Дело № 2-3116-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северодвинск 27 сентября 2011 года
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Зелянина В.А.,
при секретаре Шубиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Северодвинска гражданское дело по иску Айкиной Юнны Владимировны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске об освобождении от уплаты недоимки по страховым взносам и пеней,
установил:
Айкина Ю.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске (далее – Учреждение) об освобождении от уплаты недоимки по страховым взносам и пеней за период с 09 декабря 2009 года до 27 августа 2011 года, дня достижения ребенком возраста полутора лет. В обоснование иска указала, что 15 февраля 2008 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. "дата" у истца родилась дочь В. которая после рождения постоянно проживает с истцом. С "дата" истец состоит в браке с А. Супруг истца А. в отпуске по уходу за ребенком не находился, пособие по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет ему не назначалось и не выплачивалось. С "дата" истец находится в отпуске по беременности и родам. С конца 2009 года истец предпринимательскую деятельность не осуществляла в связи с беременностью и рождением ребенка. 05 апреля 2011 года истец обратилась в Учреждение с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов за 2010 год, однако Учреждение отказало в освобождении истца от уплаты страховых взносов. В конце июня 2011 года истец получила требование Учреждения об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов.
В судебное заседание истец представила измененное исковое заявление, в котором уменьшила период, за который просит освободить ее от уплаты страховых взносов: с 27 февраля 2010 года по 20 апреля 2011 года.
В судебном заседании истец поддержала заявленные исковые требования, пояснила, что в указанный период предпринимательской деятельности не вела и доходов не имела, находилась в отпуске по уходу за ребенком.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
В судебное заседание представитель третьего лица Межрайонной ИФНС № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.
Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
"дата" истец вступила в брака с А., что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 11).
С "дата" истец в трудовых отношениях с организациями или индивидуальными предпринимателями не состоит, что подтверждается трудовой книжкой (л.д. 7 – 8).
"дата" истец была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, видами деятельности истца являлись – деятельность агентов по оптовой торговле пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения, представление различных видов услуг, "дата" истец прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о регистрации, выпиской из единого государственного реестра (л.д. 10, 25 – 28).
"дата" у истца родилась дочь В. что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 11). Несовершеннолетняя В. проживает совместно с истцом, что подтверждается выпиской из домовой книги, справкой (л.д. 12).
Истцу были выданы листки нетрудоспособности в связи с отпуском по беременности и родам на период с "дата" по "дата" включительно (л.д.13 – 14).
Супруг истца с "дата" является работником войсковой части <данные изъяты> отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет не использует, пособие по уходу за ребенком ему не назначалось и не выплачивалось, что подтверждается справкой (л.д. 15).
5 апреля 2011 года истец обратилась к ответчику с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов за 2010 год в связи с тем, что истец не осуществляла предпринимательскую деятельность. Ответчик отказал истцу в освобождении от уплаты страховых взносов. Данные обстоятельства подтверждаются заявлением и ответом (л.д. 16).
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам сумма страховых взносов истца за 2010 год составляет: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть – 7 274 рубля 40 копеек, на накопительную часть – 3 117 рублей 60 копеек, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 571 рубль 56 копеек, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 1 039 рублей 20 копеек (л.д. 42).
15 июня 2011 года Учреждение направило истцу требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, в которой указано, что недоимка истца по состоянию на 15 июня 2011 года составляет: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть – 3 175 рублей 33 копейки, на накопительную часть – 952 рубля 60 копеек, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 492 рубля 18 копеек, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 317 рублей 53 копейки, пени на указанные суммы составляют 35 рублей 80 копеек, 10 рублей 74 копейки, 5 рублей 55 копеек и 3 рубля 58 копеек соответственно (л.д. 17).
Согласно книги учета доходов и расходов истца за 2010 год, налоговой декларации истца за 2010 год, объяснений истца, истец доходов от предпринимательской деятельности в 2010 году не имела (л.д. 58-59, 60-62). Данные обстоятельства сторонами не оспариваются, поэтому суд считает их установленными.
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ) сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
Из указанных норм Федерального закона следует, что индивидуальный предприниматель вступает в отношения по начислению и уплате страховых взносов с территориальными органами тех фондов, в которые подлежат уплате страховые взносы.
Представителю истца Козловой Е.С. судом предлагалось в предварительном судебном заседании 28 июля 2011 года уточнить, от уплаты страховых взносов в какие именно фонды истец просит ее освободить. Соответствующего измененного искового заявления истец в суд не представила.
Исходя из содержания искового заявления, оснований заявленных исковых требований, в т.ч. доводов истца о том, что в страховой стаж в целях пенсионного страхования засчитываются периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, что влечет освобождение от уплаты страховых взносов, ответчика, к которому предъявлены исковые требования, следует, что истец просит освободить ее от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с п. 1 ст. 14 указанного Федерального закона данные плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ стоимость страхового года - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. Стоимость страхового года определяется в соответствии с указанным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.
Из указанных норм законодательства следует, что истец как индивидуальный предприниматель обязана была уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2010 год, а также за период до 20 апреля 2011 года, дня прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.
Однако, ч. 1 ст. 38 Конституции РФ установлен принцип государственной защиты материнства и детства. В сфере отношении по обязательному пенсионному страхованию данный принцип реализуется следующим образом.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, засчитываются периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 21 марта 2005 года № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» выделение Пенсионному фонду РФ средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов производится в т.ч. за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.
Из указанных норм законодательства следует, что период ухода за ребенком до достижения возраста полутора лет включается в страховой стаж для назначения и выплаты пенсии по старости независимо от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за застрахованное лицо за указанный период. При этом неполученные Пенсионным фондом РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование компенсируются за счет средств федерального бюджета.
Законодательством не предусмотрено, что указанные нормы закона не применяются в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих уход за ребенком до достижения возраста полутора лет.
Следовательно, при осуществлении индивидуальным предпринимателем ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет данный период включается в страховой стаж индивидуального предпринимателя без уплаты страховых взносов за соответствующий период. Поэтому на индивидуального предпринимателя, осуществляющего уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, не может быть возложена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхования за соответствующий период.
Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 12 мая 2005 года № 182-О, которая сохраняет свое значение, несмотря на изменение системы уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с уплаты фиксированного платежа на уплату страховых взносов, исходя из стоимости страхового года, т.к. нормы, регулирующие включение периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет в страховой стаж независимо от уплаты страховых взносов, сохранили свое действие.
Со дня рождения дочери Айкиной В.А. до прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя истец осуществляла уход за ребенком. Следовательно, у истца отсутствует обязанность уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ за период с 27 февраля 2010 года по 20 апреля 2011 года включительно.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
В связи с тем, что у истца отсутствовала обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ за период с 27 февраля 2010 года по 20 апреля 2011 года, то не возникла у истца и обязанности выплатить пени на сумму страховых взносов за указанный период.
На основании изложенного суд удовлетворяет исковые требования истца Айкиной Ю.В. к Учреждению и освобождает Айкину Ю.В. от уплаты страховых взносов и пеней в Пенсионный фонд РФ в размере, определяемом из стоимости страхового года, на период, в течение которого ею не осуществляется предпринимательская деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 27 февраля 2010 года по 20 апреля 2011 года включительно.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Айкиной Юнны Владимировны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске об освобождении от уплаты недоимки по страховым взносам и пеней удовлетворить.
Освободить Айкину Юнну Владимировну от уплаты страховых взносов и пеней в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере, определяемом из стоимости страхового года, на период, в течение которого ею не осуществляется предпринимательская деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 27 февраля 2010 года по 20 апреля 2011 года включительно.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске в пользу Айкиной Юнны Владимировны расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Зелянин В.А.