решение об отказе в признании не приобретшем права собственности на земельный участок



Дело № 2 – 4597-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Северодвинск 28 декабря 2011 года

    

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Ножниной Е.К.,

при секретаре Ермолиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Северодвинского лесничества к Муниципальному образованию «Северодвинск», Наговицыной Ольге Ивановне о признании недействительным постановления мэра г. Северодвинска № 24-162 от 09 октября 1992 года в части предоставления в собственность Соломатову Ивану Романовичу земельного участка, признании недействительным свидетельства о праве собственности на землю, признании Наговицыну Ольгу Ивановну не приобретшей права собственности на земельный участок, понуждении снести возведенные постройки и освободить незаконно занятый земельный участок,

установил:

    

Территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Северодвинского лесничества обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «Северодвинск», Наговицыной Ольге Ивановне о признании недействительным постановления мэра г. Северодвинска № 24-162 от 09 октября 1992 года в части предоставления в собственность Соломатову Ивану Романовичу земельного участка для садово-огороднического строительства площадью <данные изъяты>, признании недействительным свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, признании Наговицыну Ольгу Ивановну не приобретшей права собственности на земельный участок в выделе <адрес> Северодвинского участкового лесничества Северодвинского лесничества, понуждении снести возведенные на данном земельном участке постройки и освободить незаконно занятый земельный участок. В обоснование требований указал, что в ходе проведения натурального обследования главным специалистом-экспертом Северодвинского лесничества было установлено, что в выделе <адрес> на землях государственного лесного фонда, относящихся к категории зеленой зоны защитных лесов, на площади <данные изъяты> находится участок с возведенными на них хозяйственными постройками, на основании постановления мэра г. Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок был передан в собственность Соломатову И.Р., наследником которого является Наговицына О.И. Полагает, что указанное постановление мэра г. Северодвинска не основано на законе, поскольку противоречит ст.105 Лесного кодекса РФ, в силу которой в зеленых зонах запрещено ведение сельского хозяйства и размещение объектов капитального строительства.

В судебном заседании представитель истца Попков Г.А. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, пояснил, что все документы оформлены на Соломатова И.Р., а не Саламатова, в иске допущена опечатка в данной части.

Представитель ответчика муниципального образования Северодвинск в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил отзыв, в котором исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, полагал, что истцом пропущен срок для обращения в суд, просил суд применить исковую давность.

Ответчик Наговицына О.И. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, полагала, что истцом пропущен срок для обращения в суд, просила суд применить исковую давность. Кроме того указала, что не является в настоящее время собственником спорного земельного участка, поскольку свидетельство о праве на наследство ею не получено, к тому же, является наследником умершего Саламатова И.Р., тогда как земельный участок принадлежит Соломатову И.Р., в суд об установлении факта принадлежности свидетельства о праве собственности на спорный земельный участок Саламатову И.Р. она не обращалась.

Выслушав объяснения представителя истца, ответчика Наговицыной О.И., исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на основании постановления мэра г. Северодвинска от 09 октября 1992 года №24-162 Соломатову И.Р. был предоставлен в собственность земельный участок площадью <данные изъяты>. по <адрес>, о чем было выдано свидетельство о праве собственности на землю (л.д.7-8).

Согласно ст.12 Лесного кодекса РСФСР, действовавшего до 06 марта 1993 года, государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой всех лесов осуществлялся Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, а также государственными органами лесного хозяйства и иными специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.

В силу ст.9 данного Кодекса, государственными органами лесного хозяйства в РСФСР являлись Министерство лесного хозяйства РСФСР и его органы на местах, а из статьи 11 следовало, что государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, государственными, кооперативными, общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами установленного порядка пользования лесами, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства лесов, их учета и охраны, а также иных правил и норм, предусмотренных лесным законодательством.

В соответствии со ст. 9 Основ лесного законодательства РФ, утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ от 06 марта 1993 года №4613-1 (действовавших до введение в действие Лесного Кодекса РФ), Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов возлагается на Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, Советы народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, государственные органы управления лесным хозяйством и государственные органы охраны окружающей природной среды. Порядок осуществления государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п.2 Положения о порядке осуществления государственными органами управления лесным хозяйством, государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 мая 1994 года №430, в государственных органах управления лесным хозяйством Российской Федерации полномочиями по осуществлению государственного контроля наделяются руководители, их заместители и специалисты лесхозов и лесничеств, ведающие вопросами государственного контроля, состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Аналогичные положения были закреплены в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 01.06.1998 N 544 "Об утверждении Порядка осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов", отменившим Постановление Правительства РФ от 03 мая 1994 года №430, пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 06.10.2005 N 600 "О государственном контроле за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов", отменившим Постановление Правительства РФ от 01.06.1998 N 544, было установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный контроль за соблюдением, в том числе, порядка ведения государственного учета лесного фонда, мониторинга лесов, государственного лесного кадастра, лесоустроительной документации, отчетности, отражающей количественные и качественные характеристики изменения лесного фонда, порядка использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

В соответствии со ст.23 Лесного Кодекса РФ от 04 декабря 2006 N 200-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2007 года, основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов определены лесничества и лесопарки.

Статьей 96 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса, после внесения изменений Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, часть 2 статьи 96 Лесного Кодекса РФ установила, что федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации

В силу п.6 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны),

В соответствии со ст.11 Федерального закона РФ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» от 04 декабря 2006 года №201-ФЗ до 1 января 2008 года лесхозы подлежат преобразованию в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, до преобразования лесхозов в лесничества, полномочия по осуществлению государственного контроля за использованием лесов в РФ были возложены, в том числе и на руководителей лесхозов.

Согласно постановлению администрации Архангельской области от 10 декабря 2007 года №202-па (действовавшего до введения в действие Постановления Правительства Архангельской области от 06.04.2010 N 96-пп "Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Архангельской области, включая Ненецкий автономный округ, и о признании утратившим силу постановления администрации Архангельской области от 10 декабря 2007 года N 202-па"), государственный контроль и надзор на территории Архангельской области, включая Ненецкий автономный округ, осуществляют должностные лица департамента лесного комплекса Архангельской области и его территориальных органов.

Постановлением главы администрации Архангельской области от 20 ноября 2007 года №69 (утратившего силу в соответствии с Указом Губернатора Архангельской области от 09.03.2010 N 23-у "О внесении изменений в указ Губернатора Архангельской области от 15 февраля 2010 года N 13-у"), было установлено, что Департамент лесного комплекса Архангельской области Северодвинское лесничество входит в перечень территориальных органов исполнительных органов государственной власти Архангельской области.

Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица, Территориальный орган Департамента лесного комплекса Архангельской области Северодвинское лесничество создан 28 декабря 2007 года (л.д.56). На основании приказа агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области №85 от 16.03.2010 года территориальный орган департамента лесного комплекса Архангельской области – Северодвинское лесничество был переименован в территориальный орган агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области – Северодвинское лесничество. Приказом №42 от 10.06.2011 года территориальный орган агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области – Северодвинское лесничество был переименован в территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Северодвинское лесничество

До принятия Лесного кодекса РФ от 04 декабря 2006 N 200-ФЗ полномочия государственного контроля за использованием лесов в РФ осуществлялись, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 мая 1994 года №430, руководители, их заместители и специалисты лесхозов и лесничеств, ведающие вопросами государственного контроля, состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

В судебном заседании установлено, что весной 2011 года, в ходе проведения натурального обследования главным специалистом-экспертом Северодвинского лесничества было выявлено, что в выделе <адрес> на землях государственного лесного фонда, относящихся к категории зеленой зоны защитных лесов, на площади <данные изъяты> находится участок с возведенными на них хозяйственными постройками, что подтверждается пояснениями представителя истца и ответчиком не оспаривается.

Указанная проверка была осуществлена органом, имеющим полномочия на осуществление государственного контроля за использованием лесов в РФ.

Вместе с тем, суд находит заслуживающим внимание довод ответчиков о том, что истец пропустил срок на обращение в суд.

Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Согласно п.1 ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

Как видно из материалов дела, исковое заявление поступило в Северодвинский городской суд 29 ноября 2011 года (л.д.3).

Из объяснений представителя истца следует, что до принятия Лесного Кодекса РФ от 04 декабря 2006 N 200-ФЗ государственный контроль за использованием лесов на спорном земельном участке осуществлялся, в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 03 мая 1994 года №430, должностными лицами федерального государственного учреждение (ФГУ) «Северодвинский лесхоз».

До издания Приказа руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от 24 октября 1994 года №224, действующее законодательство не устанавливало периодичность осуществления государственного контроля за использованием лесов в РФ.

Согласно п.2.1 Инструкции по организации и проведению государственными органами Управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации, утвержденной Приказом руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от 24 октября 1994 года №224, действовавшей со 02 февраля 1995 года до 20 декабря 2011 года, работа государственных инспекторов осуществляется в соответствии с квартальными планами, которые утверждаются не позднее чем за 5 дней до планируемого периода.

Планы работ по государственному контролю составляют лесничества, лесхозы, структурные подразделения государственных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации, ведающие вопросами государственного контроля, состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Согласно п.3.1. данной Инструкции, государственные инспектора всех уровней имеют право: посещать при предъявлении служебного удостоверения предприятия, организации и учреждения, другие объекты для проведения контроля состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов; проверять состояние и использование участков лесного фонда, находящихся во владении и пользовании; проверять документы на право пользования участками лесного фонда и добытую лесную продукцию.

Таким образом, должностные лица органа, осуществлявшего функции государственного контроля за использованием лесов на спорном земельном участке – ФГУ «Северодвинский лесхоз», до передачи указанных функций истцу, при наличии воли на осуществление должного контроля за использованием лесов на спорном земельном участке, имели реальную возможность, в силу Приказа от 24 октября 1994 года №224, узнать о наличии оспариваемого постановления мэра г. Северодвинска, выдаче Соломатову И.Р. свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности на землю и возведении Соломатовым И.Р. на спорном земельном участке хозяйственных построек, начиная с 01 июля 1995 года, т.е. по окончанию второго квартала 1995 года, при включении, в соответствие с п.2.1 Приказа, в квартальный план проверки использования лесов на спорном земельном участке, и случае несогласия, оспорить в установленном законом порядке.

Однако, таких действий должностными лицами органа, осуществляющего функции государственного контроля за использованием лесов на спорном земельном участке, до весны 2011 года предпринято не было.

Как пояснил в судебном заседании представитель истца, каких-либо причин, препятствующих узнать должностными лицами ФГУ «Северодвинский лесхоз» о принятии мэром <адрес> оспариваемого постановления, выдаче ФИО2 свидетельства о праве собственности на землю и возведении Соломатовым И.Р. на спорном земельном участке хозяйственных построек, начиная с 01 июля 1995 года, не было.

Согласно п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Требования истца заявлены в связи с осуществлением им функции государственного контроля за использованием лесов в РФ.

Согласно п.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

В судебном заседании представителем ответчика Администрации Мо «Северодвинск» и ответчиком Наговицыной О.И. было заявлено о применении срока исковой давности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при наличии воли на должное осуществление государственного контроля за использованием лесов на спорном земельном участке, орган, имевший на то соответствующие полномочия - ФГУ «Северодвинский лесхоз», должен был узнать о принятии оспариваемого постановления мэра г. Северодвинска, выдаче Соломатову И.Р. свидетельства о праве собственности на землю, возведении на спорном земельном участке хозяйственных построек, начиная с 01 июля 1995 года, и, полагая, что это противоречит лесному законодательству, обратиться в суд до 01 июля 1998 года.

Как видно из материалов дела, исковое заявление от имени органа, осуществляющего государственной контроль за использованием лесов на спорном земельном участке, поступило в Северодвинский городской суд 29 ноября 2011 года, т.е. по истечению срока исковой давности.

Каких-либо уважительных причин, препятствующих органу, осуществляющему государственный контроль за использование лесов, ФГУ «Северодвинский лесхоз», обратиться в суд в установленный законом срок, представителем истца не приведено, не находит их и суд.

При этом суд полагает, что данные требования не подпадают под требования, на которые не распространяется срок исковой давности в силу абзаца 5 ст.208 ГК РФ, поскольку данных о том, что собственником спорного земельного участка является Российская Федерация, в материалах дела не имеется.

Согласно п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Как видно из копии свидетельства о праве собственности на землю, собственником спорного земельного участка является Соломатин И.Р.

Таким образом, при наличии права собственности Соломатова И.Р. на указанный земельный участок, нет оснований считать, что его собственником является Российская Федерация, и, соответственно, нет оснований считать, что на требования истца не распространяется срок исковой давности.

Согласно п.2 ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

На основании абзаца второго ч.6 ст. 152 ГПК РФ при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований по мотивам пропуска истцом срока исковой давности без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Кроме того, суд принимает во внимание, что согласно материалам наследственного дела о праве наследования имущества, ответчик Наговицына О.И. является наследником умершего Саламатова Ивана Романовича, тогда как спорный земельный участок был предоставлен Соломатову Ивану Романовичу, свидетельство о праве собственности на земельный участок также было выдано Соломатову Ивану Романовичу. Наговицына О.И., приняв наследство после умершего Саламатова И.Р., с заявлениями об установлении факта принадлежности ему указанных документов не обращалась, документов для государственной регистрации права собственности на спорный участок в соответствующие органы не представляла. Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что на момент рассмотрения дела в суде Наговицына О.И. не является надлежащим ответчиком по делу.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Северодвинского лесничества к Муниципальному образованию «Северодвинск», Наговицыной Ольге Ивановне о признании недействительным постановления мэра г. Северодвинска № 24-162 от 09 октября 1992 года в части предоставления в собственность Соломатову Ивану Романовичу земельного участка, признании недействительным свидетельства о праве собственности на землю, признании Наговицыну Ольгу Ивановну не приобретшей права собственности на земельный участок, понуждении снести возведенные постройки и освободить незаконно занятый земельный участок, отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий          Е.К. Ножнина