Дело № 2-1425-11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северодвинск 31 марта 2011 года
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при секретаре Мещанской В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богданова Александра Юрьевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Северодвинске Архангельской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
установил:
Богданов А.Ю. обратился в суд иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного Фонда РФ в г. Северодвинске Архангельской области (далее – УПФ) о признании за ним права на получение льготной пенсии в связи с педагогической деятельностью с 11 января 2011 года – то есть со дня обращения в пенсионный орган, поскольку имеет педагогический стаж работы более 25 лет.
В обоснование иска указал, что имея необходимый педагогический стаж работы для назначения пенсии обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии. Однако в назначении пенсии на основании решения ответчика ему было отказано. Отказ мотивирован отсутствием необходимого для назначения трудовой пенсии по данному основанию специального стажа, поскольку ответчик не включил в специальный стаж период прохождения службы в Вооруженных Силах Союза ССР с 26 октября 1983 года по 28 декабря 1986 года – 3 года 2 месяца 2 дня, что несоответствует требованиям законодательства.
В судебное заседание истец не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом.
Представитель истца, действующий на основании доверенности Михайлов Р.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель УПФ Шохин Е.Н., в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом, в письменном отзыве просил в иске отказать, рассмотреть дело в его в отсутствие.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя истца, оценив материалы дела, в том числе пенсионного дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
С 1 января 2002 года назначение и выплата трудовых пенсий устанавливается Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 этой же статьи Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список), и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Педагогическая работа, осуществляемая в учреждениях для детей, не включенных в указанный Список, не дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Судом установлено, что 11 января 2011 года истец обратился с заявлением в УПФ о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в течение более 25 лет.
Ответчик учел следующие периоды работы, в которые истец осуществлял педагогическую деятельность:
- с 29 августа 1983 года по 20 октября 1983 года – 1 месяц 22 дня – в должности преподавателя по классу фортепиано в Яренской детской музыкальной школе №27;
- с 12 января 1987 года по 01 сентября 1994 года – 7 лет 7 месяцев 20 дней – в должности преподавателя фортепиано в Детской музыкальной школе №3 г. Северодвинска;
- с 02 сентября 1994 года по 09 февраля 2011 года – 16 лет 5 месяцев 6 дней в должности мастера производственного обучения в ГОУ НПО ПУ №1;
Специальный неоспариваемый стаж работы истца в указанные периоды, учтенный ответчиком для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, включение которого в педагогический стаж истца сомнения не вызывает, составил 24 года 2 месяца 18 дней. Данное обстоятельство подтверждено материалами пенсионного дела, в том числе уточняющими справками образовательных учреждений, записями в трудовой книжке.
Решением ответчика №2/6 от 19 января 2011 года истцу было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа, поскольку не учтен спорный период прохождения военной службы, включение которого в педагогический стаж заявлено истцом как основание иска.
Суд считает данный вывод ответчика незаконным по следующим основаниям.
Судом установлено и это следует из трудовой книжки истца, записей в военном билете истца и не оспаривается ответчиком в письменном расчете страхового стажа истца, что истец с 26 октября 1983 года по 28 декабря 1986 года – 3 года 2 месяца 2 дня проходил службу в Вооруженных Силах Союза ССР.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период, когда истец служил в армии, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Позиция стороны истца о том, что на момент осуществления службы в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения, является обоснованной.
Пенсионным органом не учтено, что нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения Богдановым А.Ю. службы в Советской Армии, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26 января 1983 года) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения Богданова А.Ю. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С учетом изложенного, на момент обращения истца в пенсионный орган 11 января 2011 года, специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью составил 27 лет 4 месяца 20 дней (3 года 2 месяца 2 дня + 24 года 2 месяца 18 дней = 27 лет 4 месяца 20 дней).
Согласно п.15 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Минтруда Российской Федерации № 14 и Пенсионного фонда № 19 пб, пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом изложенного суд признает за истцом право на досрочное назначение пенсии в связи педагогической деятельностью с 11 января 2011 года, удовлетворяя иск в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Богданова Александра Юрьевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Северодвинске Архангельской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, удовлетворить.
Признать недействительным решение комиссии Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Северодвинске Архангельской области №2/6 от 19 января 2011 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии Богданову Александру Юрьевичу.
Признать за Богдановым Александром Юрьевичем право на досрочное назначение пенсии в связи педагогической деятельностью с 11 января 2011 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области назначить Богданову Александру Юрьевичу досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с 11 января 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение 10 дней.
Судья - председательствующий: