Решение вступило в законную силу 05.10.10



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 сентября 2010 г. Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего  - Прохоровой Н.В.

при секретаре – Матвеевой О.О.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании в зале суда заявление Администрации ЗАТО Северск о признании незаконным предписания Счетной палаты ЗАТО Северск об устранении нарушений от 26.07.2010 г. № **,

у с т а н о в и л :

Администрация ЗАТО Северск обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что Счётная палата ЗАТО Северск (далее - Счётная палата) согласно ст. 25 Устава городского округа ЗАТО Северск Томской области, является контрольным органом местного самоуправления. Счётная палата приняла решение в форме предписания об устранении нарушений от 26.07.2010 № ** (далее - Предписание), которое было выдано Администрации ЗАТО Северск для принятия мер по устранению выявленных нарушений. Указанное предписание выдано по результатам проверки обоснованности повышения тарифа на услуги по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта по городским маршрутам в границах ЗАТО Северск, проведённой Счётной палатой. Однако, проведение данной проверки и вынесение предписания по её результатам не относится к полномочиям Счётной палаты, а именно: установление Администрацией тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта по городским маршрутам в границах ЗАТО Северск путём принятия Постановления Администрации ЗАТО Северск от 31.03.2010 № 909 «Об установлении предельного тарифа на услуги по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта по городским маршрутам» осуществлено в целях реализации отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО Северск Законом Томской области от 18.03.2003 № 36-03 «О наделении органов местного самоуправления Томской области отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) по городским, пригородным и междугородным муниципальным маршрутам» (далее - Закон Томской области). В силу ст. 4-1 Закона Томской области контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий вправе осуществлять только Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области. Правовое положение, задачи и полномочия Счётной палаты определены Положением о Счётной палате ЗАТО Северск, утверждённым Решением Думы ЗАТО Северск от 21.02.2006 № 9/5 «О Счётной палате ЗАТО Северск». В ходе реализации задач Счётная палата осуществляет контрольно-ревизионную, аналитическую деятельность, обеспечивает контроль за исполнением бюджета ЗАТО Северск, а именно (п.п. 1.1 и 1.2 п. 1 раздела III «Порядок деятельности Счётной палаты» Положения о Счётной палате ЗАТО Северск). В перечне задач и полномочий Счётной палаты отсутствует полномочие осуществлять контроль за реализацией Администрацией отдельных государственных полномочий, в том числе за обоснованностью установления предельных тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта по городским маршрутам. В связи с этим предписание принято Счётной палатой за пределами полномочий, предусмотренных Положением о Счётной палате, ввиду чего является незаконным. Предписание не соответствует действующему законодательству, а именно : в п. 1-3 резолютивной части предписания Администрации надлежит совершить действия по расторжению и заключению договоров с перевозчиками. Однако, Администрация в лице Главы Администрации не заключала договоры с перевозчиками на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам и не является их стороной. Стороной таких договоров является Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации (далее - У ЖКХ ТиС). Порядок заключения, изменения и расторжения указанных договоров регулируется ГК РФ, федеральным законодательством в сфере осуществления перевозок, а также принимаемыми в соответствии с законодательством в сфере осуществления перевозок муниципальными правовыми актами. Распоряжением Администрации от 26.10.2009 № 1049-р «О заключении договоров на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам ЗАТО Северск» УЖКХ ТиС было поручено заключить договоры с юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и багажа, в соответствии с действующим законодательством, а также утверждена форма соответствующего договора. Указанное Распоряжение Администрации не было оспорено и признано недействующим в установленном порядке, поэтому действия УЖКХ ТиС по его исполнению законны. Исполнение пунктов 1 - 3 предписания приведёт к нарушению прав и законных интересов Администрации как органа местного самоуправления. Указанные доводы также подтверждают незаконность п.3 резолютивной части предписания, предписывающего Администрации заключить с перевозчиками новые договоры. Требование п.4 резолютивной части предписания обязывает Администрацию рассмотреть возможность установления льготного тарифа для пассажиров пенсионного возраста в частных автобусах по муниципальным маршрутам ЗАТО Северск. Данное требование является незаконным, поскольку регулирование тарифов на перевозку пассажиров и багажа на территории ЗАТО Северск осуществляется путём установления предельных тарифов, что непосредственно предусмотрено п.3 Правил регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа на территории ЗАТО Северск, утверждённых Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 08.06.2009 № 1879 «Об утверждении Правил регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа на территории ЗАТО Северск». При расчётах за оказываемые услуги перевозчики имеют право применять тарифы, не превышающие установленные предельные тарифы (п.3 Правил регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа на территории ЗАТО Северск). Перевозчики обладают правом взимать плату за проезд в размере, ниже установленного предельного тарифа, предоставляя таким образом всем пассажирам или их отдельным категориям льготы по оплате за проезд. Понятие «льготный тариф» действующим законодательством не предусмотрено. Требование п. 5 резолютивной части предписания также является незаконным, так как Администрация не наделена полномочиями выявлять нарушения режима труда и отдыха водителей автомобилей, соответственно не имеет основания предлагать Государственной инспекции труда ЗАТО Северск проводить проверки соблюдения режима труда и отдыха водителей автомобилей. В предписании недопустима формулировка «предложить». Смысл такого оборота противоречив и непонятен. Требование п.6 резолютивной части предписания не связано с его мотивировочной частью. В          мотивировочной части предписания не установлен факт не проведения УЖКХ ТиС систематических проверок по исполнению перевозчиками договоров, следовательно, предписание «продолжить систематические проверки» необоснованно. Требование п.7 резолютивной части предписания незаконно, а именно : в действующем законодательстве не существует понятия «теневые доходы» и не определены методы борьбы с ними, ввиду чего Администрация не имеет реальной возможности организовать работу по борьбе с «теневыми доходами»; перевозчик, являясь юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеет право выступать работодателем. Выступая в качестве работодателя, перевозчик имеет право заключать трудовые договоры с физическими лицами. При этом действующим законодательством на него не возлагается обязанность сообщать о лицах, с которыми он заключил трудовой договор в органы местного самоуправления. Соответственно и Администрация не наделена полномочиями устанавливать лиц, заключивших трудовые договоры с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися перевозчиками. Исполнение указанного требования не представляется возможным. Требования, содержащиеся в п.8, 9 резолютивной части предписания, являются незаконными, поскольку Администрация не наделена полномочиями по проведению проверок «организации медицинского обследования водителей автобусов, в том числе наличия договоров с медицинским учреждением, имеющим соответствующую лицензию, а также наличия платёжных документов, подтверждающих оплату со стороны перевозчиков медицинского обследования водителей» и порядка «технического предрейсового и др. обследований автобусов». Полномочия по осуществлению контрольных и надзорных функций за соблюдением основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозочную деятельность, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (п.п.5.1.8 п. 5.1 п. 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398) и её территориальные органы. Пункт 10 резолютивной части предписания является незаконным, так как в соответствии с п. 7Правил регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа на территории ЗАТО Северск, утверждённых Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 08.06.2009 № 1879 «Об утверждении Правил регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа на территории ЗАТО Северск», регулирующий орган (в настоящее время - Комитет экономического развития Администрация ЗАТО Северск) вправе начать пересмотр предельных тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа по собственной инициативе в случае: существенного изменения в течение регулируемого периода исходных данных, принятых в расчёт действующих предельных тарифов, а именно: цен на топливо, материалы, заработной платы и прочих расходов регулируемых организаций (индивидуальных предпринимателей); существенного изменения в течение регулируемого периода производственной программы регулируемой организации (индивидуального предпринимателя). Иные основания для пересмотра тарифов Правила регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа на территории ЗАТО Северск не предусматривают. Содержит формулировки, недопустимые для такого рода документов как предписание: «в случае внесения изменений», «принимая во внимание», что приводит к невозможности реально исполнить требования. В связи с чем, администрация ЗАТО Северск просила признать предписание Счётной палаты ЗАТО Северск об устранении нарушений от 26.07.2010 № ** незаконным; обязать Счётную палату ЗАТО Северск отозвать предписание об устранении нарушений от 26.07.2010 № **.

В предварительное судебное заседание Глава Администрации ЗАТО Северск представил заявление, в котором просил прекратить производство по настоящему заявлению в связи с добровольным удовлетворением требований Администрации ЗАТО Северск. Глава Администрации, в соответствии с п.1 ст. 44 Устава городского округа закрытого административно–территориального образования Северск Томской области, имеет полномочие от имени ЗАТО Северск выступать в суде без доверенности.

В предварительное судебное заседание представители счетной палаты ЗАТО Северск – Левкина И.Ю., действующая на основании доверенности от 16.09.201 № 01-12/372-СП, и Пирогова С.Б., действующая на основании доверенности № 01-12/373-СП от 16.09.2010 г., представили заявление, в котором не возражали против прекращения производства по делу; просили рассмотреть дело в отсутствие представителя Счетной палаты ЗАТО Северск.  

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска, а суд принимает отказ от иска, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

Отказ от заявленных требований не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов. Последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ст.ст. 173, 221 ГПК РФ, заявителю разъяснены и понятны. В связи с чем, суд считает возможным принять отказ Главы Администрации ЗАТО Северск от заявленных требований и прекратить производство по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.220-221, 224-225 ГПК РФ,

о п р е д е л и л :

Принять отказ Главы Администрации ЗАТО Северск от заявления Администрации ЗАТО Северск о признании незаконным предписания Счетной палаты ЗАТО Северск об устранении нарушений от 26.07.2010 г. № **.

Производство по делу по заявлению Администрации ЗАТО Северск о признании незаконным предписания Счетной палаты ЗАТО Северск об устранении нарушений от 26.07.2010 г. № ** прекратить.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Северский городской суд Томской области.

Судья Н.В. Прохорова