Дело № 2 - 4236 -11 21 декабря 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Северодвинский городской суд Архангельской области
в составе: председательствующего судьи Сенчуковой Т.С.
при секретаре Борисовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г.Северодвинска гражданское дело по иску ФИО8 к Отделу Министерства внутренних дел России по городу Северодвинску о признании решения аттестационной комиссии УВД г. Северодвинска незаконным
У С Т А Н О В И Л:
ФИО8. обратился в суд с иском к Отделу Министерства внутренних дел России по городу Северодвинску (далее по тексту - ОМВД России по г. Северодвинску) в котором просит решение аттестационной комиссии УВД по г. Северодвинску от 6 июля 2011 года в отношении него признать незаконным.
В обоснование заявленных требований указал, что проходит службу в органах внутренних дел. По результатам проведенной 06 июля 2011 внеочередной аттестации он не рекомендован к прохождению службы в полиции, ему предложено продолжить службу в иных структурах органов внутренних дел. С выводами и рекомендациями аттестационной комиссии от 6 июля 2011 года он не согласен. Полагает, что комиссией не было принято во внимание, что он привлекался к уголовной ответственности до вступления в силу ФЗ РФ «О полиции», в связи с чем при аттестации не мог быть применен п.п.3 п.1 ст. 29 данного закона, согласно которому сотрудник не может находиться на службе в полиции в случае прекращении в отношении него уголовного преследования. Полагает, что ограничений для прохождения службы в полиции не имеет, так как положениям ст. 29 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» не придана обратная сила.
В судебном заседании истец ФИО8 и его представитель Никонорова Т.А. заявленные исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Отдела Министерства внутренних дел России по городу Северодвинску и третьего лица УМВД России по Архангельской области Тормосов С.Г., имеющий надлежаще оформленные полномочия, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, указав что Федеральным законом от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» с 1 марта 2011 года в системе органов внутренних дел введена новая служба - полиция. На основании ч. 3 ст. 54 данного федерального закона все сотрудники органов внутренних дел подлежали внеочередной аттестации. На основании Указа Президента РФ от 01.03.2011 года № 251, предписывающего в срок до 1 августа 2011 года обеспечить проведение внеочередной аттестации, а также п. 2.1.3 приказа МВД РФ от 22.03.2011 года № 135, Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 14.12.1999 года № 1038, приказом УМВД России по Архангельской области от 22.06.2011 года № 411 создана аттестационная комиссия, которая по итогам рассмотрения материалов аттестации в отношении сотрудников органов внутренних дел принимает одно из решений, предусмотренных п. 2.2 приказа МВД России от 22.03.2011 года № 135. Целью проведения внеочередной аттестации является не определение соответствия сотрудника квалификационным требованиям по определенной должности, а установление наличия либо отсутствия ограничений для прохождения службы в полиции. 05 декабря 2003 года в отношении ФИО8 было прекращено уголовное дело по п. «а» ч. 2 ст. 213, п. «г» ч. 2 ст. 112 УК РФ в связи с примирением сторон. Приговором мирового судьи судебного участка Виноградовского района Архангельской области от 26 января 2005 года ФИО8 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 112 УК РФ, на основании постановления суда надзорной инстанции от 24.09.2008 года обвинительный приговор был отменен, а дело прекращено в связи с примирением сторон. 21 июня 2011 года в отношении ФИО8 было прекращено уголовное дело по ч. 1 ст. 116 УК РФ в связи с отказом частного обвинителя от обвинения и отсутствия заявления потерпевшего. Данное обстоятельство в силу ст.ст. 29, 35 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» препятствует поступлению истца на службу в полицию.
Выслушав объяснения сторон, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, представленными доказательствами, суд приходит к следующему.
1 марта 2011 года введен в действие Федеральный закон от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции», в соответствии с п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 4 которого полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Согласно п.п. 2, 4 ст. 4 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» в состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ.
Указом Президента РФ от 01.03.2011 года № 250 «Вопросы организации полиции» установлено, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются, в частности, прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях, обеспечение безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.п. 2-4 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» до принятия федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, на сотрудников органов внутренних дел распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.121992 года № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел РФ» (далее по тексту - Положение о службе в органах внутренних дел РФ), в части, не противоречащей данному федеральному закону.
Сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом РФ. Сотрудники органов внутренних дел, прошедшие внеочередную аттестацию, считаются сотрудниками полиции, которым присваиваются специальные звания, предусмотренные ст. 26 данного федерального закона, либо сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел, которым присваиваются специальные звания юстиции или специальные звания внутренней службы, предусмотренные Положением о службе в органах внутренних дел РФ. По результатам аттестации сотрудникам органов внутренних дел может быть предложено продолжить службу на иных, в том числе нижестоящих, должностях. За указанными сотрудниками сохраняются имеющиеся у них сроки выслуги в специальных званиях, которые учитываются при присвоении им очередных специальных званий.
Указом Президента РФ от 01.03.2011 года за № 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел РФ» Министерству внутренних дел РФ предписано до 01.08.2011 года обеспечить в установленном законодательством Российской Федерации порядке проведение внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение должностей в этих органах.
Приказом Министерства внутренних дел РФ от 22.03.2011 года за № 135 «Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел РФ» предусмотрено проведение до 01.06.2011 года аттестационными комиссиями соответствующих органов внутренних дел, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел, претендующих на замещение должностей рядового, младшего, среднего и старшего рядового состава, за исключением должностей, указанных в п.п. 2.1.1. и 2.1.2 данного приказа. Разрешено проведение такой аттестации в отсутствие аттестуемых сотрудников на основании рапортов сотрудников о согласии с проведением внеочередной аттестации в их отсутствие.
В соответствии с п. 2.4 названного приказа в части, им не урегулированной, работа аттестационных комиссий по проведению внеочередной аттестации осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о службе в органах внутренних дел РФ и Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 14.12.1999 года № 1038 (далее по тексту - Инструкция).
В ходе судебного заседания нашло свое подтверждение, что истец ФИО8 с июня 1999 года проходит службу в органах внутренних дел 07 апреля 2009 года с ним заключен контракт о службе в органах внутренних дел в должности <данные изъяты>.
Приказом УМВД России по Архангельской области от 24 июня 2011 года № 411 утвержден состав аттестационной комиссии ГРУОВД и подразделений УМВД ( л.д.19).
23 июня 2011 начальником ИВС при УВД по г. Северодвинску Завертяевым А.В. в отношении ФИО8 на основании п. 3 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» составлена аттестация, согласно которой истец соответствует занимаемой должности, однако в связи с наличием ограничений для прохождения службы в полиции, установленных ст. 29 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции», не рекомендован для прохождения службы в полиции, предложено продолжить службу в ином подразделении органов внутренних дел, в иной, в том числе нижестоящей, должности ( л.д.15-17).
С текстом аттестации ФИО8 ознакомлен 05 июля 2011 года, с ее содержанием не согласился. ( л.д.17)
22 июня 2011 года истец обратился с рапортом о проведении внеочередной аттестации без его участия.( л.д.18)
06 июля 2011 года состоялось заседание аттестационной комиссии, решением которой ФИО8 не рекомендован для прохождения службы в полиции, предложено продолжить службу в ином подразделении органов внутренних дел РФ на другой, в том числе нижестоящей должности. 29 июля 2011 года решение утверждено начальником УВД по г. Северодвинску Зерновым В.А.( л.д.24-27)
Доводы истца о том, что решение аттестационной комиссии от 6 июля 2011 года является не основанным на законе, суд находит несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с п. 2.2 приказа МВД РФ от 22.03.2011 года № 135 по результатам внеочередной аттестации в отношении сотрудников органов внутренних дел соответствующими аттестационными комиссиями принимается решение о рекомендации или не рекомендации для прохождения службы в полиции.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 35 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» на службу в полицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, владеющие государственным языком Российской Федерации, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника полиции. Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в полицию в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 29 данного федерального закона.
Пункт 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» предусматривает, что сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции в случае прекращения в отношении него уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.
В ходе судебного заседания нашло свое подтверждение, что 05 декабря 2003 года в отношении ФИО8 прокуратурой г. Северодвинска было прекращено уголовное дело по п. «а» ч. 2 ст. 213, п. «г» ч. 2 ст. 112 УК РФ в связи с примирением сторон.
Приговором мирового судьи судебного участка Виноградовского района Архангельской области от 26 января 2005 года ФИО8 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 112 УК РФ, на основании постановления суда надзорной инстанции от 24.09.2008 года обвинительный приговор был отменен, а дело прекращено в связи с примирением сторон.
21 июня 2011 года в отношении ФИО8 было прекращено уголовное дело по ч. 1 ст. 116 УК РФ в связи с отказом частного обвинителя от обвинения и отсутствия заявления потерпевшего
Поскольку при проведении аттестации у истца выявлено наличие обстоятельств, препятствующих прохождению службы в полиции, вывод аттестационной комиссии о не рекомендации его для прохождения службы в полиции является правомерным.
При этом доводы истца о том, что решения о прекращении в отношении него уголовного преследования были приняты до введения в действие Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции», положениям которого обратная сила не придана, суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Такой вид службы в системе органов внутренних дел, как служба в полиции, введен только с 1 марта 2011 года. При этом статус сотрудника полиции, объем предоставленных ему полномочий, уровень социальных гарантий и денежное содержание отличается от соответствующих показателей сотрудника милиции. При этом Федеральный закон от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» не содержит положений о том, что все сотрудники подразделений, включенных в состав полиции, подлежат безусловному назначению на соответствующие должности полиции. Поступление сотрудников органов внутренних дел на службу в полицию осуществляется путем прохождения процедуры аттестации, в ходе которой, в числе прочего, подлежит установлению наличие определенных законом ограничений для приема на службу в полицию.
На то обстоятельство, что целью внеочередной аттестации является именно решение вопроса о возможности прохождения службы в полиции, указывает и содержание п. 2.2 приказа МВД РФ от 22.03.2011 года № 135, согласно которому аттестационная комиссия принимает решение исключительно о том, рекомендован аттестуемый сотрудник для прохождения службы в полиции или нет и в каких должностях.
Установленная приказом МВД РФ от 22.03.2011 года № 135 и разделом IX Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 14.12.1999 года № 1038, процедура проведения аттестации в отношении ФИО8 соблюдена.
Текст аттестации составлен уполномоченным лицом в соответствии с требованиями п. 9.7 названной Инструкции, с ее содержанием истец был ознакомлен, выразил свое не согласие с ней.
Заседание аттестационной комиссии состоялось в отсутствие ФИО8 в связи с направлением им рапорта об этом. На данном заседании присутствовали все члены аттестационной комиссии, что свидетельствует о наличии кворума. Решение аттестационной комиссии соответствует установленным п. 2.2 приказа МВД РФ от 22.03.2011 года № 135, принято единогласно.
Состав аттестационной комиссии был утвержден приказом начальника УМВД по Архангельской области за № 411 от 24 июня 2011 года и за № 430 от 6 июля 2011 года ( л.д.19-20, 65)
В соответствии с абз. 1-2 п. 9.21 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 14.12.1999 года № 1038, аттестация с выводами о соответствии аттестуемых занимаемой должности, перемещении на высшие и равные должности, об изменении должностных окладов, направлении на учебу, заключении повторного контракта на прохождение службы утверждаются начальником органа внутренних дел, в котором создана аттестационная комиссия. Аттестации с выводами о несоответствии аттестуемых занимаемой должности, перемещении на нижестоящую должность или увольнении из органов внутренних дел, о направлении на освидетельствование на военно-врачебную комиссию и назначении служебной проверки утверждаются начальниками, которым предоставлено право приема аттестуемых на службу.
Согласно приказу УМВД России по Архангельской области от 22 июня 2011 года № 394 Государственное учреждение «Управление внутренних дел по муниципальному образованию «Северодвинск» переименовано в Отдел Министерства внутренних дел РФ по г. Северодвинску, утверждено положение об ОМВД РФ по г. Северодвинску.
Согласно Положению об ОМВД РФ по г. Северодвинску, ОМВД РФ по г. Северодвинску возглавляется начальником, наделенным правом издавать приказы о назначении на должность и увольнении сотрудников ОМВД РФ по г. Северодвинску.
Аттестация на ФИО8 утверждена начальником УВД по г.Северодвинску Зерновым В.А. в рамках предоставленных ему полномочий.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что аттестация в отношении ФИО8 проведена с соблюдением установленного порядка, выводы по результатам аттестации соответствуют требованиям Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» и приказа МВД РФ от 22.03.2011 года № 135, принятое аттестационной комиссией решение утверждено уполномоченным лицом, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется.
При этом наличие либо отсутствие у ответчика вакантных должностей, которые могли быть предложены истцу не имеет правового значения при рассмотрении данного спора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО8 к Отделу Министерства внутренних дел России по городу Северодвинску о признании решения аттестационной комиссии УВД г. Северодвинска в отношении ФИО8 – протокол заседания аттестационной комиссии о проведении внеочередной аттестации УВД по г. Северодвинску от 06 июля 2011 года за № 8 незаконным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Сенчукова Т.С.