Дело № 2-1356-10 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 октября 2010 г. Северский городской суд Томской области в составе: председательствующего Уваровой В.В., при секретаре Соловьевой Т.А., с участием истца Бочкова Ю.А., представителя третьего лица Федерального государственного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 81» Федерального медико-биологического агентства» Лашевич Н.Н., действующей на основании доверенности № ** от 05.11.2009 года, представителя ответчика – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России в г. Северск Томской области Куриневской Н.Б., действующей на основании доверенности от 11 января 2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску Бочкова Ю.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным решения Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о зачете в специальный трудовой стаж периодов работы в льготном исчислении, назначении и выплате пенсии, установил: Бочков Ю.А. обратился в суд с указанным иском ссылаясь на то, что решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области) от 30.07.2010 г. № ** ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием 30 лет стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Согласно решению ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области в календарном исчислении засчитан следующий период его работы: с 02.07.1993 г. по 03.11.2001 г. – работа в качестве ***. В обще сложности в его медицинский стаж включено 26 лет 25 дней. С решением ответчика, Бочков Ю.А. не согласен в связи с тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 период его работы с 02.07.1993 г. по 03.11.2001 г. должен быть засчитан в специальный трудовой стаж не в календарном, а в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год 6 месяцев, так как фактически он работал ***, выполняя функции ***. Считает, что к моменту его обращения к ответчику за назначением пенсии, у него имелся необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Ссылаясь на ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» просит признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 30.07.2010г. № **, зачесть в его медицинский стаж в льготном исчислении периоды работы с 02.07.1993г. по 03.11.2001 г., начислить и выплатить досрочную пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью с 22.07.2010 г., т.е. со дня обращения за назначением пенсии, взыскать с ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области в его пользу расходы по уплате государственной пошлины. В судебном заседании истец Бочков Ю.А. пояснил, что в отделении *** должно быть не более 9 коек, ПИТ- это палаты интенсивной терапии. Ранее название палат интенсивной терапии в наименование отделения, в котором он работал не входили, но по какой-то причине с 1999 года в наименование отделения название палат интенсивной терапии стали включать. Фактически он работал ***. Когда его принимали на работу, о палатах интенсивной терапии не шло речи, их тогда не было. В палатах интенсивной терапии должны работать профильные специалисты, отдельно палат интенсивной терапии – нет. Бочков Ю.А. работал в операционных палатах, речь о палатах интенсивной терапии никогда не звучала. При профильных отделениях есть палаты интенсивной терапии углубленного наблюдения за пациентами, где их лечат профильные специалисты. Палаты интенсивной терапии выделились в 60-х годах прошлого века, в приказах № 501,781 от 1970, 1978 годов уже говорится об отделениях анестезиологии и реанимации, речи о палатах интенсивной терапии не велось, но они в названиях остались. Представитель ответчика - Куриневская Н.Б., действующая на основании доверенности от 11.01.2010г., в судебном заседание исковые требования не признала по основаниям изложенным в решении № ** от 30.07.2010г. Суду пояснила, что в Перечне, утвержденном Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377 имеются врачи – анестезиологи – реаниматологи: отделений (групп) анестезиологии – реаниматологии, отделений (палат) для реанимации и интенсивной терапии стационаров больничных учреждений, диспансеров и родильных домов, отделений экстренной и планово – консультативной помощи, группы анестезиологии – реанимации станций (отделений) скорой медицинской помощи. Отделение «анестезиологии и реанимации и ПИТ», «анестезиологии – реанимации в интенсивной терапии» Списками № ** и Списком № ** не предусмотрены. Представитель третьего лица ФГУЗ Клиническая больница № 81 ФМБА России Лашевич Н.Н., действующая на основании доверенности № ** от 05.11.2009 года, исковые требования поддержала, суду пояснила, что запись в трудовой книжке Бочкова Ю.А. является некорректной и не соответствует действительности. Гражданин не может быть ограничен в своих правах на назначение досрочной пенсии, если в трудовой книжке имеется дополнительная запись. Характер работы Бочкова Ю.А. не менялся. Материалами дела доказано, что Бочков Ю.А. в палатах интенсивной терапии не работал, исковые требования подлежат удовлетворению. Изучив материалы дела, заслушав пояснения истца, представителя ответчика Куриневскую Н.Б., представителя третьего лица ФГУЗ КБ № 81 ФМБА России Лашевич Н.Н., суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Бочков Ю.А. с 03.07.1989г. по 01.12.1989г. работал в качестве ***; с 08.12.1989г. по 01.06.1990г. работал в качестве ***; с 01.08.1990г. по 30.06.1992г. работал в качестве ***; с 05.08.1992г. по 01.07.1993г. работал в качестве ***; с 02.07.1993г. по 03.11.2001г. в качестве ***; с 05.11.2001г. по 18.08.2002г. работал в качестве ***; с 19.08.2002г. по 30.09.2005г. работал в качестве ***; с 01.10.2005г. по настоящее время работает в качестве *** что подтверждается копией трудовой книжки Бочкова Ю.А. от 22.08.1988г. ** (л.д.16-19). Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области) от 30.07.2010 г. № ** ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием 30 лет стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. При этом указано, что период работы Бочкова Ю.А. с 02.07.1993г. по 03.11.2001г. в качестве *** не может быть засчитан в медицинский стаж в льготном исчислении, так как данное отделение медицинского учреждения не предусмотрено перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения списка № ** и Списка № **, работа в которых в течение года засчитывается в медстаж, как год и шесть месяцев (л.д.8-11). В судебном заседании установлено, что с 02.07.1993г. по 03.11.2001г. истец Бочков Ю.А. работал ***, ***. Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 28 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста; Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно Списку № 781 правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются врачи специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден «Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев» согласно которому врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры), в том числе заведующие в отделениях (группах, палатах, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6,8,12,15,16,20,21,27-30 имеют право на включение периодов работы в данной должности и в данном отделении в свой специальный стаж в льготном исчислении. Согласно п.5 п.п. «б» Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи). Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, установил, что оценка приобретенных до 01.01.2002г. пенсионных прав, в том числе в части касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, должна производиться по нормам ранее действовавшего законодательства. Согласно п. 2 Перечня структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и Медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за год и 6 месяцев, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, врачи анестезиологи-реаниматологи, работающие в отделении (группе, палате, выездной бригаде скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений имеют право на исчисление одного года работы в указанных подразделениях и должностях за один год и шесть месяцев. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22.11.2001 №81 установлено, что при исчислении выслуги при определении права на пенсию за выслугу лет за период работы до 1 ноября 1999г. в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 работу в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделений (групп) анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии считать как работу в должности врача-анестезиолога-реаниматора. При этом льготное исчисление выслуги, предусмотренное Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 применяется для определения права на пенсию за выслугу лет. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» исчисление сроков выслуги врачам-анестезиологам-реаниматорам лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности производится по правилу - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. В судебном заседании истец Бочков Ю.А. пояснил, что ранее название палат интенсивной терапии в наименование отделения в котором он работал не входили, но по какой-то причине с 1999 года в наименование отделения название палат интенсивной терапии стали включать. Фактически он работал ***. Данное обстоятельство подтверждается приказом по *** № ** от 30.06.1993г. согласно которому Бочков Ю.А. принят с 02.07.1993 г. *** (л.д.20)., а также приказами по *** № ** от 23.05.1994г. (л.д.56), № ** от 28.07.1995г.(л.д. 57-58), № ** от 17.06.1996г. (л.д.59-60), № ** от 19.05.1997г.(л.д.61) № ** от 16.07.1998г.(л.д.62-63) из которых следует, что Бочков Ю.А. работал ***. Согласно приказам № ** от 22.06.1999г.(л.д.64-65), № ** от 13.06.2000г.(л.д.66-68), № ** от 18.01.2001г.(л.д.69), № ** от 07.06.2001г.(л.д.70-72), Бочков Ю.А. работал ***. Из приказа № ** от 30.10.2001г. (л.д.21-22) следует, что Бочков Ю.А. *** уволен 03.11.2001г. в порядке перевода в ***. Данные обстоятельства подтверждаются также уточняющей справкой от 06.05.2010г. № ** в соответствии с которой Бочков Ю.А. был принят в *** с 02.07.1993г. (Приказ № ** от 30.06.1993г.), а уволен 03.11.2001г. (Приказ № ** от 30.10.2001г.) из ***.(л.д.6). Согласно приказу № ** от 01.11.2001г. Бочков Ю.А. принят с 05.11.2001г. заведующим ***.(л.д.22). Кроме того, то обстоятельство, что истец работал *** подтверждается трудовой книжкой Бочкова Ю.А. от 22.08.1988г. ** (л.д.16-19), личной карточкой истца (л.д.39), должностной инструкцией *** (л.д.44-45). Согласно карточкам-справкам клиники *** за 1993-2001 года истец Бочков Ю.А. работал в *** (л.д.46-55). Штатные расписания *** от 05.01.1998г. (л.д.40), от 05.01.1999г. (л.д.41), от 05.01.2000г.(л.д.42), от 01.11.2001г. (л.д.43) в *** предусматривают должность ***. Несоответствие указанных в приказах № ** от 22.06.1999г.(л.д.64-65), № ** от 13.06.2000г.(л.д.66-68), № ** от 18.01.2001г.(л.д.69), № ** от 07.06.2001г.(л.д.70-72) Бочкова Ю.А. наименования отделения фактически выполнявшейся им работе, дающей право на льготную пенсию, по своему конституционно-правовому смыслу не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение. Согласно разъяснениям, содержащимся в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Оценивая вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Бочков Ю.А. в период с 02.07.1993г. по 03.11.2001г., работая в должности *** в ***, в должности *** в полном объеме выполнял функции ***, а потому указанный период подлежит включению в его специальный стаж в льготном исчислении: один год работы как один год и шесть месяцев. С учетом изложенных обстоятельств суд считает, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии истец имел необходимый стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а решение ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области № ** от 30.07.2010г. об отказе Бочкову Ю.А. в досрочном назначении пенсии по старости как лицу, осуществляющему медицинскую деятельность, является незаконным. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, не во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данной заявления. С учетом включения периода с 02.07.1993г. по 03.11.2001г. в специальный стаж истца в льготном исчислении, у Бочкова Ю.А. на момент его обращения - 22.07.2010г. в ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области имелся необходимый стаж (30 лет), дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При изложенных обстоятельствах, требование истца о возложении обязанности ответчика назначить пенсию со дня его обращения, а именно с 22.07.2010г. является обоснованным. Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы. Учитывая, что истцом при подаче в суд искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, что подтверждается квитанцией, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Бочкова Ю.А. удовлетворить. Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области № ** от 30 июля 2010г. об отказе Бочкову Ю.А. в части включения в медицинский стаж периода работы с 02 июля 1993 года по 03 ноября 2001 года в календарном исчислении. Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области включить период работы Бочкова Ю.А. с 02 июля 1993 года по 03 ноября 2001 года в медицинский стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении (1 год как год и 6 месяцев) со дня обращения – 22 июля 2010 года. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области в пользу Бочкова Ю.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Северский городской суд Томской области. Председательствующий: В.В. Уварова