Дело № 2-3950-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северодвинск 28 ноября 2011 года
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Хмара Е.И.,
при секретаре Потеловой И.С.,
рассмотрев в помещении суда города Северодвинска в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Северодвинска в интересах Молоковой Анастасии Сергеевны к администрации муниципального образования «Северодвинск» о понуждении к предоставлению жилого помещения на условиях договора социального найма,
установил:
заместитель прокурора города Северодвинска обратился в суд в интересах Молоковой Анастасии Сергеевны с иском к администрации муниципального образования «Северодвинск» (далее администрация МО «Северодвинск») о признании действий администрации МО «Северодвинск» об отказе Молоковой А.С. в установлении невозможности совместного проживания с бывшим родителем (матерью) и иными лицами, и в постановке на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением незаконными, возложении обязанности поставить Молокову А.С. на учет для внеочередного предоставления жилого помещения на основании пп.3 п.2 ст.6.1 Закона Архангельской области от 20.09.2005г. № 79-5-ОЗ, и возложении обязанности предоставить Молоковой А.С. жилое помещение площадью не менее 14 кв.м по договору социального найма, расположенное в черте города Северодвинска, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г.Северодвинску, за счет средств субвенций областного бюджета (л.д.5-8).
В обоснование иска указал, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что Молокова А.С. имеет статус из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать была лишена родительских прав по решению Северодвинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ На основании постановления Администрации Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ № Молокова А.С., как оставшаяся без попечения родителей, была направлена в образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 указанного постановления за несовершеннолетней Молоковой А.С. было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. По окончании пребывания в ГОУ АО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «ФИО14» в ДД.ММ.ГГГГ года Молокова А.С. продолжила обучение в Государственном автономном образовательном учреждении начального профессионального образования Архангельской области «ФИО15», которое окончила в ДД.ММ.ГГГГ года. Молокова А.С. не имеет возможности проживать в закрепленном за ней жилом помещении, поскольку жилое помещение по адресу: <адрес>, представляет собой комнату в коридорной системе жилой площадью 17,1 кв.м, расположенную на третьем этаже четырехэтажного жилого кирпичного дома. По указанному адресу совместно с Молоковой А.С. и её малолетним ребенком ФИО7 зарегистрированы: бабушка ФИО8, братья ФИО9 и ФИО10, мать ФИО2 Таким образом, на каждое зарегистрированное по указанному адресу лицо приходится 2,85 кв.м. жилой площади. Фактически в указанной комнате проживает бывшая мать Молоковой А.С. – ФИО2, злоупотребляющая спиртными напитками. ДД.ММ.ГГГГ Молокова А.С. обратилась в Администрацию МО Северодвинска об установлении факта невозможности ее совместного проживания с матерью для последующей постановки её на учет для внеочередного предоставления жилой площади как лицу из числа детей оставшихся без попечения родителей. В ходе проведенного специалистом органа опеки и попечительства ДД.ММ.ГГГГ обследования жилого помещения Молоковой А.С. обстоятельства, приведенные последней в обоснование невозможности совместного проживания с ФИО2, нашли своё подтверждение. Несмотря на это, Управлением образования было дано необоснованное и немотивированное заключение об отказе Молоковой А.С. в установлении невозможности совместного проживания в жилом помещении с ФИО2 и иными лицами. На основании заключения Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ в издании распоряжения об установлении невозможности совместного проживания в жилом помещении с бывшим родителем (матерью) и иными лицами и в постановке на учет для внеочередного предоставления жилой площади Молоковой А.С. администрацией Северодвинска было отказано, вследствие чего нарушено её право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Согласно справке СМУП «Бюро по обмену жилых помещений» от ДД.ММ.ГГГГ документально установлена невозможность обмена закрепленного за ФИО3 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на несколько жилых помещений. Предусмотренных законодательством оснований для выселения ФИО11 из указанного жилого помещения не имеется. Таким образом, отказ администрации Северодвинска в установлении невозможности совместного проживания Молоковой А.С. в комнате по адресу: <адрес> с бывшим родителем (матерью) и иными лицами, и соответственно, в постановке её на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением является незаконным и необоснованным. Считает действия ответчика не соответствующими требованиям закона и нарушающими жилищные права Молоковой А.С.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор города Северодвинска представил уточненное исковое заявление об изменений заявленных требований, в котором просил обязать администрацию муниципального образования «Северодвинск» предоставить Молоковой А.С. жилое помещение площадью не менее 14 квадратных метров по договору социального найма, расположенное в черте города Северодвинска, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Северодвинску, за счет средств субвенций областного бюджета (л.д.69-72) по ранее изложенным основаниям.
В судебном заседании прокурор ФИО12 на удовлетворении иска о представлении Молоковой А.С. жилого помещения во внеочередном порядке на условиях договора социального найма за счет средств областного бюджета настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.
Истец Молокова А.С. изложенные прокурором обстоятельства подтвердила, на иске настаивала.
Представитель ответчика ФИО13 считала иск не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на то, что истец имеет закрепленное жилое помещение, невозможность совместного проживания детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть установлена органом опеки и попечительства, заключение которого является лишь основанием для принятия соответствующего решения судом. Постановке на учет для внеочередного предоставления жилья должны предшествовать мероприятия, связанные с осуществлением обмена либо выселением из жилого помещения бывших родителей. Органы местного самоуправления осуществляют государственные полномочия по предоставлению жилого помещения только тем детям-сиротам, которые не имеют закрепленного жилого помещения. Также администрации не переданы полномочия по установлению факта невозможности совместного проживания детей-сирот с бывшими родителями и иными лицами в жилом помещении. Данный факт может быть установлен только судом. Предоставление гражданам во внеочередном порядке жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований законодательства (л.д. 45-49).
Представитель Управления образования администрации МО «Северодвинск» в судебном заседании не участвовала, надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания, просила о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д. 83). Согласно заключению и.о.начальника Управления образования администрации МО «Северодвинск» проживание Молоковой А.С. в закрепленном жилом помещении невозможно. Отношения Молоковой А.С. с бывшим родителем (матерью) не складываются, часто возникают ссоры. ФИО2 приглашает в гости людей, злоупотребляющих спиртными напитками, шумно выясняют отношения, кричат или громко поют, включают музыку. Разменять данную комнату невозможно. По вопросу размена Молокова А.С. и её брат ФИО16 обращались в СМУП «ФИО17». Согласно справке данного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ подбор вариантов обмена на три жилых помещения по разным адресам является по практике нереализуемым (56-57).
Третье лицо Правительство Архангельской области, о времени и месте судебного заседания извещено судом надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило (л.д.79). В представленном ДД.ММ.ГГГГ суду отзыве на исковое заявление полагало, что требования заместителя прокурора г. Северодвинска в интересах Молоковой А.С. подлежат оценке с учетом конкретных обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами. Просило рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Архангельской области (л.д. 38-43).
Третье лицо Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, о времени и месте судебного заседания извещено судом надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, просило рассмотреть дело без участия представителя министерства (л.д. 80). Представитель Министерства образования, науки и культуры Архангельской области представил суду отзыв на исковое заявление, в котором считал требования заместителя прокурора в интересах Молоковой А.С. основанными на законе и подлежащими удовлетворению (л.д. 81-82).
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц и представителя Управления образования администрации МО «Северодвинск».
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их в совокупности с материалами настоящего дела, представленными сторонами доказательствами, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Право детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилого помещения закреплено в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Архангельской области приняты областные законы от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма», от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области».
В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 6.1 областного закона от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения при невозможности совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами в жилом помещении и при отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей, иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами устанавливается на основании заключения органа опеки и попечительства по результатам обследования жилого помещения.
Согласно постановлению мэра муниципального образования «Северодвинск» от ДД.ММ.ГГГГ № Управление образования МО «Северодвинск» осуществляет государственные полномочия по опеке и попечительству.
Судом установлено, что Молокова А.С., ДД.ММ.ГГГГ год рождения, является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, её мать ФИО2 решением Северодвинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № лишена в отношении нее родительских прав (л.д. 12-13).
Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Молокова А.С. была направлена в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «ФИО18», как оставшаяся без попечения родителей (л.д. 14), в которой обучалась по ДД.ММ.ГГГГ год (л.д. 28).
В соответствии с п.2 указанного постановления за несовершеннолетней ФИО3 было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>А. комната 62 (площадью 17,1 кв.м.).
В ДД.ММ.ГГГГ года Молокова А.С. продолжила обучение в Государственном автономном образовательном учреждении начального профессионального образования Архангельской области «ФИО19». На основании решения аттестационной комиссии была отчислена из состава обучающихся ДД.ММ.ГГГГ, как успешно прошедшая итоговую аттестацию после окончания полного курса обучения (л.д. 27).
ДД.ММ.ГГГГ Молокова А.С. обратилась в администрацию МО «Северодвинск» с заявлением об установлении факта невозможности ее совместного проживания с матерью в закрепленном жилом помещении для последующей постановки ее на учет для внеочередного предоставления жилой площади как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу предоставленных Управлению образованию государственных полномочий, последнее ДД.ММ.ГГГГ провело обследование жилищных условий Молоковой А.С., по результатам которого специалистом Управления образования было установлено, что Молокова А.С. с малолетним ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированы в комнате <адрес>. Кроме нее в данной комнате зарегистрированы: ФИО8 – бабушка, ФИО9 – брат, ФИО10 – брат, воспитанник 7 кл. школы-интерната, ФИО2 – мать. Комната расположена на третьем этаже четырехэтажного жилого кирпичного дома. В коридоре 11 комнат, на все комнаты одна кухня, ванная, туалет. Комната разделена перегородкой, выделен кухонный уголок, в котором помещен холодильник, маленький столик, эл.плитка, духовка для приготовления еды. В комнате скромная обстановка: диван, служащий спальным местом, компьютерный уголок, стул, телевизор. Поставить кровать для Анастасии и ее малыша нет возможности. Отношения Анастасии с матерью не складываются, часто возникают ссоры, обиды что Настя и ФИО20 не пьют с матерью. ФИО2 приглашает в гости людей, злоупотребляющих спиртными напитками, шумно выясняют отношения, кричат и громко поют, включают музыку. Разменять данную комнату невозможно. По результатам обследования заключением от ДД.ММ.ГГГГ установлена невозможность совместного проживания Молоковой А.С. в жилом помещении с бывшим родителем и иными лицами (л.д.92).
На основе данного заключения в соответствии с п.3.6 Положения об Управлении образования администрации Северодвинска, утвержденного решением Совета депутатов Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ, специалистом Управления образования был подготовлен проект распоряжения заместителя Главы администрации по социальным вопросам «Об установлении невозможности совместного проживания Молоковой Анастасии Сергеевны в жилом помещении с бывшим родителем и иными лицами» (л.д.19).
В процессе процедуры согласования указанного проекта письмом начальника правового управления администрации МО «Северодвинск» от ДД.ММ.ГГГГ проект распоряжения был возвращен в Управление образования администрации МО «Северодвинск» без согласования, поскольку постановке на учет для внеочередного предоставления жилой площади должны предшествовать мероприятия, связанные с осуществлением обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей (л.д. 21-22).
Заключением Управления образования администрации Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ Молоковой А.С. в установлении невозможности совместного проживания в жилом помещении с бывшим родителем (матерью) и иными лицами было отказано по мотиву не предоставления доказательств отсутствия возможности обмена закрепленного жилого помещения либо выселения из жилого помещения бывшей матери (л.д. 93).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление образования администрации Северодвинска сообщила Молоковой А.С., что для постановки ее на учет необходимо представить доказательства невозможности обмена жилого помещения либо невозможности выселения из жилого помещения матери, лишенной родительских прав, и иных лиц (л.д. 23-24).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ начальника управления муниципального жилищного фонда Молоковой А.С. в постановке для принятия на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, было отказано по мотиву не поступления документа об установлении невозможности совместного проживания в жилом помещении по адресу: <адрес> с бывшей матерью и иными лицами (л.д.100).
Между тем, невозможность обмена закрепленного за истцом жилого помещения подтверждается справкой Северодвинского МУП «ФИО21» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой варианта размена указанных комнат, при котором Молоковой А.С. предоставлялось бы отдельное жилье, не имеется (л.д. 16). На данную справку имеется ссылка в заключениях Управления образования как от ДД.ММ.ГГГГ, так и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.92-93).
При этом п.п. 3 п. 2 ст. 6.1 Областного закона от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ в качестве условия для постановки на учет лиц из числа детей-сирот не предусматривает обязательное осуществление мероприятий по выселению из жилого помещения бывших родителей. Постановка на учет осуществляется при невозможности совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами в жилом помещении и при отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей.
То есть, отсутствие возможности выселения бывших родителей названо как альтернативное условие наряду с отсутствием возможности обмена, при обязательном условии – невозможности совместного проживания.
Поэтому доводы ответчика о необходимости совокупности вышеуказанных условий основаны на неправильном толковании названных норм закона.
По заключению начальника Управления образования, представленному в материалы дела по предъявленному иску от ДД.ММ.ГГГГ, при установленных фактических обстоятельствах по результатам обследования жилищных условий истца, проживание Молоковой А.С. в таких условиях с бывшим родителем иными лицами в жилом помещении невозможно (л.д.56-57).
Доводы ответчика об отсутствии полномочий администрации Северодвинска по установлению факта невозможности совместного проживания судом признаются несостоятельными.
В соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» к основным задачам органов опеки и попечительства относится защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой или попечительством.
Областной закон от 29 октября 2008 года № 578-30-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области» также закрепляет за органами опеки и попечительства обязанность по принятию необходимых мер по защите жилищных прав подопечных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.п. 3.6.3, 3.6.4 Положения об Управлении образования администрации Северодвинска, утвержденного решением Совета депутатов Северодвинска от 29 марта 2007 года, Управление проводит обследование условий жизни детей, оставшихся без попечения родителей, принимает необходимые меры по защите жилищных прав подопечных.
Таким образом, отказ администрации МО «Северодвинск» в установлении невозможности совместного проживания Молоковой А.С. в комнате по адресу: <адрес> с бывшим родителем (матерью) и иными лицами, и соответственно, в постановке ее на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением является необоснованным и незаконным.
Закрепляя за детьми, оставшимися без попечения родителей право на обеспечение жильем по месту жительства, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указывает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями.
В соответствии со ст. 46 областного закона от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания.
Указанное полномочие нельзя толковать как ограничивающее права иных лиц из числа детей-сирот, поставленных на учет для внеочередного предоставления жилого помещения.
При изложенных обстоятельствах обязанность по предоставлению Молоковой А.С. во внеочередном порядке жилого помещения должна быть исполнена администрацией муниципального образования «Северодвинск» за счет средств субвенций областного бюджета.
В соответствии со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленная решением Муниципального Совета Северодвинска от 26 мая 2005 года № 18 в соответствии со ст. 50 ЖК РФ, составляет 14 кв.м. общей площади на одного человека.
Следовательно, предоставляемое истцу жилое помещение во внеочередном порядке должно быть общей площадью не менее 14 кв.м.
На основании вышеизложенного исковые требования прокурора г.Северодвинска в интересах Молоковой А.С. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора города Северодвинска в интересах Молоковой Анастасии Сергеевны к администрации муниципального образования «Северодвинск» о понуждении к предоставлению жилого помещения на условиях договора социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию Муниципального образования «Северодвинск» предоставить Молоковой Анастасии Сергеевне вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не ниже установленной социальной нормы (14,0 кв.м.), отвечающее санитарным и техническим требованиям, в пределах муниципального образования «Северодвинск» за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Судья-председательствующий Е.И. Хмара