Дело № 2-954-12 29 марта 2012 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Колчина С.А.,
при секретаре Усимовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Северодвинска гражданское дело по иску прокурора города Северодвинска в интересах Ермолина Виктора Олеговича к администрации муниципального образования Северодвинск о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
прокурор г. Северодвинска обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Северодвинск о предоставлении жилого помещения по договору социального найма Ермолину В.О. В обоснование иска указано, что Ермолин В.О. является лицом, оставшимся без попечения родителей, с 2001 года обучался в Северодвинской школе-интернате, за ним было закреплено жилье – квартира № дома №» по ул. .... в г. Северодвинске. Данный дом постановлением мэра Северодвинска от 03.08.2005 года признан подлежащим сносу. Решением от 25.05.2011 года Северодвинского городского суда администрация Северодвинска обязана предоставить ФИО на состав семьи 4 человека, включая Ермолина В.О., жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому. Решение вступило в законную силу, но до настоящего времени не исполнено. Ермолин В.О. в 2011 году закончил обучение в ГОУ АО «Северодвинская общеобразовательная школа-интернат», но вынужден проживать у знакомых, поскольку ответчик не исполнил своих обязанностей по предоставлению ему жилья (л.д. 4-6).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Правительство Архангельской области и Министерство образования, науки и культуры Архангельской области (л.д. 3).
В ходе судебного заседания истец и участвующий в деле прокурор заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве просил в удовлетворении иска отказать (л.д. 35-37, 66).
Представители третьих лиц – управления социального развития, опеки и попечительства администрации Северодвинска, Правительства Архангельской области, Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, Министерства здравоохранения и социального развития Правительства Архангельской области – в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, сведений о причинах своей неявки суду не представили. В письменных отзывах на иск, представленных в суд, Правительство Архангельской области, Министерство образования, науки и культуры Архангельской области считают, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ спор был разрешен судом в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения истца и участвующего в деле прокурора, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Ст. 40 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из указанных конституционных положений вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным статьей 7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Установлено и не вызывает сомнений, что истец Ермолин В.О. является лицом, оставшимся без попечения родителей, с 2001 года обучался в Северодвинской школе-интернате, за ним было закреплено жилье – квартира № дома № по ул. ........ в г. Северодвинске. Данный дом постановлением мэра Северодвинска от 03.08.2005 года признан подлежащим сносу. Решением от 25.05.2011 года Северодвинского городского суда администрация Северодвинска обязана предоставить ФИО на состав семьи 4 человека, включая Ермолина В.О., жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому. Решение вступило в законную силу, но до настоящего времени не исполнено. Ермолин В.О. в 2011 году закончил обучение в ГОУ АО «Северодвинская общеобразовательная школа-интернат», но вынужден проживать у знакомых, поскольку какого-либо жилья не имеет.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичная норма закреплена и в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Ст. 46 Закона Архангельской области «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» предусматривает, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Этим же Законом установлено, что финансовое обеспечение указанных полномочий осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на соответствующий календарный год.
Таким образом, нормы жилищного законодательства направлены на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, исходит и вышеприведенное региональное жилищное законодательство.
В настоящее время какого-либо жилого помещения истец не имеет, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Суд считает, что ответчиком не исполнена обязанность по предоставлению во внеочередном порядке истцу, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения.
По мнению суда, правовым основанием для предоставления истцу жилого помещения, является имеющийся у него статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом которого должен быть разрешен вопрос о восстановлении нарушенных прав истца.
В этой связи, исходя из указанных выше норм права, суд считает, что истец имеет право на предоставление жилого помещения по месту жительства (п. 5 ст. 57 ЖК РФ), с учетом нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 14 квадратных метров общей площади на одного человека, установленном решением муниципального Совета Северодвинска от 26 мая 2005 года № 18.
Поскольку дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленный иск и возлагает на ответчика обязанность предоставить истцу во внеочередном порядке за счет средств бюджета Архангельской области по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 14 кв. м., расположенное в черте города Северодвинска, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора г. Северодвинска в интересах Ермолина Виктора Олеговича к администрации муниципального образования Северодвинск о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Северодвинск предоставить Ермолину Виктору Олеговичу во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, находящееся в черте города Северодвинска, общей площадью не менее 14 квадратных метров, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску за счет средств субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Северодвинский городской суд.
Судья: С.А. Колчин