Дело № 2-186-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Северодвинск 3 февраля 2012 года
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Куприй Л.В.,
при секретаре ФИО4,
с участием прокурора Семеновой Л.А.,
рассмотрев в помещении суда города Северодвинска в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Северодвинска в интересах ФИО2 к администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
прокурор города Северодвинска обратился в суд в интересах ФИО2 с иском к администрации муниципального образования «Северодвинск» (далее - администрация МО «Северодвинск») о предоставлении жилого помещения по договору социального найма площадью не менее 28 кв.м, расположенного в черте города Северодвинска, отвечающего санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску, за счет средств субвенций областного бюджета.
Впоследствии прокурор уточнил исковые требования в части площади жилого помещения, просит предоставить ФИО2 жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 14 кв.м.
В обоснование исковых требований указал, что постановлением Главы администрации Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ № над ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначено опекунство. Распоряжением заместителя главы администрации Северодвинска по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ №-рж ФИО2, как лицо, оставшееся без попечения родителей, принята на учет для внеочередного предоставления жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Государственные полномочия по предоставлению жилья вышеуказанным категориям лиц переданы органам местного самоуправления муниципальных образований. По окончании учебы в Северодвинском профессиональном училище № ФИО2 жилой площадью не обеспечена. Полномочия администрации муниципального образования «Северодвинск» по предоставлению жилого помещения по договору социального найма ФИО2 не исполнены, жилое помещение лицу, оставшемуся без попечения родителей, не предоставлено.
В судебном заседании прокурор Семенова Л.А. на удовлетворении иска о представлении ФИО2 жилого помещения во внеочередном порядке на условиях договора социального найма за счет средств областного бюджета настаивала по основаниям, изложенным в уточненном заявлении.
Истец ФИО2 в судебном заседании изложенные прокурором обстоятельства подтвердила, на иске, с учетом его изменений, настаивала.
Представитель ответчика Администрации МО «Северодвинск» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 65). В представленном отзыве на исковое заявление считал иск не подлежащим удовлетворению, так как ФИО2 принята на учет в качестве нуждающегося в получении жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, сразу после обращения в УМЖФ Администрации в 2011 году и будет включена в список граждан для предоставления жилого помещения за счет средств субвенций из областного бюджета на 2012 год, поскольку данные о количестве указанных граждан направляются в Правительство области в январе каждого года и в 2011 году предоставленные МО «Северодвинск» бюджетные средства реализованы в полном объеме. Поэтому, не оспаривая статус сироты у ФИО2, отсутствие у нее жилого помещения и обязательства администрации Северодвинска по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма, полагал, что в настоящее время отсутствует нарушение прав ФИО2
Представитель третьего лица Управления социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 74-75). В представленном заключении исковые требования поддержал, полагает их законными и обоснованными, указав на то, что в 2010 году после окончания учебы в ГОУ Архангельской области «Профессиональном училище №» ФИО2 жилым помещением не обеспечена, имеет право на обеспечение жилым помещением в г. Северодвинске во внеочередном порядке, проживает в доме, непригодном для проживания.
Представитель третьего лица Правительства Архангельской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 73). В представленном ранее отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и принять решение с учетом конкретных обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами.
Представитель третьего лица Министерства образования, науки и культуры Архангельской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 64). В представленном ранее отзыве на исковое заявление считал иск подлежащим удовлетворению, указав, что Министерство выполняет свои расходные обязательства по предоставлению бюджетных средств для предоставления жилья лицам, оставшимся без попечения родителей, а полномочия по их распределению переданы органам местного самоуправления.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения прокурора Семеновой Л.А., истца ФИО2, изучив материала дела, представленные ответчиком и третьими лицами отзывы на исковое заявление, оценив все в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, представленными доказательствами, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2).
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Аналогичная норма закреплена и в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
Дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области» лица из числа детей - сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 46 закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-03 «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания наделены органы местного самоуправления муниципальных образований.
Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований для осуществления государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа закреплен в главе 7 закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ и постановлении Правительства Архангельской области от 12.01.2010г. № 1-пп, в соответствии с которым перечисление бюджетам муниципальных образований субвенций из областного бюджета осуществляется министерством образования, науки и культуры Архангельской области в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и средств, зачисленных на лицевой счет.
Постановлением администрации муниципального образования Северодвинск от 26 марта 2010 года за № 118-па утверждено Положение «Об организации работы по предоставлению жилых помещений, приобретенных за счет средств областного бюджета, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа» (далее по тексту Положение).
В соответствии с названным Положением финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на соответствующий календарный год бюджету муниципального образования "Северодвинск". Главным же распорядителем средств субвенций, выделенных из областного бюджета на исполнение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа является Администрация Северодвинска (пункты 2,5 Положения).
Судом установлено, что постановлением Главы администрации Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ № над ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначено опекунство. Решением Северодвинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 лишена родительских прав в отношении дочери ФИО2. Сведения об отце в органах ЗАГС записаны со слов матери. Постановлением Мэра Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетней сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Постановлением Мэра Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ № данный дом признан непригодным для проживания. Распоряжением заместителя главы администрации Северодвинска по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ №-рж ФИО2, как лицо, оставшееся без попечения родителей, принята на учет для внеочередного предоставления жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ. В 2010 году ФИО2 окончила ГОУ <адрес> «Профессиональном училище №», жилой площадью обеспечена не была, в настоящее время проживает в непригодном для проживания доме, учитывается в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением, по<адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, заключением органа опеки и попечительства, материалами дела и не опровергнуты ответчиком.
С учетом установленных по делу обстоятельств и на основании вышеприведенных правовых норм суд приходит к выводу о том, что ФИО2 имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Из материалов дела видно, что ФИО2 Администрацией МО «Северодвинск» признана нуждающейся во внеочередном обеспечении жилым помещением по договору социального найма как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот на внеочередное обеспечение жилой площадью в порядке, установленном ст. 6.1 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма», и продолжается учитываться в нем. По окончании училища ей как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, не предоставлялось жилое помещение, иного жилого помещения она не имеет.
На день рассмотрения спора в суде ФИО2 остается не обеспеченной по месту жительства вне очереди жилой площадью. Следовательно, истец, имеющая право на внеочередное предоставление жилья и не получившая такое жилье, не лишена права на обращение в суд с требованием о его предоставлении в принудительном порядке.
В представленном ответчиком отзыве не оспаривалось, что денежные средства в размере субвенции на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа на 2011 год перечислены муниципальному образованию «Северодвинск». Доказательств недостаточности средств ответчиком, как это предусмотрено ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Согласно информации, предоставленной суду Управлением социального развития, опеки и попечительства над несовершеннолетними Администрации Северодвинска, в 2011 году из бюджета Архангельской области в бюджет муниципального образования «Северодвинск» поступили субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в сумме 22 559 680 руб. Освоено-21 792 200 руб. Неосвоенный остаток денежных средств на 01.01.2012- 767 480 руб. Приобретены 10 жилых помещений, обеспечено 21 человек.
При изложенных обстоятельствах обязанность по предоставлению ФИО2 жилого помещения должна быть исполнена администрацией муниципального образования «Северодвинск» за счет средств областного бюджета, выделяемых для предоставления жилья данной категории граждан, к которой относится истец.
В соответствии со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленная решением Муниципального Совета Северодвинска от 26 мая 2005 года № 18 в соответствии со ст. 50 ЖК РФ, составляет 14 кв.м. общей площади на одного человека.
Следовательно, предоставляемое истцу жилое помещение во внеочередном порядке должно быть общей площадью не менее 14 кв.м.
С учетом изложенного исковые требования прокурора города Северодвинска в интересах ФИО2 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора города Северодвинска в интересах ФИО2 к администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Северодвинск» предоставить ФИО2 ФИО2 ФИО2 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 14,0 квадратных метров, расположенное в черте города Северодвинска, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Л.В. Куприй