о взыскании невыплаченной премии



Дело № 2-61-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2012 года г. Северодвинск

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Юренского А.Н.,

при секретаре Федорцовой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирина Андрея Геннадьевича к Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы России № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании премии в рамках материального стимулирования,

установил:

истец Кирин А.Г. обратился в суд с исковым заявлением к МИФНС России № 9 по АО и НАО о взыскании не выплаченных ему денежных средств (премии) в рамках материального стимулирования за 1 квартал 2011 года, в обоснование которого указал, что по выходу из очередного трудового отпуска, в котором он находился в период с 01 по 31 июля 2011 года, он узнал, что сотрудникам налоговой инспекции в июле 2011 года производилась выплата премий в рамках материального стимулирования государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (л.д. 4-7 Том 1).

    Истцу указанные выплаты произведены не были, какого либо согласия на невыплату указанных денежных средств истец ответчику не давал.

    В связи с чем, истец просил суд взыскать с ответчика премию в рамках материального стимулирования федеральных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы за 1 квартал 2011 года и компенсировать причиненные ему нравственные страдания в размере <данные изъяты>

    В последующем, истцом были уточнены исковые требования путем предоставления расчета взыскиваемой истцом суммы материального стимулирования, согласно которых истец просит суд взыскать с ответчика премию в рамках материального стимулирования федеральных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы за 1 квартал 2011 года в размере – <данные изъяты>. без учета налога на доходы физических лиц в размере 13 % (л.д. 241 Том 1) и компенсацию морального вреда в размере – <данные изъяты>

    В судебном заседании истец Кирин А.Г. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении (л.д. 4-7, 241 Том 1) и в дополнительных письменных объяснениях (л.д. 230-231 Том 1).

    Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России по АО и НАО Лесовой Д.Н., действующий на основании доверенности, возражал против исковых требований истца по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 12-15 Том 1).

    Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, изучив материалы дела в совокупности с представленными сторонами объяснениями и доказательствами, суд пришел к следующему выводу.

    В ходе судебного разбирательства судом установлено, что истец работает у ответчика в должности специалиста юридического отдела 1 категории, что подтверждается объяснениями истца, копиями приказа о приеме работника на работу и трудовым договором (л.д. 33-36 Том 1) и со стороны представителя ответчика не отрицалось, в связи с чем, суд признает их установленными.

    В июле 2011 года сотрудникам налоговой инспекции по итогам работы за 1 квартал 2011 года была выплачена денежная сумма (премия) в рамках материального стимулирования по оценке эффективности деятельности инспекций и распределения средств Федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих инспекций за 1 квартал 2011 года, сторонами также не оспаривалось и не отрицалось, в связи с чем, указанные обстоятельства суд признает установленными.

    Из доводов представителя ответчика следует, что истцу указанное денежное стимулирование не было выплачено по основаниям, предусмотренным пунктом 5.3 Методики оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России (далее – Методика) за 1, 2 и 3 кварталы 2011 года (л.д. 78-108 Том 1), согласно которого гражданским служащим налоговых органов, к которым на момент осуществления материального стимулирования (издание соответствующим территориальным органом ФНС России приказа о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих) применено дисциплинарное взыскание, выплата материального стимулирование не производится.

    Поскольку, в соответствии с приказом № 163/к от 09.06.2011г. истец был привлечен к дисциплинарной ответственности на момент распределения сумм материального стимулирования, то по мнению представителя ответчика, выплата истцу сумм материального стимулирования не производилась, что также подтверждается протоколом заседания комиссии ответчика по оценке эффективности деятельности инспекции и распределения средств материального стимулирования (л.д. 24-33 Том 1).

    Указанные доводы ответчика, суд находит необоснованными и связанными с неправильным толкованием и применением норм материального права.

    В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Указанные выплаты также предусмотрены Разделом 5 трудового договора, заключенного истцом с ответчиком (л.д. 34-36 Том 1).

    В связи с этим, Приказом налогового органа от 15 марта 2011 года № 2.1-1/042 утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным гражданским служащим и Положение об условиях выплаты работникам ответчика, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного отпуска и материальной помощи (далее – Положение) (л.д. 37-50 Том 1).

    Кроме того, согласно ст. 10 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

    К такому виду выплаты относится, в частности, выплаты материального стимулирования, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», согласно которого предписано осуществлять с 1 января 2007 г. и в 2008 - 2011 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников, имеющих специальные звания, территориальных органов Федеральной таможенной службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    Во исполнение данного постановления Правительства № 611 от 25.09.2007г. приказом Министерства финансов РФ приказом от 17.11.2007г. № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее – Порядок).

    Согласно пункта 2 и 3 данного Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего. Материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007 - 2010 годы. Начисление районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации, на материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, не производится. Материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.

    В связи с чем, ссылка представителя ответчика на Положение от 15 марта 2011 года в обоснование не выплаты истцу средств материального стимулирования, суд признает необоснованной, поскольку, указанное Положение регулирует отношение по выплате совершенно иных доплат, в том числе премий, чем тех, которые предусмотрены постановлением Правительства № 611 от 25.09.2007г. и Приказом Минфина РФ № 90н от 17.11.2007г., а именно – средств материального стимулирования гражданских служащих по оценке эффективности деятельности инспекций.

Согласно пунктов 4, 5 Порядка решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются в соответствии с настоящим порядком начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов. Для проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности в центральном аппарате Федеральной налоговой службы и всех ее территориальных органах (далее - Комиссия).

Основными задачами Комиссии нижестоящих налоговых органов являются:

- оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими;

- подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих.

    Судом установлено, что Приказом от 03.03.2011г. Управление Федеральной налоговой службы по АО и НАО утверждена Методика оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 1, 2 и 3 кварталы 2011 года (далее – Методика) (л.д. 74-180 Том 1) с изменениями, внесенными Приказом от 14 июня 2011 года (л.д. 181-221 Том 1).

    Приказом и.о. начальника МИФНС России № 9 по АО и НАО от 04.05.2011г. утвержден состав комиссии по оценке эффективности деятельности структурных подразделений Инспекции согласно Приложению № 1 к указанном приказу.

    Протоколом заседания комиссии МИФНС России № 9 по АО и НАО от 11 июля 2011 года № 2.2-62/2, утвержденным Приказом от 11.07.2011г. № 2.1-1/147 и.о. начальника МИФНС России № 9 по АО и НАО, были определены размер сумм материального стимулирования сотрудникам Инспекции за 1 квартал 2011 года, а также принято решение не производить выплату средств материального стимулирования сотрудникам, имеющим дисциплинарное взыскание на дату осуществления материального стимулирования (л.д. 24-32 Том 1).

    В соответствии с пунктами 5.1, 5.3 Методики следует, что оценка эффективности деятельности налоговых органов производится за отчетный период – квартал (1, 2 и 3 кварталы 2011 года). Гражданским служащим налоговых органов, к которым на момент осуществления материального стимулирования (издание соответствующим территориальным органом ФНС России приказа о материальном стимулировании федеральных государственных служащих) применено дисциплинарное взыскание по результатам деятельности, выплата материального стимулирования не производится.

    Согласно Раздела 6 Методики «Порядок выполнения работ по оценке эффективности деятельности налоговых органов» по окончании отчетного квартала (периода), за который оцениваются результаты работ и проводится материальное стимулирование, на основе статистической отчетности управлениями ЦА (отделами налоговых органов), указанными в п. 4 Методики, выполняется расчет показателей эффективности деятельности налоговых органов и соответствующих баллов…

    Таким образом, из вышеизложенного следует, что оценка эффективности деятельности налоговой инспекции и материальное стимулирование сотрудников Инспекции производится за конкретный отчетный период, в том числе за 1, 2 и 3 кварталы 2011 года.

    Согласно Протокола заседания комиссии Инспекции от 11.07.2011г. № 2.2-62/2 оценивалась эффективность деятельности Инспекции и осуществлялось распределение средств, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных служащих Инспекции за 1 квартал 2011 года.

    Таким образом, из анализа указанных норм Методики следует, что материальное стимулирование не производится по отношению сотрудников Инспекции, к которым было применено дисциплинарное взыскание в 1 квартале 2011 года. Кроме того, из буквального анализа пункта 5.3. Методики следует, что выплата материального стимулирования не производится сотрудникам Инспекции, к которым за отчетный период (1 квартал 2011 года) было применено дисциплинарное взыскание по результатам деятельности. То есть, в случае привлечения сотрудника инспекции к дисциплинарному взысканию по результатам его деятельности за 1 квартал 2011 года, выплата материального симулирования данному сотруднику не производится.

    На основании приказа № 111/к от 10 мая 2011 года «О проведении служебной проверки в отношении А.Г. Кирина», истец был привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с приказом № 163/к от 09 июня 2011 года в виде замечания, на том основании, что истец в нарушение пункта 2 части 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» ненадлежащее исполнял должностные обязанности, предусмотренные должностным регламентом, в частности, истцом нарушен порядок подачи заявления в надзорную инстанцию.

    Из объяснения представителя ответчика и представленных им документов следует, что дисциплинарный проступок был совершен истцом в мае 2011 года, а к дисциплинарной ответственности Кирин А.Г. был привлечен на основании приказа в июне 2011 года, то есть во 2 квартале 2011 года.

    Из изложенного следует, что в 1 квартале 2011 года, в том числе по итогам работы за 1 квартал 2011 года истец к дисциплинарной ответственности не привлекался.

Следование позиции налогового органа может привести к неравенству прав и дискриминации работников Инспекции в получении средств материального стимулирования по итогам работы Инспекции за отчетные периоды.

    В соответствии со ст. 194 ТК РФ если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

    Таким образом, в случае отсутствия от работодателя добровольного снятия дисциплинарного взыскания, оно действует в течение года.

    Исходя из позиции налогового органа, в случае отсутствия снятия дисциплинарного взыскания в добровольном порядке со стороны работодателя, работник, получивший дисциплинарное взыскание в 1 квартале 2011 года будет находится в более невыгодном, дискриминационном положении, чем работник, получивший дисциплинарное взыскание в 4 квартале 2011 года. При таких обстоятельствах, исходя из позиции налогового органа, работник, получивший дисциплинарное взыскание в 1 квартале 2011 года и при отсутствии добровольной воли работодателя снять дисциплинарное взыскание до истечения года, обречен не получать средства материального стимулирования по итогам каждого отчетного периода, то есть по итогам работы Инспекции за каждый квартал в течение года. В то же время работник, получивший дисциплинарное взыскание в 4 квартале 2011 года, не лишен права на получение средств материального стимулирования по итогам работы Инспекции за 1, 2 и 3 кварталы 2011 года.

    Данный порядок ведет к дискриминации прав одних работников перед другими и противоречит статьям 19, 37 Конституции Российской Федерации и основным целям и задачам Трудового законодательства Российской Федерации, закрепленных в статьях 1, 2 и 3 Трудового кодекса РФ.

    Кроме того, Разделом 4 Методики предусмотрено, что число членов комиссии должно быть не менее 7 человек (абз. 1 л.д. 90 Том 1).

    Согласно приказа и.о. начальника МИФНС России по АО и НАО от 04 мая 2011 года (л.д. 9-10 Том 2) утвержден состав комиссии по оценке эффективности деятельности структурных подразделений Инспекции согласно приложению № 1 к данному приказу (л.д. 11 Том 2). Согласно приложения № 1 к приказу в состав комиссии вошло: председатель комиссии, заместитель председателя комиссии и 6 членов комиссии, а также секретарь комиссии.

    Из протокола заседания комиссии от 11 июля 2011 года (л.д. 24-32 Том 1) в заседании комиссии приняли участие: председатель комиссии и 4 члена комиссии, что не соответствует требованиям Методики оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 1, 2 и 3 кварталы 2011 года.

    Поскольку, каких-либо иных оснований не выплачивать истцу средства материального стимулирования по итогам работы за 1 квартал 2011 года в протоколе заседания Комиссии от 11.07.2011г. не предусмотрено и со стороны представителя ответчика в ходе судебного разбирательства суду не представлялось, суд находит отказ в выплате истцу средств материального стимулирования по итогам работы Инспекции за 1 квартал 2011 года, незаконным, а исковые требования истца о взыскании с ответчика средств материального стимулирования по итогам работы за 1 квартал 2011 года, правомерными и подлежащими удовлетворению.

    В соответствии с Протоколом заседания Комиссии, по итогам обсуждения Комиссия установила распределить средства материального стимулирования по юридическому отделу Инспекции в размере – 104 107 руб. 29 коп. (л.д. 30 Том 1, последний абзац).

    Согласно служебной записке начальника отдела финансового обеспечения Инспекции (л.д. 235 Том 1) оценка деятельности конкретного работника отдела осуществляется начальником соответствующего структурного подразделения Инспекции. Расчет суммы материального стимулирования в отдельности по каждому сотруднику рассчитывается следующим образом: ФОТ отдела, который составляет <данные изъяты>. / 26,03 х балл сотрудника, определяемый начальником подразделения (отдела).

    Из служебной записки начальника юридического отдела Инспекции (л.д. 234 Том 1) следует, что работа Кирина А.Г. за 1 квартал 2011 года была оценена в 5,5 балла.

    В связи с чем, размер материального стимулирования по итогам работы истца за 1 квартал 2011 года составит:

- <данные изъяты>. (сумма материального стимулирования, выделенная на юридический отдел в 1 квартале 2011 года) / 26,03 (коэффициент юридического отдела) х 5,5 (балл Кирина А.Г.) = <данные изъяты>

    Указанная сумма материального стимулирования также подтверждается расчетом истца, представленном в материалы дела (л.д. 241 Том 1), с которым также согласился представитель ответчика, указывая на достоверность проведенного истцом расчета.

    Поскольку сумма материального стимулирования, подлежащая выплате истцу, является доходом сотрудника Инспекции (работника), то с указанной суммы подлежит удержанию с работника налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в соответствии с Главой 23 Части второй Налогового кодекса РФ, в размере 13 %.

В соответствии с пунктами 1, 4, 5 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Следовательно, при взыскании с ответчика в пользу истца всей суммы премии в размере – <данные изъяты>. (без удержания НДФЛ), повлечет за собой в дальнейшем обязанность для сторон по совершению определенных действий по начислению, удержанию и уплате налога (НДФЛ), в том числе: для ответчика возникнет обязанность по исчислению НДФЛ на доход истца, сообщению истцу и соответствующему налоговому органу о получении истцом дохода и невозможности удержания НДФЛ и перечисления в бюджет; для истца возникнет обязанность по представлению в налоговый орган соответствующей декларации по НДФЛ и уплате налога в предусмотренные законом размере и сроки.

Для упрощения указанной процедуры и скорейшего поступления соответствующих сумм в виде налога (НДФЛ) в бюджет, суд полагает возможным указать в настоящем решении размер премии, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца за вычетом НДФЛ в размере 13 %, что позволит ответчику (налоговому агенту) при выплате полагающейся истцу премии, из указанной суммы удержать НДФЛ у налогоплательщика (истца) и перечислить ее в соответствующий бюджет (в соответствии с пунктом 4 ст. 226 НК РФ).

    Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца денежная сумма в рамках материального стимулирования гражданских служащих по итогам работы Инспекции за 1 квартал 2011 года в размере: <данные изъяты>

Из вышеизложенного следует, что исковые требования истца Кирина А.Г. к ответчику МИФНС России № 9 по АО и НАО о взыскании денежной суммы (премии) в рамках материального стимулирования федеральных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы по итогам работы за 1 квартал 2011 года подлежат удовлетворению в размере – <данные изъяты>. с учетом НДФЛ 13 % в размере – <данные изъяты> подлежащего удержанию с дохода истца и перечислению в соответствующий бюджет.

Поскольку, на основании п.п. 1, 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, что также подтверждается позицией Верховного Суда РФ в отношении ответчика, изложенной в обзоре судебной практики за первый квартал 2011 года по вопросам уплаты государственной пошлины, то в соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Кирина Андрея Геннадьевича к Межрайонной ИФНС России № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании премии в рамках материального стимулирования, удовлетворить.

    Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Кирина Андрея Геннадьевича денежную сумму в рамках материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы за I квартал 2011 года в размере – <данные изъяты>

    Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья-председательствующий А.Н. Юренский