о предоставлении жилого помещения, лицу оставшемуся без попечения родителей



Дело № 2-3143-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                

г. Северодвинск                             3 октября 2011 года

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи

при секретаре

Котова Д.О.

Борисовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Северодвинска в интересах Романцовой Нины Андреевны к Администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения

установил:

прокурор г. Северодвинска в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в интересах Романцовой Н.А. с иском к Администрации МО «Северодвинск» о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма площадью не менее 14 кв.м., расположенное в черте г. Северодвинска, отвечающее санитарно-техническим требованиям с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Северодвинску за счет субвенций областного бюджета.

    В обоснование иска указал, что Романцова Н.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей, направлена в Северодвинский детский дом и за ней закреплено право на жилое помещение. В связи с установлением невозможности совместного проживания истца с бывшими родителями в закрепленном жилом помещении истец поставлена на учет нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья по договору социального найма. Финансовое обеспечение жилищных льгот детей-сирот и лиц из их числа осуществляется ответчиком за счет средств областного бюджета. До настоящего времени истец жильем по договору социального найма не обеспечена, в связи с чем прокурор просит о судебной защите прав истца сообразно заявленным требованиям.

    В суде прокурор и материальный истец иск поддержали.

    Ответчик в суд представителей не направил, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, против иска возражали (л.д.29-31, 85, 87).

    Представитель органа опеки и попечительства в заключении по делу полагала иск подлежащим удовлетворению (л.д. 23-24).

    Третьи лица – Правительство Архангельской области и Министерство образования, науки и культуры Архангельской области извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд представителей не направили, просили рассмотреть дело без их участия, против иска по существу не возражали (лд. 73-79,86, 122-123).

    В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.

    Рассмотрев материалы дела, изучив доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии с ч.1, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 специального Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон) нуждающимися в жилье являются лица из вышеуказанной категории лиц, которые, в частности, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, не имели закрепленного за ними жилого помещения.

    Таким образом, для признания права на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма для лиц, оставшихся без попечения родителей, необходимо наличие специального статуса указанной категории лиц и обстоятельств нуждаемости в жилом помещении после окончания пребывания в образовательных или иных государственных социальных учреждениях, установленных в соответствии с вышеприведенным законом.

При этом согласно абз. 3 ч. 1 ст. 8 этого же Федерального закона допускается установление дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, на основании законодательства субъектов РФ.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 6.1. Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. N 79-5-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма" (далее – Областной закон) установлены дополнительные гарантии лиц, оставшихся без попечения родителей, - на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются лица указанной категории, имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но в отношении которых установлена невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами в жилом помещении и при отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей, иных лиц.

    Указанной нормой фактически установлены дополнительные основания признания таких лиц нуждающимися в жилье по договору социального найма.

    Судом установлено, что Романцова Н.А., родившаяся 7.11.1988 г. (22 полных лет), является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители лишены родительских прав в судебном порядке.

    Постановлением главы Администрации г. Северодвинска от 12.07.1994 г. № 4-206 истец направлена в Северодвинский детский дом и за ней сохранено право пользования жилым помещением по адресу: г. Северодвинск, .... Данное жилое помещение используется по договору социального найма, в частной собственности не находится. В нем также имеют право пользования иные лица, общая площадь жилья составляет 33, 5 кв.м.

    Распоряжением заместителя главы Администрации по социальным вопросам от 17.05.2011 г. № 100-рд установлена невозможность совместного проживания истца с бывшими родителями и иными лицами в вышеуказанном жилом помещении.

    В связи с этим распоряжением Администрации г. Северодвинска от 16.06.2011 г. № 80-рж на основании п. 3 ч. 2 ст. 6.1. Областного закона с 30 мая 2011 года истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма для внеочередного предоставления жилья по категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где числится до настоящего времени.

    Постановка истца на указанный учет означает, по существу, признание ответчиком обстоятельств нуждаемости истца в жилом помещении как основания для реализации права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, что следует также из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом РФ в Определении от 12.04.2011 г. N 551-О-О.

    В период с 1994 года по 31 августа 2006 года истец воспитывалась в государственном образовательном учреждении «Северодвинский детский дом», где находилась на полном государственном обеспечении.

    С 1 сентября 2006 года истец исключена из числа воспитанников вышеуказанного учреждения в связи с поступлением в Северодвинский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственным морской технический университет», где учится до настоящего времени и временно проживает в студенческом общежитии по договору специализированного найма.

    Как следует из положений ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона, право на обеспечение жильем лиц, оставшихся без попечения родителей, связано с окончанием их пребывания в образовательном учреждении, ином учреждении социального обслуживания, где им предоставлялось полное государственное обеспечение.

    Таким образом, данное право связано с прекращением над такими лицами государственного попечения. При этом закон не связывает возникновение данного права с необходимостью окончанием таким лицом всех видов обучения в будущем, поскольку повышение уровня образования путем продолжения обучения в ВУЗе является правом такого лица.

    На момент признания истца нуждающейся в жилье она окончила образовательное учреждение, где находилась на полном государственном обеспечении – ГОУ «Северодвинский детский дом», то есть государственное попечение над истцом прекращено.

    До настоящего времени другое жилое помещение истцу по договору социального найма ответчиком не предоставлено. Иного жилья истец не имеет. Проживание ответчика в студенческом общежитии является временным и не является обеспечением жильем в порядке ст. 57 ЖК РФ.

    Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, объяснениями лиц, участвующих в деле, никем по существу не оспариваются, доказательств обратного суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.

    

    В связи с изложенным истец в настоящее время имеет право на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма и обучение истца в ВУЗе реализации этого права не препятствует.

Согласно ч.3, 5 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ, решением муниципального Совета Северодвинска от 26.05.2005 N 18 минимальная норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории МО «Северодвинск» составляет 14 кв. м общей площади на одного человека.

    Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона обязанность обеспечения жильем во внеочередном порядке лиц, оставшихся без попечения родителей, возложена на субъекты РФ.

Исполнение данной обязанности субъектов РФ путем предоставления указанной категории лиц жилых помещений по договорам социального найма за счет муниципального жилищного фонда делегировано органам местного самоуправления Архангельской области в соответствии со ст. 45, 46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями".

На исполнение указанных государственных полномочий органами местного самоуправления выделяются целевые субвенции из областного бюджета, размер которых определяется соответствующим законом об областном бюджете.

В добровольном порядке жилищные права истца ответчиком не реализованы, продолжают нарушаться и подлежат судебной защите. Ссылка ответчика на отсутствие бюджетных средств является необоснованной, опровергается объяснениями третьих лиц (л.д. 123) и основанием для отказа в иске не является. Кроме того, расчет необходимого количества бюджетных средств осуществляется органами местного самоуправления.

    Таким образом, суд полагает иск удовлетворить и обязать ответчика предоставить истцу за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма, общей площадью не менее 14 кв.м, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Северодвинску, отвечающее санитарно-техническим нормам, расположенное в черте г. Северодвинска.

    Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

решил:

иск прокурора г. Северодвинска в интересах Романцовой Нины Андреевны к Администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

    Обязать Администрацию муниципального образования «Северодвинск» предоставить Романцовой Нине Андреевне за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма, общей площадью не менее 14 кв.м, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Северодвинску, отвечающее санитарно-техническим нормам, расположенное в черте г. Северодвинска.

    Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий-судья              Д.О.Котов