Дело № 2 – 4549 – 11 19 декабря 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Колчина С.А.,
при секретаре Усимовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Северодвинске гражданское дело по иску Тимохиной Ольги Михайловны к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области» о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
у с т а н о в и л:
в суд с иском обратилась истец Тимохина О.М., просит признать незаконным решение Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области» от 19.10.2011 года в части отказа в досрочном назначении ей трудовой пенсии, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 12 октября 2011 года в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в городах и обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости с этого времени. В обоснование иска указала, что имеет 30 лет стажа работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в городах, однако ответчик в назначении ей пенсии по старости отказал (л.д. 5-6).
Определением от 07.12.2011 года судьи Северодвинского городского суда к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено МУЗ «Северодвинская городская детская клиническая больница» (л.д. 18).
В ходе судебного заседания истец заявленные исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте разрешения спора были извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями в получении судебных повесток (л.д. 58-59), сведений о причинах своей неявки суду не представили.
При указанных обстоятельствах дело с позиций ст. 167 ГПК РФ было рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения истца, допросив свидетеля, оценив все в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу подпункта 20 пункта 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Также при досрочном назначении пенсии по старости применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066.
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года за № 464 среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях необходимо считать за один год и шесть месяцев.
Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» и Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Подпункт «б» пункта 5 указанных Правил устанавливает, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Судом установлено, что истец работала с 07.08.1986 года по 23.10.1989 года медицинской сестрой по оказанию экстренной хирургической помощи хирургического отделения стационара МУЗ «Северодвинская детская клиническая больница», в период с 15.02.1988 года по 03.09.1989 года находилась в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет, с 01.12.1990 года по настоящее время работает медицинской сестрой палатной хирургического отделения МУЗ «Северодвинская детская клиническая больница».
Изложенное подтверждается копией трудовой книжки истца, копиями материалов пенсионного дела, никем не оспаривается и сомнений у суда не вызывает.
Оспариваемым решением ответчика от 19.10.2011 года (копия на л.д. 25-28) в специальный медицинский стаж работы истца было зачтено 29 лет 01 месяц 22 дня, при этом в данный стаж ответчик учел период нахождения истца с 15.02.1988 года по 03.09.1989 года в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет, в одинарном (не льготном) исчислении, а также не учел в медицинский стаж работы истца время нахождения на курсах усовершенствования квалификации (28 дней).
Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г., действовавшего в момент нахождения истца в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении государственных пенсий, в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам здравоохранения; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.
Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Поскольку периоды временной нетрудоспособности истца в связи с беременностью, а также нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (с 15.02.1988 года по 03.09.1989 года) приходились на момент действия указанных правовых норм и время его работы медсестрой по оказанию экстренной хирургической помощи хирургического отделения стационара МУЗ «Северодвинская детская клиническая больница» (исчислявшейся как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев), то указанные периоды подлежали включению в специальный стаж также на льготных условиях и в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 6 месяцев, тогда как ответчик ошибочно засчитал их в спецстаж истца в календарном исчислении (01 год 06 месяцев 19 дней календарно), не включив незаконно в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости 09 месяцев и 10 дней.
Также оспариваемым решением ответчик не включил в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения его на курсах повышения квалификации с сохранением среднего заработка в 1999 году, всего 28 дней.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Выводы ответчика в оспариваемом решении о том, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, суд считает ошибочным, поскольку истец направлялся на повышение квалификации работодателем, за ним сохранялось место работы и заработная плата, уплачивались необходимые страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, на курсах он повышал свою квалификацию в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку истец с 1986 года по настоящее время осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, что не оспаривается сторонами, то периоды нахождения его на курсах повышения квалификации в 1999 году (всего 28 дней) подлежат включению в специальный стаж работы истца.
Периоды временной нетрудоспособности истца в связи с беременностью, нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также периоды нахождения его на курсах повышения квалификации в 1999 году (всего 28 дней) помимо имеющихся в материалах дела документов подтверждены показаниями свидетеля ФИО. – работника отдела кадров МУЗ «Северодвинская детская клиническая больница» и сомнений у суда не вызывают.
Т.о., специальный стаж работы истца по состоянию на 12.10.2011 года (дата обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии) составил 30 лет (29 лет 01 месяц 22 дня + 09 месяцев 10 дней + 28 дней = 30 лет).
С учетом изложенного, обжалуемое решение ответчика в части отказа истцу в назначении трудовой пенсии по старости суд признает незаконными, требования истца о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 12 октября 2011 года и обязательстве ответчика к назначению указанной пенсии с данного времени полежат удовлетворению.
Суд принимает решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Тимохиной Ольги Михайловны к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области» о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области» от 19.10.2011 года в части отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Тимохиной Ольге Михайловне.
Признать за Тимохиной Ольгой Михайловной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 12 октября 2011 года.
Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области» назначить Тимохиной Ольге Михайловне трудовую пенсию по старости с 12 октября 2011 года.
Взыскать с Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области» в пользу Тимохиной Ольги Михайловны 200 рублей в возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней через Северодвинский городской суд.
Судья: С.А. Колчин