о признании права на досрочное назначение пенсии



Дело № 2-133-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Северодвинск 23 января 2012 года

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Звягина И.В.,

при секретаре Рослик Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьева ...... к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области» о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

установил:

Воробьев И.Ю. обратился с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области» о признании решения ответчика от 13 июля 2011 года №29/29 об отказе в назначении ему в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В обоснование требований указал, что 06 июня 2011 года обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, 13 июля 2011 года ответчик отказал ему в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа работы по Списку №2. Ответчик не включил в его специальный стаж период работы в должности «техника-настройщика» с 19 августа 1981 года по 31 декабря 1987 года по мотивам того, что указанная должность не предусмотрена Списком №2. Однако в представленной им справке работодателя было указано, что должности «техника-настройщика» и «регулировщика радиоэлектронной аппаратуры и приборов», которая предусмотрена Списком №2, являются тождественными. Просил признать незаконным решение ответчика от 13 июля 2011 года №29/29 (л.д.4).

Уточнив требования, просил признать незаконным решение ответчика от 13 июля 2011 года №29/29, признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 03 июля 2011 года и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 03 июля 2011 года (л.д.92).

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, и не просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.97).

Представитель истца Нечаев А.С., действующий на основании доверенности (л.д.85), требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, ранее представил суду письменный отзыв, проси в удовлетворении иска отказать (л.д.17,100).

Представитель третьего лица – ОАО «СПО «Арктика» Соловьев Г.Ф., действующий на основании доверенности (л.д.86), полагал, что иск подлежит удовлетворению, поскольку период с 19 августа 1981 года по 31 мая 1985 года необходимо включить в специальный стаж истца в связи с тем, что в данный период работники предприятия, имеющие среднеспециальное и высшее образовании и выполнявшие работы по регулировке радиоэлектронной аппаратуры и приборов, непосредственно занятые на работах внутри отсеков подводных лодок при их строительстве, ремонте и модернизации, были поименованы как «техники-настройщики» и «старшие техники-настройщики». С учетом указанного периода на момент обращения с заявлением к ответчику истец имел необходимый для досрочного назначения пенсии стаж работы по Списку №2.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 16 июня 2011 года истец Воробьев И.Ю., 03 июля 1961 года рождения, обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости (л.д.25).

Решением ответчика от 13 июля 2011 года №29/29 истцу было отказано в назначении пенсии по мотивам отсутствия необходимого стажа работы по Списку №2 (л.д.19).

При этом ответчик счел подтвержденным наличие у истца страхового стажа 29 лет 2 месяца 29 дней, стажа работы в районах Крайнего Севера 29 лет 2 месяца 29 дней, стажа работы по Списку №2 5 лет 6 месяцев 26 дней, в льготном исчислении - 8 лет 4 месяца 8 дней (л.д.20-21).

Указанные обстоятельства никем не оспариваются, в связи с чем, суд считает их установленными.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно статье 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ (далее по тексту – Закон №173-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

Пунктом 2 статьи 28.1 Закона №173-ФЗ предусмотрено уменьшение возраста, установленного для назначении пенсии на 5 лет лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим необходимый стаж для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда.

Согласно п.2 ст.27 Закона №173-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем «б» п.1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года №537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в настоящее время действует Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10.

Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, раздел ХIV позиция 2150300а-1753а, предусмотрены регулировщики радиоэлектронной аппаратуры и приборов, непосредственно занятые на работах внутри отсеков подводных лодок при их строительстве, ремонте и модернизации.Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п.9 Постановления от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, к которых он работал и т.п.).

Из материалов дела видно, что с 01 сентября 1978 года по 01 июля 1981 года истец обучался в Северодвинском техникуме, 19 августа 1981 года был принят на работу на должность техника-настройщика в Северодвинское предприятие «Эра» (в настоящее время - ОАО «СПО «Арктика»), 01 января 1988 года в связи с введением новых условий оплаты труда был переведен на должность регулировщика радиоэлектронной аппаратуры и приборов четвертого разряда (л.д.29,32), что ни кем не оспаривается.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года №1115 Приказом генерального директора от 21 июля 1987 года №292к на СПО «Арктика» была образована тарификационная комиссия, по результатам работы которой наименование профессий «техники-настройщики» было приведено в соответствие с наименованием тождественной профессии «регулировщики радиоэлектронной аппаратуры и приборов» (л.д.54-62), что также подтверждается справкой заместителя генерального директора ОАО «СПО «Арктика» (л.д.33).

Согласно справке ОАО «СПО «Арктика», уточняющей особый характер работы, с 19 августа 1981 года по 11 июня 1985 года истец работал регулировщиком радиоэлектронной аппаратуры и приборов (техником-настройщиком), непосредственно занятым на работах внутри отсеков подводных лодок при их строительстве, ремонте и модернизации, предусмотренных позицией 2150300а-1753а раздела ХIV Списка №2, специальный стаж его работы в указанный период составляет в календарном исчислении 2 года 10 месяцев 10 дней (л.д.34-35).

Из объяснений представителя истца и представителя третьего лица следует, что в указанный период в должностные обязанности истца входила регулировка радиоэлектронной аппаратуры и приборов, находящейся внутри отсеков подводных лодок при их строительстве, ремонте и модернизации.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

У суда не имеется оснований ставить под сомнение представленные работодателем истца - ОАО «СПО «Арктика» доказательства, ответчиком они в установленном порядке не опровергнуты.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что выполняемая истцом работа в период с 19 августа 1981 года по 11 июня 1985 года в должности «техника-настройщика» соответствует требованиям Списка №2, позиция 2150300а-1753а, а именно непосредственная занятость в технологическом процессе по регулировке радиоэлектронной аппаратуры и приборов, находящейся внутри отсеков подводных лодок при их строительстве, ремонте и модернизации.

В связи с чем, указанный период - с 19 августа 1981 года по 11 июня 1985 года, т.е. 2 года 10 месяцев 10 дней, что в льготном исчислении составляет 4 года 3 месяца 15 дней (согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П)

Таким образом, с учетом того, что ответчик признал подтвержденным наличие у истца специального стажа работы по Списку №2 в льготном исчислении 8 лет 4 месяца 8 дней, специальный стаж истца на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии составил 12 лет 7 месяцев 23 дня при требуемых 12 лет 6 месяцев.

Поскольку стаж работы истца в районах Крайнего Севера составляет более 15 лет, страховой стаж – более 25 лет, и стаж работы по Списку №2 более 12 лет 6 месяцев, истец вправе требовать досрочного назначения трудовой пенсии по старости по достижении. 50 лет, т.е. с 03 июля 2011 года.

Таким образом, решение ответчика №29/29 от 13 июля 2011 года в части отказа истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости нельзя признать законным.

В соответствии со ст.19 Закона №173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Поскольку у истца право на назначение пенсии возникло 03 июля 2011 года, суд удовлетворяет требования истца о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии с 03 июля 2011 года и возлагает на ответчика обязанность назначить истцу пенсию с указанием даты – с 03 июля 2011 года.

Оснований для отказа в иске судом не установлено.

В соответствие со ст.98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу расходы по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Воробьева ...... к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области» о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области» №29/29 от 13 июля 2011 года в части отказа Воробьеву ...... в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Признать за Воробьевым ...... право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 03 июля 2011 года.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области» назначить Воробьеву ...... ...... досрочную трудовую пенсию по старости с 03 июля 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области» в пользу Воробьева ...... ...... рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья – председательствующий Звягин И.В.