Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации Дело № 2-1048-10 27 июля 2010 г. ЗАТО Северск Северский городской суд Томской области в составе: председательствующего – Шерстабоевой Е. В. с участием истца Федорова В.В., представителя ответчика Горомовик О.А., действующей на основании доверенности от 11.01.2010, представителя Управления образования Администрации ЗАТО Северск Руденко Н.Н., действующей на основании доверенности от 10.09.2009 № **, при секретаре - Зуевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску Федорова В.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным решения ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области, УСТАНОВИЛ: Истец Федоров В.В. обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее ГУ – УПФ в ЗАТО Северск ТО), ссылаясь на то, что 02.02.2010 он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. 18.03.2010 решением ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск ТО ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимых 25 лет педагогического стажа. Считает решение ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск ТО незаконным и необоснованным, так как незаконно исключен период его работы в качестве ... с 04.10.1984 по 12.04.1988 (03 года 06 месяцев 08 дней). Работая ..., он занимался воспитанием учащихся в образовательном учреждении – среднем специальном учебном заведении – техникуме. В техникуме была создана комсомольская организация, которая оказывала помощь педагогическому коллективу в идейно – политическом воспитании учащихся, повышении качества их учебы, укреплении дисциплины и формировании культуры поведения. Вопросы обучения, труда, быта и отдыха учащихся решались при непосредственном его участии. Устав ВЛКСМ обязывал воспитывать молодежь в духе патриотического отношения к своей Родине, примерного отношения к труду и учебе. Он организовывал эту работу, контактируя непосредственно с учащимися – это были в основном воспитательные функции. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П ранее приобретенные гражданами права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Однако, он не мог предвидеть исключение из педагогического стажа периода работы в должности секретаря комсомольской организации. В связи с чем, просит суд признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск ТО от 18.03.2010 № ** в части отказа ему в зачете в специальный стаж периода с 04.10.1984 по 12.04.1988 (03 года 06 месяцев 08 дней) в качестве ..., в части отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, возложить обязанность на ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск ТО засчитать в специальный стаж период с 04.10.1984 по 12.04.1988 (03 года 06 месяцев 08 дней) в качестве ..., досрочно назначить трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения в пенсионный орган по заявлению от 02.02.2010. В судебном заседании истец Федоров В.В. на исковых требованиях настаивал по мотивам, изложенным в иске. Все, что там указано, просил считать за его пояснения в суде. Пояснил, что он занимался воспитательной деятельностью молодежи. Комсомольская деятельность заключалась в том, что он проводил учебу актива, проводил комсомольские собрания, проводил конференции, организовывал студенческие строительные отряды, был .., выезжал в С край, отстаивал интересы комсомольцев, вел активную деятельность по воспитанию молодежи. Представитель ответчика ГУ- УПФ РФ в ЗАТО Северск ТО – Громовик О.А., действующая на основании доверенности от 11.01.2010 (л.д. 23), в судебном заседании исковые требования не признала, просила все, что указано в решении ГУ- УПФ РФ в ЗАТО Северск ТО считать за ее пояснения. Пояснила, право на пенсию у истца отсутствует, ГУ- УПФ РФ в ЗАТО Северск ТО обосновано не зачло период работы истца в качестве ..., т.к. руководствовались Постановлением от 1959 г., этот период работы может быть включен только при условии, если стаж выработан до вступления Постановления № 70 п.1, абзац 2. Представитель Управления образования Администрации ЗАТО Северск – Руденко Н.Н., действующая на основании доверенности от 10.09.2009 № ** (л.д. 24), исковые требования Федорова В.В. поддержала, представила свои пояснения в письменной форме (л.д. 27), в которых указала, что Управление образования Администрации ЗАТО Северск поддерживает исковые требования Федорова В.В. о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Считает, что незаконно исключен из специального стажа период работы с 04.10.1984 по 12.04.1988 (03 года 06 месяцев 08 дней) в качестве .... Незачтенный период должен быть зачтен в специальный стаж Федорова В.В. для досрочного назначения трудовой пенсии. Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения истца, представителя ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск ТО – Громовик О.А., представителя Управления образования Администрации ЗАТО Северск – Руденко Н.Н., считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Решением ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск ТО от 18.03.2010 № ** **.д. 7-9), Федорову В.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по заявлению от 02.02.12010 № ** в связи с отсутствием 25 лет педагогического стажа, поскольку в педагогический стаж для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью не были засчитаны периоды его работы с 04.10.1984 по 12.04.1988 в качестве ..., так как на момент отмены действия Положения № **- 01.10.1993, Федоров В.В. не выработал полностью необходимый специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, у него не выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением № 1397, также, такие должности и учреждения не предусмотрены Списками № 781, 463, Правилами № 781. Данные обстоятельства также усматриваются из копии письма ГУ -УПФ РФ в ЗАТО Северск ТО от 22.03.2010 № ** (л.д.6). В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п. 3.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан», предпринятое в последние годы реформирование пенсионного законодательства, в основу которого положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, изменило функциональную роль общего трудового стажа в рамках обязательного пенсионного страхования. В настоящее время одним из основных условий приобретения права на трудовую пенсию является страховой стаж, т.е. суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; юридическое же значение для целей пенсионного обеспечения общего трудового стажа, в который включается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, уменьшается. Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. Из норм Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не следует, что право гражданина на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть поставлено в зависимость от того, предусмотрены ли действующими Списками или перестали считаться таковыми те должности, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к должностям, работа на которых ранее засчитывалась в стаж, дающих право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте. Истолкование норм Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как позволяющих не включать время выполнения работы на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах в специальный стаж, на том основании, что не предусмотрены Списком работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, нарушает требования ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; ч.1, 2 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; ч.1, 2 ст. 19 Конституции РФ, все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В судебном заседании установлено, что истец в период с 04.10.1984 по 12.04.1988 работал ..., что подтверждается копией трудовой книжки ** № ** (л.д.12-15). В указанный период работы истца в должности ... действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, которым было утверждено Положение "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения», в соответствии с которым право на пенсию за выслугу лет обладали учителя и другие работники просвещения при стаже работы не менее 25 лет. Согласно п.п. а п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного данным Постановлением, в льготный стаж засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Согласно п.3.1. Инструктивного Письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.86 №1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения " в льготный стаж педагогической работы засчитывается работа в качестве освобожденного секретаря комсомольской организации. Время работы в указанной должности засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 г. Москва «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Федеральным законодательством не было предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, работающих в сфере образования. Работа истца в должности секретаря комсомольской организации не может ограничивать его право на пенсионное обеспечение, т.к. его работа была связана с педагогической деятельностью и действующим в период его деятельности в данных должностях законодательством была предусмотрена возможность зачета в стаж работы по специальности в качестве учителя работа в должности секретаря комсомольской организации. Истец, работая в той должности, не мог предвидеть, что в дальнейшем законодательство изменится, и он будет лишен права на досрочное назначение пенсии по выслуге лет. Учитывая, что не менее 2/3 стажа истца, требуемого для назначения Исключение из специального стажа периода работы истца в должности секретаря комсомольской организации создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо. При таких обстоятельствах, суд считает необоснованным решение ГУ - УПФ в ЗАТО Северск ТО от 18.03.2010 № **, в части отказа включения Федорову В.В. периода работы с 04.10.1984 по 12.04.1988 в педагогический стаж для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в должности .... Истец настаивает на зачете в стаж его работы в качестве ... период с 04.10.1984 по 12.04.1988, не оспаривая другие периоды не включенные в стаж работы по решению Пенсионного фонда. Устраняя допущенное нарушение прав Федорова В.В. на назначение и выплату ему досрочной пенсии, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истца в полном объеме: признать решение ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск ТО от 18.03.2010 № ** незаконным и обязать ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск ТО засчитать спорный период и назначить Федорову В.В. досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения за ней и подачи заявления – 02.02.2010 (л.д. 25-26), поскольку в силу ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ пенсия назначается со дня обращения за ней и подачи заявления со всеми необходимыми документами. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным решение ГУ- Управление пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области от 18.03.2010 № ** в части отказа Федорову В.В. зачесть период работы с 04.10.1984 по 12.04.1988 и в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Обязать ГУ -Управление пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области зачесть в стаж период работы с 04.10.1984 по 12.04.1988, назначить и выплачивать пенсию Федорову В.В. в связи с педагогической деятельностью с 02.02.2010. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Северский городской суд. Председательствующий: Е.В. Шерстабоева
пенсии в соответствии с Постановлением № 1397 от 17.12.1959
приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в
которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также, что согласно ст.ст. 6
ч.1, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19, 55 ч. 1 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость
законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые
для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в
разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть
уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период работы истца в должности секретаря комсомольской организации подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.