о признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, признании права на пенсию и её установлении



    Дело № 2-598-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Северодвинск                                                                     01 апреля 2011 года

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Вершинина А.В.,

при секретаре Мещанской В.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туфановой Татьяны Викторовны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Северодвинске Архангельской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

установил:

Туфанова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске (далее по тексту – УПФ) о признании решения комиссии по назначению пенсии в части отказа в назначении пенсии незаконным, о признании права на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии на льготных условиях ранее достижения пенсионного возраста, в связи с работой с тяжелыми условиями труда по Списку № 2.

В обоснование заявленных требований указала, что имеет необходимый стаж для назначения досрочной пенсии, однако Пенсионный фонд отказывает в её назначении, так как оспариваемый период работы в качестве маляра не засчитали в стаж работы с вредными и тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение пенсии.

         В судебном заседании истец Туфанова Т.В. и ее представитель Мелехова О.В., на удовлетворении исковых требований настаивали.

Представитель ответчика УПФ Шохин Е.В. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать, оспаривая полную занятость истца на работах с применением веществ не ниже третьего класса опасности.

Представитель третьего лица, ОАО «ПО «Севмаш», Лебедева Е.Н., в судебное заседание не явилась, о его времени и месте извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица. В письменном отзыве просила иск удовлетворить, поскольку истец в течение более 10 лет работала маляром с применением веществ не ниже третьего класса опасности в условиях полной занятости.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.

         Выслушав объяснение истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

         В судебном заседании установлено, что 31 июля 2009 года Туфанова Татьяна Викторовна, 14 сентября 1964 года рождения, обратилась в УПФ с заявлением о назначении пенсии в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ № 38/11 от 30 сентября 2009 года Туфановой Т.В. было отказано в назначении пенсии ввиду не подтверждения ее постоянной занятости в течение полного рабочего дня, в должности маляра.

На день вынесения обжалуемого решения истец достигла возраста 45 лет (14 сентября 2009 года), имела страховой стаж 25 лет 10 месяцев 4 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера – 22 года 1 месяц 25 дней.

         Указанные обстоятельства подтверждаются материалами пенсионного дела и никем не оспариваются.

            В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

         Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

         Согласно условиям подпункта 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

         В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

         На основании ст. 28 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», при подсчёте трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).

Статьёй 29 этого Закона РФ предусмотрено, что при определении трудового стажа для назначения пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к указанной работе приравнивается трудовая деятельность, дающая право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда трудовой стаж, возраст, установленный для назначения указанной пенсии, уменьшается на 5 лет.

    Профессия маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, предусмотрена позицией 13450 подраздела 23200000 раздела XXXIII «Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.

           На основании п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года N 517 «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет» Министерству труда РСФСР, Министерству здравоохранения и социального обеспечения РСФСР по согласованию с Пенсионным фондом РСФСР и с участием профсоюзов предоставлено право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение; списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет; правил исчисления выслуги и назначения пенсий.

В силу п. 2, 19 Разъяснения Минтруда и Минсоцзащиты населения РСФСР от 8 января 1992 года N 1 «О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.

В тех случаях, когда в Списках N 1 и 2, предусмотрены не только наименования профессии и должности, но и показатели по условиям труда, связанные с применением или наличием в воздухе рабочей зоны вредных веществ определенных классов опасности, то при определении права работника на льготное пенсионное обеспечение следует руководствоваться Государственным стандартом Системы стандартов безопасности труда 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны». В этом ГОСТе дан перечень и установлены предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, которые в зависимости от особенностей их действия на организм человека делятся на четыре класса опасности: вещества чрезвычайно опасные (1 класс), вещества высокоопасные (2 класс), вещества умеренно опасные (3 класс), вещества мало опасные (4 класс).

Таким образом, в качестве оснований для досрочного пенсионного обеспечения требуется совокупность условий, а именно работа в должности маляра, факт постоянной занятости в качестве маляра с веществами не ниже третьего класса опасности.

Судом первой инстанции установлено, что истец в период с 05 августа 1996 года по 31 декабря 1997 году (время учтенное работодателем – 03 месяца 14 дней в календарном исчислении) выполняла работы в ФГУП «ПО «Севмаш» (ОАО «ПО «Севмаш») цехе №55 в качестве маляра, занятого на работах в закрытых камерах, в отсеках судов, резервуарах.

Указанные виды работ относятся к Списку № 1 позиция 1110400А-13450, подраздел 5А, раздел 11 «прочие профессии по металлообработке: занятые на работах в закрытых камерах, в отсеках судов, резервуарах.

В качестве обоснования этого периода истец предоставила в пенсионный орган, а впоследствии в судебное заседание справку № 934 от 03 августа 2009 года, уточняющую специальный трудовой стаж.

В период с 05 августа 1996 года по 31 декабря 1997 году (время учтенное работодателем – 05 месяцев 24 дня в календарном исчислении) истец выполняла работы в ФГУП «ПО «Севмаш» (ОАО «ПО «Севмаш») цехе №55 в качестве маляра, занятого на работах с применением веществ не ниже 3 класса опасности.

В качестве обоснования этого периода истец предоставила в пенсионный орган, а впоследствии в судебное заседание справку № 935 от 03 августа 2009 года, уточняющую специальный трудовой стаж.

В период с 08 июня 1988 года по 04 августа 1996 года (8 лет 01 месяц 27 дней в календарном исчислении) истец выполняла работы в ФГУП «ПО «Севмаш» (ОАО «ПО «Севмаш») цехе №18 в качестве маляра, занятого на работах с применением веществ не ниже 3 класса опасности.

В качестве обоснования этого периода истец предоставила в пенсионный орган, а впоследствии в судебное заседание справку № 936 от 03 августа 2009 года, уточняющую специальный трудовой стаж.

Учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от 29 января 2004 года 2-П, исчисление специального трудового стажа в полуторном размере производится за период до 01 января 2002 года.

Кроме того, в решении №3/29 от 27 января 2010 года пенсионный орган учел специальный стаж работы истца по Списку №2 за период с 01 января 1998 года по 26 января 2009 года – 02 года 01 месяц 09 дней, из которых 07 месяцев 46 дней выработаны до 01 января 2002 года, в полуторном исчислении – 01 год 24 дня, а 01 год 04 месяца 23 дня после этой даты, всего учтено 2 года 5 месяцев 17 дней.

Общий специальный стаж истца по Списку №2 составил 8 лет 11 месяцев 5 дней в календарном исчислении, 15 лет 10 месяцев 09 дней в полуторном исчислении (03 месяца 14 дней + 05 месяцев 24 дня + 08 лет 01 месяц 27 дней = 8 лет 11 месяцев 5 дней * 1, 5 = 13 лет 4 месяца 22 дня + 2 года 05 месяцев 17 дней = 15 лет 10 месяцев 09 дней) и этого стажа достаточно для досрочного назначения трудовой пенсии с 14 сентября 2009 года – достижения истцом 45 лет.

Доводы представителя ответчика о том, что истец не подтвердила постоянную занятость в течение полного рабочего дня в качестве маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, суд отвергает как не основанную на материалах дела в силу следующего.

Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года N 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Исходя из этих условий пенсионный орган при рассмотрении вопроса о назначении истцу пенсии на льготных условиях должен был исходить из сведений, изложенных в трудовой книжке и уточняющих справках, подвергая сомнению сведения, изложенные в них только при наличии доказательств, подтверждающих работу истца в других условиях.

Таких доказательств, представителем ответчика вопреки положениям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ суду не предоставлено и суд таковых в деле не усматривает.

Из трудовой книжки истца следует, что 08 июня 1988 года она принята на работу маляром 2 разряда в цех 18 участок 2. 01 сентября 1994 года истцу присвоен 3 разряд маляра, цех 18. 05 августа 1996 года истец переведена маляром 3 разряда в 55 цех, где работает по настоящее время.

Эти сведения так же подтверждаются первичными кадровыми документами: личной карточкой формы Т-2А Туфановой Т.В., приказом №1500 от 02 июня 1988 года о приеме на работу в качестве маляра 2 разряда в цех 18; заявлением истца от 05 июля 1996 года о переводе ее из цеха №18 с должности маляра в цех №55 на должность маляра (в связи с сокращением цеха), приказом №3044 от 30 июля 1996 года о переводе истца с должности маляра цеха №18 на должность маляра цеха №55, никем не оспариваются.

Изложенное подтверждает, что весь спорный период истец осуществляла трудовую функцию маляра, которую с другими профессиями не совмещала.

Факт работы истца с веществами не ниже третьего класса опасности, который не оспаривается представителем ответчика, полное рабочее время подтверждается объяснением истца, справками уточняющими особый характер работы истца, отзывом третьего лица, перечнем лакокрасочных материалов с указанием класса опасности по ГОСТ 12.1.005-88, картами условий труда на рабочем месте, протоколами результатов исследования воздушной среды цеха №18, расчетными листками за спорный период, ответчиком не опровергнут, сомнения у суда не вызывает.

Расчетные листки, выдаваемые истцу в спорный период работы содержат шифр (код) №117 – означающий доплату за вредные условия труда.

Решением Центральной комиссии ПО «Севмашпредприятие» по льготному пенсионному обеспечению от 27 июля 1994 года профессия «маляр» была включена в перечень рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение, под шифром 4510, стр. 167, разд. 23, Сп. 2.

Согласно положению о ремонтно-строительном цехе №18 (изложено в справке УПФ от 22 сентября 2009 года) основными обязанностями участка капитального ремонта являлись: комплексный капитальный ремонт жилых домов, капитальный ремонт дошкольных учреждений, ремонт учреждений культуры и других объектов.

Характер, условия осуществляемой истцом работы, выполняемые им функциональные обязанности по занимаемой должности соответствуют целям и задачам, а также направлению деятельности цеха №18.

Довод представителя ответчика о том, что эти письменные доказательства не подтверждают полную занятость истца во вредных условиях противоречат как содержанию этих письменных документов, так и отзыву третьего лица, согласно которому истец выполняла в течение полного рабочего дня предусмотренные ЕТКС виды работ, в том числе наряду с подготовкой поверхности стен, окон, дверей, труб вентиляции, деревянных плинтусов, радиаторов, труб под масляную окраску собственно и саму их окраску, а также другие работы, например, очистку клеевого набела потолков, ремонт штукатурки стен, потолков, окраску потолков известковой краской, облицовку стен гипсокартоном и т.д. Все эти работы выполняются в бригаде одновременно. С получением задания члены бригады выполняют все вышеуказанные работы, при этом разделения между ними на выполняющих окраску, оклеивание, ремонт не производится. Все они при выполнении работ находятся в зоне действия вредных веществ не ниже 3 класса опасности.

Подтверждение осуществления этих работ с применением веществ не ниже третьего класса опасности в течение полного дня подтвердили свидетели ФИО7, ФИО8, ФИО9

С учетом изложенного суд считает, что трудовая функция истца, как работающего в качестве маляра соответствовала видам работ, перечисленным в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих. Выпуск 3. Раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» (утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР, Секретариата ВЦСПС от 17 июля 1985 года N 226/125/15-88).

Поскольку в 1996 году цех №18 был выведен из состава предприятия, документы о работе истца за спорный период не сохранились, что подтверждается отзывом третьего лица.

По мнению суда, с учетом обстоятельств установленных по делу, отсутствие иных документов о работе истца не является основанием для отказа в назначении истцу пенсии на льготных условиях.

Доводы представителя ответчика о недопустимости подтверждения специального стажа, т.е. характера работы (особенностей условий осуществления трудовой функции), свидетельскими показаниями, судом не принимается, поскольку свидетели подтвердили те же обстоятельства, что содержаться в письменных доказательствах, запрета, на использование которых материальный закон не содержит.

Факт работы истца с применением веществ не ниже 3 класса опасности (особенности условий осуществления трудовой функции маляром) представитель ответчика не оспаривал.

Возражая относительно постоянной занятости истца в течение полного рабочего дня в качестве маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, ответчику надлежало предоставить суду доказательства того, что в спорный период истцу был установлен сокращенный рабочий день, либо сокращенная неделя по сравнению с нормальной продолжительностью рабочего дня и что его занятость не была полной, либо отвлечение ее на выполнение иных работ, не связанных с непосредственной трудовой функцией. Однако таковых доказательств суду не предоставлено, в деле не имеется, и эта позиция опровергается действующим работодателем истца – сведущим в вопросе относительно особенностей осуществления трудовой функции истцом.

Установив специальный стаж истца более 10 лет на дату достижения истцом возраста 45 лет, суд признает за истцом право на досрочное назначение пенсии по Списку №2 с 14 сентября 2009 года.

Решения комиссии УПФ №38/11 от 30 сентября 2007 года, №3/29 от 27 января 2010 года в части отказа в досрочном назначении пенсии Туфановой Т.В. суд отменяет как незаконные по изложенным в решении основаниям.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Туфановой Татьяны Викторовны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Северодвинске Архангельской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, удовлетворить.

Признать недействительным решения комиссии Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Северодвинске Архангельской области №38/11 от 30 сентября 2007 года, №3/29 от 27 января 2010 года в части отказа в досрочном назначении пенсии Туфановой Татьяне Викторовне.

Признать за Туфановой Татьяной Викторовной право на досрочное назначение пенсии по Списку №2 с 14 сентября 2009 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области назначить Туфановой Татьяне Викторовне досрочную трудовую пенсию с 14 сентября 2009 года.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение 10 дней.

Судья - председательствующий: