Дело № 2-64-12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северодвинск 20 февраля 2012 года
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Куприй Л.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Патровой ФИО8 к администрации муниципального образования «Северодвинск» о возложении обязанности провести капитальный ремонт жилого дома,
установил:
Патрова Л.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Северодвинск» о проведении капитального ремонта жилого <адрес> в <адрес>. В последнем заявленном виде (л.д.182) настаивала на возложении на ответчика обязанности провести капитальный ремонт дома, с учетом рекомендаций данных в заключении межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указала, что является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. За 63 года эксплуатации жилого дома ни разу не производился его капитальный ремонт, поэтому в настоящее время он не отвечает санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, нуждается в капитальном ремонте, что подтверждается заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Полагая, что содержа дом в ненадлежащем состоянии ответчик нарушает её права по договору социального найма на безопасные и нормальные условия проживания, просит обязать ответчика произвести капитальный ремонт <адрес> с учетом рекомендаций данных в заключении межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Патрова Л.Н. не участвовала, извещена надлежаще, просила о рассмотрении дела в её отсутствие с участием представителя Шкаева М.В. (л.д.200).
Представитель истца Шкаев М.В. в судебном заседании на требованиях настаивал по тем же доводам, что изложены в исковом заявлении, полагал, что ответчик должен быть обязан судебным решением произвести капитальный ремонт <адрес> в <адрес>.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Северодвинск» Хлусов В.В. в судебном заседании против иска возражал. Не отрицая, что дому № на <адрес> требуется капитальный ремонт, с целью приведения его в состояние, пригодное для проживания, указал, что ответчик выделил денежные средства на капитальный ремонт цокольного перекрытия, который будет осуществлен в 2012 году, другие виды работ будут проведены в случае выделения на это средств. Кроме того, просил учесть, что в удовлетворении исковых требований необходимо отказать по тем основаниям, что общего собрания собственников жилых помещений по поводу проведения капитального ремонта дома не проводилось, собственники не определили виды работ по капитальному ремонту.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица ФИО7 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие, требования истца полагал обоснованными.
Представитель третьего лица СМУП «ЖКХ» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Архангельской области в судебном заседании не участвовал, в отзыве на иск (л.д.110-112) указал на необходимость проведения капитального ремонта жилого <адрес> в <адрес>.
Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации гарантируется право каждого на жилище (п. 1 ст. 40).
В соответствии с п. 1 ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с п. 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.
В судебном заседании установлено, что истец проживает в <адрес>, двухквартирного жилого <адрес> в <адрес> по договору социального найма (л.д.32). Собственником данной квартиры является МО «Северодвинск». Собственником <адрес> указанного дома является ФИО7, получивший указанную квартиру в собственность по договору безвозмездной передачи жилого помещения в личную собственность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.204,207).
В судебном заседании установлено, что <адрес> в <адрес> построен в 1948 году, его капитальный ремонт не выполнялся с момента постройки.
Из заключения Государственной жилищной инспекции Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ о техническом состоянии строительных конструкций <адрес> в <адрес> следует, что на 1988 год износ здания составлял 45%, несущие конструкции жилого дома имеют повреждения и деформации, что приводит к снижению их несущей способности, древесина свай подверглась значительному гниению, имеется осадка стен дома, в связи с физическим износом прочность и устойчивость фундамента снизилась до недопустимого уровня, из-за потери несущей способности деревянных свай имеется вероятность возникновения аварийной ситуации. В заключении сделан вывод о том, что безопасность проживающих в данном жилом доме граждан и сохранность инженерного оборудования не обеспечена и имеется необходимость для дальнейшей безаварийной эксплуатации дома провести капитальный ремонт фундамента, цокольного перекрытия, полов, стен здания с заменой оконных и дверных заполнений (л.д.119).
Согласно акту внеплановой выездной проверки Государственной жилищной инспекции от 14.11.2011 года (л.д.113) в ходе проверки состояния жилого <адрес> в <адрес> выявлены неисправности фундамента, цокольного и чердачного перекрытий, неисправности полов, неисправности кровли, неисправности дверных заполнений, указано, что требуется проведение капитального ремонта жилого дома.
Из акта обследования жилого дома от 29 июля 2009 года (л.д.168), проведенного межведомственной комиссией, назначенной распоряжением мэра Северодвинска от 20.03.2006 года № 131-р в редакции распоряжения мэра г. Северодвинска от 11.06.2009 года № 164-р, следует, что <адрес>, капитальный ремонт которого не производился, не соответствует установленным требованиям безопасности и санитарных условий проживания: перекрытия дома имеют уклон, трещины в местах сопряжения, прогибы балок цокольного перекрытия, имеются трещины и отслоение штукатурного слоя на стенах и потолках в жилых помещениях, на кровле трещины, местами сколы асбоцементных листков, деревянные обрешетка, конек, трапы поражены гнилью. Оконные и дверные блоки имеют перекос, переплеты рассохлись, полы с уклоном, имеют щели в местах премыкания к стенам и между досками наблюдается стирание досок в ходовых местах. В <адрес> зыбкость полов. Инженерные системы оборудование имеют превышение предельного срока эффективной эксплуатации. Для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для проживания требуется выполнение ремонта конструкций дома, в объемах обеспечивающих безопасные и санитарные условия проживания.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 29 июля 2009 года, назначенной распоряжением мэра Северодвинска от 20.03.2006 года № 131-р в редакции распоряжения мэра г. Северодвинска от 11.06.2009 года № 164-р, принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта <адрес> в <адрес> с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений дома в соответствии с установленными в «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 требованиями и после его завершения – о продолжении процедуры оценки (л.д.167).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела и объяснений представителя ответчика капитальный ремонт <адрес> в <адрес> не производился с момента его постройки и ввода в эксплуатацию, необходимость его проведения существует.
Общим собранием собственников жилого <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении ремонта кровли данного дома, утверждена смета на производство работ. О выполнении данных работ составлен акт приемки (л.д.78-90).
На основании акта от 22.11.2010 года, составленного комиссией специалистов СМУП «ЖКХ» с участием специалиста Комитета ЖКХ ТиС Администрации МО «Северодвинск» комиссия приняла решение о том, что по срокам эксплуатации и техническому состоянию требуется капитальный ремонт жилого <адрес> в <адрес> (л.д.216).
В соответствии с поступившими предложениями по капитальному ремонту на выполнение капитального ремонта жилфонда, а в частности домов №,№,№ на <адрес> были выделены ассигнования на 2012 год в размере 1 200 000 руб. (л.д.209-211).
Согласно локальному ресурсному сметному расчету сметная стоимость строительных работ капитального характера по дому № на <адрес> составила 571709 руб. Администрацией МО «Северодвинск» запланированы работы по капитальному ремонту цокольного перекрытия в районе <адрес> указанного дома, цокольного перекрытия деревянной веранды дома (л.д.212).
Таким образом, на основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу о необходимости проведения капитального ремонта <адрес> в целом для обеспечения его пригодности для проживания.
Изложенные выводы о непригодности дома к постоянному и безопасному проживанию, ответчик по существу не оспаривает.
Между тем, доказательств о реальных сроках расселения дома и предоставления истцу другого жилого помещения суду не представлено. Тогда как при постановке дома на капитальный ремонт собственником дома должен быть решен вопрос о средствах, необходимых для проведения капитального ремонта, сроках его проведения, так как срок такого ремонта должен иметь разумные пределы, поскольку в ином случае нарушаются жилищные права нанимателей жилого помещения. На день рассмотрения дела жилое помещение, занимаемое истцом остается непригодным для проживания и доказательств реальности выполнения необходимых ремонтных работ по дому и приведения жилого помещения в пригодное для безопасного проживания состояние ответчиком не представлено.
При разрешении спора суд учитывает, что наймодатель обязан предоставить истцу в пользование жилое помещение, отвечающее всем необходимым санитарным требованиям, исходя из положений ст. ст. 676,681 ГК РФ, ст. 65 ЖК РФ наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение, предоставленное в пользование нанимателю, нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, в частности по проведению капитального ремонта дома.
Наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
Поскольку по делу установлено и не оспаривалось сторонами, что жилое помещение занимаемое истцом по договору социального найма, находится в доме, требующем капитального ремонта, обязанность по его проведению и восстановлению до состояния, отвечающего требованиям закона, лежит на ответчике, как на собственнике.
Доказательства тому, что на момент рассмотрения дела дом приведен в надлежащее состояние, нанимателю созданы комфортные и безопасные условия для проживания с соблюдением необходимых норм и правил, в суд ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлены.
Доводы представителя ответчика о том, Администрация МО «Северодвинск» является один из собственников жилых помещений, а решение о капитальном ремонте и видах работ принимается на общем собрании собственников жилых помещений, не принимается судом во внимание, поскольку Администрация МО «Северодвинск» являясь собственником жилого помещения в доме не лишена возможности инициировать проведение общего собрания собственников помещений в доме и поставить на голосование вопрос о проведении капитального ремонта, в порядке ст. 44 ЖК РФ.
Однако указанных действий ответчиком совершено не было, что применительно к принципу недопустимости нарушения жилищных прав граждан, свидетельствует о бездействии ответчика и нарушении прав Патровой Л.Н., с целью пресечения которого суд возлагает на ответчика обязанность выполнить работы по капитальному ремонту <адрес> в <адрес>.
Принимая настоящее решение суд, учитывая, что капитальный ремонт дома наймодателем не производился, исходит также из системного толкования ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 210 ГК РФ, ст. 158 ЖК РФ, согласно которому обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного в наем жилого помещения является обязанностью наймодателя. Отсутствие у ответчика денежных средств на проведение капитального ремонта не освобождает его от обязанности его проведения (ст. 210 ГК РФ).
Поскольку факты нарушения со стороны Администрации МО «Северодвинск» содержания дома в ненадлежащем состоянии и необходимость проведения капитального ремонта объективно подтверждены собранными по делу доказательствами, с учетом положений ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, ст. ст. 673 и 676 ГК РФ, суд, не имея оснований для освобождения ответчика от обязанности провести капитальный ремонт жилого <адрес> в <адрес>, необходимый для обеспечения безопасных и санитарных условий проживания, удовлетворяет требования истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Патровой ФИО8 к администрации муниципального образования «Северодвинск» о возложении обязанности провести капитальный ремонт жилого дома удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Северодвинск» произвести капитальный ремонт жилого <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Л.В. Куприй