решение, которым удовлетворен иск Орловского Н.Г. к ГУ- УПФ РФ в г. Северодвинске о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии



Дело № 2-529-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Северодвинск 06 февраля 2012 г.

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Зелянина В.А.,

при секретаре Назаровой А.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда гражданское дело по иску Орловского Николая Геннадьевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

установил:

истец Орловский Н.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (далее – Учреждение) о признании права на досрочное назначении трудовой пенсии.

В обоснование исковых требований указал, что 16 августа 2011 года обратился в Учреждение с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением от 24 августа 2011 года в назначении трудовой пенсии было отказано. Учреждением были зачтены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы истца общей протяженностью 24 года 3 месяца и 4 дня. В специальный стаж работы не были включены периоды службы в Вооруженных Силах СССР продолжительностью 1 год 6 месяцев и 2 дня, а также нахождения на курсах повышения квалификации продолжительностью 11 дней. Полагает, что на 16 августа 2011 года продолжительность педагогического стажа истца составила 25 лет 9 месяцев и 17 дней, что является основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Также полагает, что ответчиком незаконно не был включен в работу в районах Крайнего Севера период нахождения на курсах повышения квалификации с 12 по 19 апреля 2007 года. Просит суд признать недействительным решение Учреждения об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, признать за истцом право на досрочное назначение трудовой пенсии, обязать Учреждение назначить досрочно истцу трудовую пенсию с 16 августа 2011 года.

Определением Северодвинского городского суда от 06 февраля 2012 года производство по настоящему делу в части требования Орловского Н.Г. о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода нахождения на курсах повышения квалификации с 12 по 19 апреля 2007 года прекращено, в связи с отказом истца от иска в указанной части.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что Учреждение незаконно не включило в специальный стаж работы периоды службы в Вооруженных Силах СССР и нахождения на курсах повышения квалификации, в остальном полагал решение Учреждения законным.

В судебном заседании представитель истца Деснева С.А. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал. В письменном отзыве просил в удовлетворении иска отказать, сославшись на решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 02 ноября 2011 года.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав объяснения истца, представителя истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Истец проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР в период с 26 октября 1979 года по 27 апреля 1981 года, работал в должности учителя физкультуры в средней школе № 12 в период с 31 августа 1986 года по 31 декабря 2008 года, в должности преподавателя физического воспитания в профессиональном училище № 38 с 01 сентября 2009 года, а с 01 сентября 2010 года по настоящее время – в должности руководителя физического воспитания, что подтверждается трудовой книжкой, военным билетом, справками (л.д. 28 - 38, 42 - 44).

16 августа 2011 года истец обратился в Учреждение с заявлением о назначении пенсии по старости (л.д. 26 - 27).

На заседании Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан 24 августа 2011 года было принято решение отказать истцу в назначении пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности (л.д. 22 – 23). Учреждением были учтены указанные выше периоды работы истца общей продолжительностью 24 года 3 месяца 4 дня. В специальный стаж работы в связи с осуществлением педагогической деятельности не были учтены периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 15 по 25 октября 2007 года. Также в из стажа работы истца в районах Крайнего Севера исключен период нахождения на курсах повышения квалификации с 12 по 19 апреля 2007 года.

24 августа 2011 года Учреждением принято решение об отказе в установлении истцу пенсии в связи с отсутствием права на пенсию, а именно наличие стажа педагогической деятельности 24 года 3 месяца 4 дня при требуемом стаже 25 лет (л.д. 21).

Согласно данным о страховом стаже в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не были включены следующие периоды работы: с 26 октября 1979 года по 27 апреля 1981 года продолжительностью 1 год 6 месяцев 1 день, с 15 по 25 октября 2007 года продолжительностью 11 дней, а всего 1 год 6 месяцев 12 дней (л.д. 25). Также в стаж работы истца в районах Крайнего Севера не включен период с 12 по 19 апреля 2007 года продолжительностью 8 дней.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 19 Федерального закона о 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с подпунктом «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшего до 01 октября 1993 года, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В соответствии с п. 4 данного Положения указанное время засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

По состоянию на 16 августа 2011 года более 2/3 стажа истца, требуемого для досрочного назначения пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, приходится на работу в образовательных учреждениях. Следовательно, истец приобрел право на включение в стаж, требуемый для досрочного назначения пенсии, периода службы в составе Вооруженных Сил СССР.

Положения ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Пенсия за выслугу лет работникам просвещения являлась льготной по отношению к обычному порядку назначения пенсий. Как и ст. 27 Федерального закона о 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 предусматривало назначение пенсии педагогическим работникам при наличии стажа педагогической деятельности не менее 25 лет как единственное условие назначения пенсии.

Т.к. досрочная пенсия педагогическим работникам, существующая в настоящее время, и пенсия за выслугу лет, существовавшая ранее, по своей правовой природе одинаковы, то приобретенное истцом право на включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, периода службы в составе Вооруженных Сил СССР не может быть прекращено в связи с введением нового правового регулирования пенсионного обеспечения.Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Поэтому период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 26 октября 1979 года по 27 апреля 1981 года подлежит включению в стаж работы истца, дающей право на досрочно назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Истец обучался на курсах повышения квалификации с сохранением среднего заработка, входящего в базу для начисления страховых взносов, с 12 по 19 апреля и с 15 по 25 октября 2007 года, что подтверждается справкой (л.д. 42). За 2007 год платежи по страховым взносам, начисленным за указанный период, были уплачены в полном объеме, что подтверждается выпиской из лицевого счета (л.д. 53 – 60). В период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2008 года истец работал с полной педагогической нагрузкой, что подтверждается справкой по проверке (л.д. 47 – 50).

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», действовавшего в 2007 году, объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являлся объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей в 2002 – 2007 годах, объектом налогообложения для организаций - налогоплательщиков единого социального налога являлись выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам.

Статьей 238 Налогового кодекса РФ сохраняемая средняя заработная плата за период нахождения на курсах повышения квалификации из налоговой базы не была исключена.

Из указанных норм законодательства следует, что в 2007 году средняя заработная плата работника, начисленная работнику за нахождение на курсах повышения квалификации, подлежала обложению страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ.

Следовательно, в 2007 году периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации относились к периодам работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 периоды работы в образовательных учреждениях засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

В соответствии с п. 2 «Продолжительности рабочего времени педагогических работников», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 года № 191, действовавшей в 2007 году, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) для учителей 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений составляла 18 часов в неделю.

Педагогическая нагрузка истца в 2007 году составляла от 18 до 22 часов, что подтверждается справкой по проверке (л.д.47 – 52). Поэтому условие о выполнении нормы рабочего времени (педагогической нагрузки) истцом в 2007 году было соблюдено.

Исходя из положений Постановлений Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, от 03 апреля 2003 года № 191, с учетом ст. 187 Трудового кодекса РФ суд приходит к выводу, что направление работника на курсы повышения квалификации не является уменьшением педагогической нагрузки, т.к. норма часов педагогической работы устанавливается относительно осуществления педагогическим работником своей деятельности в целом, а не применительно к отдельным периодам, работник должен быть уведомлен о снижении педагогической нагрузки не менее чем за 2 месяца.

Поэтому период обучения истца на курсах повышения квалификации с 15 по 25 октября 2007 года подлежит включению в стаж работы истца, дающий право на досрочно назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Доводы, изложенные в решении Учреждения (л.д. 22 – 24), о том, что указанный период нахождения на курсах повышения квалификации не подлежит включению в педагогический стаж истца, не принимаются судом как не основанные на законе.

Следовательно, отказ Учреждения истцу во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов службы в составе Вооруженных Сил СССР, а также нахождения на курсах повышения квалификации в 2007 году является незаконным.

Ответчиком установлено, что специальный стаж истца, учтенный для досрочного назначения трудовой пенсии, составил 24 года 3 месяца 4 дня. При этом ответчиком незаконно не включены в специальный стаж истца по состоянию на 15 августа 2011 года периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР с 26 октября 1979 года по 27 апреля 1981 года продолжительностью 1 год 6 месяцев 1 день, период нахождения на курсах повышения квалификации с 15 по 25 октября 2007 года продолжительностью 11 дней, что составляет 1 год 6 месяцев и 12 дней в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555.

Таким образом, специальный стаж истца, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии, на 15 августа 2011 года составил 25 лет 9 месяцев и 16 дней (24 года 3 месяца 4 дня + 1 год 6 месяцев 12 дней = 25 лет 9 месяцев 16 дней), что соответствует установленному пенсионным законодательством размеру.

Поэтому суд приходит к выводу, что с 16 августа 2011 года, дня обращения в Учреждение, истец приобрел право на назначение трудовой пенсии.

На основании изложенного суд удовлетворяет требования истца о признании недействительным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, признает за истцом право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 16 августа 2011 года и обязывает Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области назначить истцу трудовую пенсию по старости с 16 августа 2011 года

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика в пользу истца государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Орловского Николая Геннадьевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области от 24 августа 2011 года № 37/30 об отказе в досрочном назначении пенсии Орловскому Николаю Геннадьевичу.

Признать за Орловским Николаем Геннадьевичем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 16 августа 2011 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области назначить Орловскому Николаю Геннадьевичу трудовую пенсию по старости с 16 августа 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области в пользу Орловского Николая Геннадьевича в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Зелянин В.А.