Администрации МО «Северодвинск» от 06 сентября 2011 года №103-рж об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В обоснование требований указала, что 17 июня 2011 года обратилась в Администрацию МО «Северодвинск» с заявлением о принятии ее на учет с семьей из трех человек, включая несовершеннолетних детей - Витязеву А.Э., Лобанову П.Ю., в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предоставив при этом пакет документов. Однако, Администрация в установленный законом срок решение по ее заявлению не приняла. Считает данное бездействие ответчика незаконным. Позднее, при рассмотрении дела, ей стало известно, что Администрацией МО «Северодвинск» 06 сентября 2011 года было принято распоряжение №103-рж об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Считает указанное распоряжение незаконным.

В судебное заседание заявитель не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще.

Представитель заявителя Барабаш Д.В. в судебном заседании жалобу Лобановой И.А. поддержал.

Заинтересованные лица Витязева А.Э., Лобанова П.Ю., Дерягина Т.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.

Заинтересованное лицо Дерягин А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, в предварительном судебном заседании полагал жалобу Лобановой И.А. подлежащей удовлетворению.

Представитель Управления образования Администрации МО «Северодвинск» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, принятие решения полагал на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Северодвинск» Хлусов В.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что действительно, 17 июня 2011 года Лобанова И.А. обратилась в Администрацию МО «Северодвинск» с заявлением о принятии ее на учет с семьей из трех человек, включая несовершеннолетних детей - Витязеву А.Э., Лобанову П.Ю., в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предоставив при этом пакет документов. 28 июня 2011 года Администрация МО «Северодвинск» предложила Лобановой И.А. предоставить дополнительные документы для решения вопроса о признании ее малоимущей и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Однако указанных документов представлено не было, а потому 13 июля 2011 года Администрация МО «Северодвинск» дала Лобановой И.А. письменный ответ о невозможности решения вопроса о признании ее малоимущей и постановке на учет в связи с непредставлением необходимых документов. Позднее, 06 сентября 2011 года, было вынесено соответствующее распоряжение. Полагает, что Администрация МО «Северодвинск» произвела все действия, предусмотренные законом, и данные действия являются законными и обоснованными.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено при данной явке.

Выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.

Согласно п.25 названного Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно ст.3 Закона Архангельской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма", для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (далее - принятие на учет) гражданин подает в орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) заявление установленного образца по форме, утверждаемой указом Губернатора Архангельской области, с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи и т.п.);

б) решение органа местного самоуправления соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области, подтверждающее признание гражданина малоимущим в целях принятия на учет;

в) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении (п.1).

Отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, когда:

а) не представлены документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, необходимые для принятия на учет;б) представлены документы, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении;

в) не истек срок, указанный в пункте 4 статьи 1 настоящего закона (п.4).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и документов, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, уполномоченным органом местного самоуправления не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления заявления и всех необходимых документов (п.5).

Судом установлено, что 17 июня 2011 года Лобанова И.А. обратилась в Администрацию МО «Северодвинск» с заявлением о принятии ее на учет с семьей из трех человек, включая несовершеннолетних детей - Витязеву А.Э., Лобанову П.Ю., в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предоставив при этом пакет документов. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, и сторонами не оспариваются.

Судом также установлено, что 28 июня 2011 года Администрация МО «Северодвинск» в адрес Лобановой И.А. направила сообщение о том, что для решения вопроса о признании семьи малоимущей, ей необходимо представить дополнительно справку из ОСЗН о полученных детских пособиях и справку из Центра занятости, состояла ли на учете за период с 01.03.2011 г. по 31.05.2011 года, однако Лобанова И.А. указанные документы не представила, а потому 13 июля 2011 года ей был направлен ответ о том, что ею не были представлены документы, позволяющие разрешить вопрос о признании ее малоимущим, а потому оснований для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не имеется. 06 сентября 2011 года Администрация МО «Северодвинск» издала распоряжение №103-рж об отказе Лобановой И.А. в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, так как не представлены необходимые документы. Данные обстоятельства подтверждаются сообщением (л.д.20), ответом (л.д.18), распоряжением (л.д.101). Заявителем доказательств иного не представлено.

Учитывая, что Лобанова И.А. подала заявление о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма 17 июня 2011 года, 13 июля 2011 года Администрация МО «Северодвинск» направило ей ответ о том, что ею не представлены все документы, а потому нет оснований для в принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, при этом действующим законодательством не предусмотрена форма решения об отказе в принятии на учет, то суд находит требования Лобановой И.А. о признании незаконным бездействия Администрации МО «Северодвинск», выразившегося в непринятии решения по ее заявлению о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не подлежащим удовлетворению. Суд также принимает во внимание то, что распоряжение от 06 сентября 2011 года № 103-рж фактически дублирует ответ, данный Лобановой И.А. 13 июля 2011 года, а потому срок его принятия значения для настоящего дела не имеет.

В силу ст. 5 Закона Архангельской области "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений и порядке признания граждан малоимущими в Архангельской области", в перечень документов, являющихся основанием для определения размера дохода и стоимости имущества, учитываемых при отнесении граждан к малоимущим для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, включаются, в том числе, копии налоговых деклараций о доходах за расчетный период, заверенные налоговыми органами, или другие документы, подтверждающие доходы гражданина-заявителя и всех членов его семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя, которые учитываются при решении вопроса о признании гражданина малоимущим для принятия на учет.

Согласно Приложению N 1 к указанному областному закону, при расчете дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, или дохода одиноко проживающего гражданина-заявителя в целях признания граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма учитываются все виды доходов, полученные гражданином-заявителем и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином-заявителем в денежной и натуральной форме, в том числе:

д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников. К указанным выплатам относятся, в том числе:

- пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- ежемесячное пособие на ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

В соответствии с п.1 ст.9 Закона Архангельской области "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений и порядке признания граждан малоимущими в Архангельской области", отказ в признании граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма допускается только в случаях, если:

а) не представлены необходимые документы.

Поскольку Лобановой И.А. при подаче заявления о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не были представлены все необходимые документы для признания ее малоимущей, а именно, сведения о полученных детских пособиях, что подтверждается перечнем документов, указанных в приложении к заявлению, и сторонами не оспаривается, то Администрация МО «Северодвинск» законно отказала Лобановой И.А. в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Анализ имеющихся в деле доказательств позволяет сделать суду вывод о том, что оспариваемое решение было принято уполномоченным лицом, в пределах своей компетенции, по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства РФ, права либо свободы заявителя данным постановлением не были нарушены.

Доводы заявителя и его представителя основаны на неправильном толковании норм материального права и не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.

При таких обстоятельствах суд не находит законных оснований для удовлетворения требований заявителя в полном объеме, и полагает необходимым в удовлетворении заявления отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Лобановой Ирины Александровны об оспаривании бездействия Администрации МО «Северодвинск», признании незаконным распоряжения Администрации МО «Северодвинск» от 06 сентября 2011 года №103-рж, понуждении принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Северодвинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.К. Ножнина