о признании незаконной дестельности по организации и проведению азартных игр



Дело № 2-1315-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Северодвинск                                                                     30 марта 2011 года

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Вершинина А.В.,

при секретаре Мещанской В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Сайрус» о признании деятельности по организации и проведению азартных игр незаконной и о прекращении этой деятельности,

установил:

прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Сайрус» (далее – ООО «Сайрус») о прекращении деятельности по организации и проведению азартных игр в помещении, расположенном по адресу: Архангельская область, г. Няндома, ул. Леваневского, д. 54.

В обоснование исковых требований указал, что в указанном игровом зале ответчиком осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием 36 игровых автоматов, подключенных к сети, с целью получения денежного выигрыша. Данная деятельность ООО «Сайрус» противоречит закону.

В судебное заседание прокурор и представитель ответчика ООО «Сайрус» не явились, о времени и месте судебного заседания судом извещались надлежащим образом.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие сторон.

Оценив совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 4 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» дает определения основных понятий, используемых для целей данного Закона:

- азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;

- ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры;

- выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;

- деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры;

- участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры;

- зал игровых автоматов - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов;

- игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Частью 2 ст. 9 настоящего Федерального закона предусмотрено, что Игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации:

Алтайский край; Приморский край; Калининградская область;

Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).

В части 7 ст. 16 данного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете, начиная с 1 июля 2007 года, на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).

В соответствии со ст. 1 Закона Архангельской области «Об ограничении на территории Архангельской области деятельности по организации и проведению азартных игр» от 18 апреля 2007 года № 350-17-03 запрещается с 1 января 2008 года на территории Архангельской области деятельность по организации и проведению азартных игр (за исключением деятельности букмекерских контор и тотализаторов).

Судом установлено, что ООО «Сайрус» в игровом зале, расположенном по адресу: Архангельская область, г. Няндома, ул. Леваневского, д. 54, осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр.

Из акта проверки соответствия лотереи ее условиям и законодательству, проведенной прокуратурой Няндомского района Архангельской области, ОВД по Няндомскому району и МИФНС №5 по Архангельской области и Ненецому автономному округу 14 января 2010 года, усматривается, что ответчиком осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием 36 игровых автоматов в указанном игровом зале под видом стимулирующей лотереи без наименования от имени ООО «КОПИЛЭНД», при этом выигрыш в игровых автоматах определяется случайным образом – устройством, находящимся в корпусе игрового автомата.

Из материалов дела следует, что для участия в игре гражданин должен приобрести открытку или календарь по цене 100 или 500 рублей за штуку, после этого ему работник ответчика с помощью специального электронного ключа набирает на оборудовании призовые очки в размере его стоимости (в случае использования игрового оборудования с демонтированным купюроприемником), затем игрок может определить часть призовых очков, на которые он будет играть, а может играть на все количество очков. Результат не зависит от действий игрока. В случае выигрыша игрок получает денежный приз в количестве, равном количеству призовых очков из расчета: одно очко равно одному рублю.

    Изложенное позволяет сделать вывод о наличии в указанной лотерее признаков азартной игры.

В качестве соглашения о выигрыше выступает приобретение игроком товара за определенную сумму в обмен на возможность делать ставки на игровом (лотерейном) оборудовании. При этом, приобретение товара на определенную сумму фактически предоставляет собой приобретение призовых баллов, составляющих максимальную сумму первоначальной ставки.

Риск состоит в том, что в зависимости от полученных посредством приобретения товара призовых баллов игрок может лишится значительной суммы денежных средств, либо увеличить вложение.

Проводимая ООО «Сайрус» в лотерейном клубе игра не отвечает установленным законом признакам стимулирующей лотереи.

Согласно пунктам 1 и 8 ст. 2 Федерального Закона РФ «О лотереях» № 138-ФЗ от 11 ноября 2003 года, лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом; Проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи;

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 3 данного Федерального закона стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой, не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.    В соответствии со ст. 8 этого Закона размер выигрышей определяется организатором лотереи в ее условиях (в процентах от выручки от проведения лотереи), условия лотереи помимо прочего должны включать размеры лотерейных ставок.

В данном случае информация о призовом фонде организатора проводимой лотереи в условиях лотереи отсутствует. Посетитель клуба допускается к игре после внесения платы.

Каждый раз, приобретая товар, игрок получает возможность делать новые ставки. Таким образом, максимальная сумма выигрыша практически не ограничена. Предугадать количество лиц, которые примут участие в лотерее, а так же сумму их выигрыша невозможно, следовательно, невозможно заранее определить размер призового фонда.

Из представленных материалов также следует, что размер ставок определяется игроком самостоятельно и не зависит от воли организатора. Электронное оборудование, с помощью которого проводится игра, в свою очередь, само определяет размер выигрыша призового фонда случайным образом, в связи, с чем организатор не может гарантировать получение хотя бы одним из игроков максимального или минимального приза в каждом из ежедневных тираже, как прописано в условиях.

Оборудование, на котором проводится лотерея, является игровым.

В Письме Минфина РФ от 07 апреля 2008 года N 05-03-08/19 «Об определении требований, предъявляемых к лотерейному оборудованию» указано, что игровой автомат без устройств приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, является игровым автоматом. Попытки представить игровое оборудование в качестве лотерейного, неправомерны.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях», в Федеральный закон «О лотереях» внесены следующие изменения:

статья 3 дополнена частью 8 следующего содержания: Проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено.

статья 9 дополнена частью 3 следующего содержания: Условия стимулирующей лотереи не должны включать в себя положения, позволяющие совершать участником стимулирующей лотереи действия с использованием механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков.

Согласно ч. 5 ст. 12.1 Федерального закона «О лотереях», не допускается использование лотерейного оборудования при проведении стимулирующих лотерей.

Лотерейное оборудование должно обеспечивать розыгрыш призового фонда тиражной лотереи не чаще чем один раз в двенадцать часов. (ч. 6 ст. 12.1).

Изложенное свидетельствует о том, что любое использование электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, при проведении стимулирующих лотерей, является незаконным.

Таким образом, с учетом, установленных по делу обстоятельств, оценки представленных суду доказательств, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и обязывает ответчика прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр в указанном помещении.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Сайрус» о признании деятельности по организации и проведению азартных игр незаконной и о прекращении этой деятельности, удовлетворить.

Признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью «Сайрус» по организации и проведению азартных игр, осуществляемую в помещении, расположенном по адресу: Архангельская область, г. Няндома, ул. Леваневского, д. 54.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Сайрус» прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр в помещении, расположенном по адресу: Архангельская область, г. Няндома, ул. Леваневского, д. 54.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение 10 дней.

Судья - председательствующий: