Решение вступило в законную силу 28.12.10



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2-1528-10

08 декабря 2010 г.

Северский городской суд Томской области в составе

председательствующего Уваровой В.В.,

при секретаре Соловьевой Т.А.,

с участием заявителя Осипова А.Е., его представителя Яннаева В.Е., председателя территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск Орловой Л.И., представителя заинтересованного лица - избирательной комиссии Томской областной Чудинова В.И., действующего на основании доверенности от 01 декабря 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по заявлению Осипова А.Е. о признании недействительным итогов голосования на избирательном участке № 241 двухмандатного избирательного округа № 6 по выборам в Думу ЗАТО Северск второго созыва 10 октября 2010 года и возложении на Территориальную избирательную комиссию ЗАТО Северск Томской области обязанность провести ручной подсчет голосов на избирательном участке № 241 двухмандатного избирательного округа № 6 по выборам в Думу ЗАТО Северск второго созыва 10 октября 2010 года,

установил:

Осипов А.Е. обратился в суд с заявлением о признании недействительным итогов голосования на избирательном участке № 241 двухмандатного избирательного округа № 6 по выборам в Думу ЗАТО Северск второго созыва 10 октября 2010 года и возложении на Территориальную избирательную комиссию ЗАТО Северск Томской области обязанность провести ручной подсчет голосов на избирательном участке № 241 двухмандатного избирательного округа № 6 по выборам в Думу ЗАТО Северск второго созыва 10 октября 2010 года. Свои требования обосновывает тем, что протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 241 по двухмандатному избирательному округу № 6 определено, что в выборах на данном округе приняло участие 826 человек. Подсчет голосов производился с использованием комплекса обработки избирательных бюллетеней (далее по тексту - КОИБ) без последующего ручного подсчета голосов. Указывает, что сертификат соответствия № 1378 по специальному программному обеспечению изделия «Комплексной обработки избирательных бюллетеней», изначально представленный избирательной комиссией ЗАТО Северск был просрочен и в нем было указано, что изделие функционирует под управлением установленной операционной системой Linux Suse 9.2 с установленной средой mono 1.1.13.6. В дальнейшем, территориальная избирательная комиссия ЗАТО Северск Томской области сделала запрос о продлении сертификата на программное обеспечение. В продленном сертификате было установлено, что изделие функционирует под управлением установленной операционной системой Linux Suse 9.2 с установленной средой mono 1.9.1., из чего следует, что программа была изменена, так как серии установленной среды отличаются друг от друга. Значит, переустановкой программы должен заниматься лицензированный специалист, который должен был переустановить программу, находясь в ЗАТО Северск, а также к самому сертификату соответствия № 1378 на КОИБ должно быть приложено текстовое заключение от лицензированного специалиста, который имеет право выдать это заключение. Данных документов ТИК ЗАТО Северск представлено не было. Полагает, что 10.10.2010 года на избирательном участке № 241 по двухмандатному избирательному округу № 6 избирательная комиссия, формируя протокол об итогах голосования, использовала недостоверные данные, взятые с программного обеспечения, не сертифицированного в установленном законом порядке КОИБа. По сведениям наблюдателей путем визуального наблюдения и параллельного подсчета было установлено, что большинство избирателей отдавали свое предпочтение не тем кандидатам, которые набрали самое большое количество голосов по результатам электронной обработки бюллетеней. Кроме того, протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 241, выданного кандидату в депутаты Терехову С.М. отличаются от численных показателей, указанных в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 241, официально опубликованном. Ссылаясь на ст. 77-ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», просил признать недействительным итоги голосования на избирательном участке № 241 двухмандатного избирательного округа № 6 по выборам в Думу ЗАТО Северск второго созыва 10 октября 2010 года и возложить на Территориальную избирательную комиссию ЗАТО Северск Томской области обязанность провести ручной подсчет голосов на избирательном участке № 241 двухмандатного избирательного округа № 6 по выборам в Думу ЗАТО Северск второго созыва 10 октября 2010 года.

В судебном заседании заявитель Осипов А.Е. на своем заявлении настаивал, суду пояснил, что установление КОИБов на избирательных участках не противоречит закону. Однако избирательной комиссией не были представлены документы на КОИБы, а именно; не известно кто их обслуживал, контролировал работу, стоит ли защита, какая программа стоит в КОИБе. Удостоверение, подтверждающее, что он является кандидатом в депутаты, ему было выдано 02.09.2010 года. На основании данного документа имел право запрашивать и получать документы, знакомиться и проверять документы избирательного участка. О том, что на избирательных участках будут стоять КОИБы, узнал из средств массовой информации. Он не интересовался когда привезут КОИБы, как их будут устанавливать. 01.10.2010 года при проведении презентации по КОИБам, он присутствовал. На презентации были представлены просроченные сертификаты соответствия № 1378 на программное обеспечение КОИБов. Председатель территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск сообщила, что ко дню выборов будут представлены продленные сертификаты. 10.10.2010 года в 07 часов утра проводилось пробное голосование на КОИБе на котором он не присутствовал. Пробное голосование проходило на предмет подсчета бюллетеней, считывание текста, однако не было тестирования жесткого диска, и не ясно как происходит обработка данных. Предполагает, что КОИБ можно запрограммировать так, что подсчет голосов может идти в пользу какого-то определенного человека. О своем сомнении 10.10.2010 года он не заявил, не написал заявление о подсчете голосов вручную, т.к. при использовании КОИБов подсчет голосов вручную не производится. Зная, что в день голосования программное обеспечение не протестировано, сертификат не продлен, он не потребовал ручного подсчета голосования, т.к. думал, что все будет по закону. Сомнения в работе КОИБов у него были с самого начала, и они подтвердились после голосования, при опубликовании результатов. За получением протокола избирательной комиссии об итогах голосования он не обращался, и его не получал. О доставке КОИБов, их хранении мог спросить, но не интересовался.

В судебном заседании представитель заявителя Яннаев В.Е. настаивал на удовлетворении требований Осипова А.Е., суду пояснил, что со стороны избирательной комиссии произошло нарушение прав его доверителя быть избранным в Думу ЗАТО Северск второго созыва 10.10.2010, т.к. на избирательном участке № 241 был установлен КОИБ. Осипов А.Е. утверждает, что КОИБ – это электронно-механическая система, которая не имеет прозрачности в устройстве, нельзя проверить результаты голосования вручную после окончания выборов. Осипов А.Е. считает, что его право нарушено, т.к. нельзя с полной достоверностью утверждать о действительном подсчете бюллетеней. Сначала бюллетеней было 826, потом стало – 824. Два бюллетеня, которые были учтены, а потом нет - дали основание сомневаться в правильности подсчете голосов. Могут быть сбои не только в подсчете голосов, но и в распределении голосов между кандидатами в депутаты. В программное обеспечение может быть несанкционированный доступ. Об использовании КОИБов проинформировали 01.10.2010 года, до этого полной информации о КОИБах не было. С 01.10.2010 по 10.10.2010 было недостаточно времени, чтобы разобраться в работе КОИБов, т.к. у Осипова А.Е. отсутствуют специальные знания в их работе, и он не успел до дня голосования выразить свои сомнения возникшие при презентации. Утверждает, что копия протокола, которую получил Осипов А.Е. от Терехова С.М., надлежащим образом заверена. В протоколе есть дата подсчета голосов 10.10.2010 года, выдан сразу, заверен соответствующим должностным лицом.

В судебном заседании председатель территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск Орлова Л.И., действующая на основании постановления избирательной комиссии Томской области № 40/266 от 06.12.2006 года (л.д.42), с заявлением Осипова А.Е. не согласилась, суду пояснила, что в соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии РФ № 214/1444-5 от 25.08.2010 года на территории ЗАТО Северск при голосовании на выборах депутатов Думы использовались технические средства подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней. О том, что при голосовании будут использоваться КОИБы можно было узнать из средств массовой информации, в здании Администрации ЗАТО Северск. Поставкой КОИБов на территорию Томской области занималась избирательная комиссия Томской области, путем заключения договора поставки. После выборов все КОИБы отправлены собственнику. Все КОИБы были доставлены на территорию Томской области в ящиках фурами. В каждом ящике был необходимый пакет документов, в том числе и сертификат. С документами мог ознакомиться любой человек. 05.10.2010 года в избирательную комиссию были доставлены продленные сертификаты, которые были вложены в КОИБы. 10.10.2010 года каждый КОИБ имел соответствующий сертификат. 01.10.2010 года для всех желающих была демонстрация КОИБов, кандидатов в депутаты пригласили официально. Представители фирмы «Салют» показали работу КОИБа. Накануне выборов тестирование проводилось дважды, девятого числа вечером и десятого числа с 07 до 08 часов утра, где могли присутствовать все желающие кандидаты, их представители. Возможность ознакомиться с результатами тестирования была у каждого кандидата. Тестирование проводилось десятого числа с 7 часов утра, о чем все были извещены. После тестирования КОИБы были опечатаны, в связи с чем поменять программное обеспечение невозможно. Хранились КОИБы на складах ГО МЧС. В период хранения было проведено две милицейские проверки. КОИБы были привезены накануне голосования. За два дня до голосования КОИБы были под круглосуточным наблюдением. От кандидата Осипова А.Е. за период с 01 октября по 13 октября 2010 года каких-либо сигналов, жалоб, заявлений, не поступало. Председателем окружной избирательной комиссии № 6 являлся Чернявский В.В.. Председателем участковой избирательного комиссии избирательного участка № 241 являлась Еремина Т.Ю., она могла выдать копию протокола голосования под реестр, под роспись. Протокол голосования, который представил Осипов А.Е., выдан с нарушением и не ему, а другому кандидату – Терехову С.М. Выданный Терехову С.М. протокол, является предварительным документом. Существуют строки, которые КОИБ не знает, они заносятся оператором отдельно, вручную – это: число бюллетеней полученных избирательным участком, число бюллетеней выданных избирателям, число погашенных (неиспользованных) бюллетеней, а также число бюллетеней в переносных ящиках для голосования. 10 октября 2010 года, на избирательном участке № 241 факта утраты бюллетеней не зафиксировано. До заседания комиссии, при подсчете голосов обязательно выясняется: «Есть ли претензии?». Составляется протокол, дата, печать и выдаются копии. В день голосования, 10.10.2010 года, Осипов А.Е. на избирательном участке № 241 не присутствовал, поэтому ничего не получал, хотя возможность у него такая была.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - избирательной комиссии Томской областной Чудинов В.И., действующий на основании доверенности от 01 декабря 2010 года, с заявленными требованиями не согласился, поскольку вмешательств в работу КОИБов не было, ни в момент доставки, ни при комплектации КОИБов. Заявлений, жалоб от Осипова А.Е. до закрытия выборов не поступало. После издания Постановления № 214/1444-5 от 25 августа 2010 года, избирательная комиссия Томской области организовала доставку КОИБов и в дальнейшем вернула их собственнику. На поставку и отгрузку КОИБов был объявлен конкурс, который выиграло общество «Салют» г. Новосибирска. КОИБы были получены из г. Санкт-Петербурга, где они хранились, проводилось их техническое обслуживание. Все КОИБы, в количестве 420 штук прибыли. 400 штук – для избирательных участков, 20 штук – резерв. Позднее все 420 КОИБов были возвращены. Сертификат соответствия № 1378 является сертификатом на изделие – техническое средство подсчета голосов КОИБ, на всю партию состоящую из полутора тысяч штук, а не на каждый ящик. Когда прибыли первые КОИБы, к комплекту документов была приложена копия сертификата. КОИБы пришли на территорию Томской области 13 и 14 сентября 2010 года. Действительно сертификат соответствия был просроченным, однако сразу был сделали запрос в ООО «Салют». На пресс-конференции уже была электронная копия сертификата соответствия, с продленным сроком действия. К 09.10.2010 года представитель ООО «Салют» привез продленный сертификат соответствия. Вопрос о разрешительной среде программного обеспечения нужно отнести к испытательной лаборатории. На пути следования из Санк-Петербурга в Томск фуры с КОИБами были опечатаны, специальной охраны не было, было сопровождение автотранспортом ГИБДД. Из Томска в Северск КОИБы забирали спецтранспортом. В каждом автотранспорте был представитель ООО «Салют» и член избиркома. Согласно договору сотрудники ООО «Салют» должны были организовать получение и доставку КОИБов, проверить их количество, рассказать о работе. Запуск КОИБа происходит не с дискеты, он имеет сканер. Полномочий на проверку программного обеспечения у избирательной комиссии Томской области нет. Задача состоит в том, чтобы убедиться, как считывает КОИБ бюллетени. Какая операционная среда – не имеет значения. При вводе данных, считывании бюллетеней никакой настройки КОИБа не было. Ключевая дискета – это ввод исходных данных. На дискете указаны область, номер избирательного участка, перечень кандидатов и другие идентифицирующие данные. Все дискеты заполняются системным оператором, формируется на отдельном компьютере, который закрыт и опечатан. 9 и 10 октября 2010 года была проверка данных дискеты. После проверки все дискеты были сданы и опечатаны, круглосуточно находились под охраной УВД. 10.10.2010 года дискеты были привезены на избирательный участок и протестированы. Пустые дискеты были куплены, сформированы в соответствии с требованиями ГАС – «Выборы». Свои сомнения в работе КОИБа, Осипов А.Е. как кандидат в депутаты должен был выразить в процессе работы избирательной комиссии до 10.10.2010 года, а не после того, как прошло голосование и результаты голосования его не устроили.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения заявителя Осипова А.Е., его представителя Яннаева В.Е., действующего на основании устного ходатайства, председателя территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск Томской области Орловой Л.И., представителя заинтересованного лица – избирательной комиссии по Томской области Чудинова В.И., суд приходит к следующему.

На момент проведения выборов депутатов в Думу ЗАТО Северск второго созыва 10 октября 2010 года, Осипов А.Е. являлся кандидатом в депутаты Думы ЗАТО Северск второго созыва по двухмандатному избирательному округу № 6.

Данное обстоятельство участниками процесса не оспаривалось и подтверждается копией удостоверения Осипова А.Е. от 02 сентября 2010 года (л.д. 9).

Считая итоги голосования на избирательном участке № 241 двухмандатного избирательного округа № 6 по выборам в Думу ЗАТО Северск второго созыва 10 октября 2010 года незаконными, Осипов А.Е. указывает на то, что сертификат соответствия на эксплуатацию КОИБа на указанном избирательном участке был просрочен. К сертификату соответствия № 1378 на КОИБ не было представлено текстового заключения от лицензированного специалиста, имеющего на это право. В связи с чем, избирательной комиссией был сформирован протокол об итогах голосования с использованием недостоверных данных, полученные с программного обеспечения, не сертифицированного в установленном законом порядке КОИБа.

Суд не может согласиться с данным утверждением заявителя по следующим основаниям.

Пунктом 10 статьи 61 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что в помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней.

В соответствии с п.32 ст.68 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ участковые комиссии по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или на основании ее поручения по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации используют при голосовании на выборах, референдуме вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчета голосов или комплексы для электронного голосования. При этом в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней использование технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования обязательно при подсчете голосов на всех выборах и (или) референдумах всех уровней. Перечень избирательных участков, участков референдума, на которых используются технические средства подсчета голосов и комплексы для электронного голосования, определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. При использовании технических средств подсчета голосов участковой комиссией подсчет голосов производится в соответствии с пунктом 24 настоящей статьи. Законом, а в случае его отсутствия решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может быть предусмотрено, что в пределах территории, на которой действует одна территориальная комиссия, не менее чем на 5 процентах определяемых жребием избирательных участков, участков референдума (но не менее чем на трех избирательных участках, участках референдума), на которых использовались такие технические средства, проводится контрольный подсчет голосов избирателей, участников референдума непосредственно членами участковых комиссий с правом решающего голоса (ручной подсчет голосов).

25 августа 2010 года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации согласилась на использование на территории Томской области комплексов обработки избирательных бюллетеней при проведении выборов депутатов Думы ЗАТО Северск, главы Кожевниковского района и депутатов Думы Кожевниковского района, главы Первомайского района и депутатов Думы Первомайского района, главы Томского района и депутатов Думы Томского района, главы муниципального образования "Шегарский район" и депутатов Думы Шегарского района, что подтверждается Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации № 214/1444-5.

Данным постановлением установлено, что использование участковыми избирательными комиссиями комплексов обработки избирательных бюллетеней и подсчет голосов избирателей осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Инструкцией о порядке использования комплексов обработки избирательных бюллетеней на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 31/218-5.

Избирательной комиссии Томской области поручено определить перечень избирательных участков, где будут установлены комплексы обработки избирательных бюллетеней, и до 15 сентября 2010 года представить его в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации; осуществить за счет средств областного бюджета подготовку и использование комплексов обработки избирательных бюллетеней при голосовании на выборах, в том числе, депутатов Думы ЗАТО Северск.

Федеральному центру информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации поручено оказать Избирательной комиссии Томской области и территориальным избирательным комиссиям, в том числе, ЗАТО Северск методическую помощь в организации применения комплексов обработки избирательных бюллетеней при проведении выборов депутатов Думы ЗАТО Северск.

09 сентября 2010 года Избирательной комиссией Томской области за № 44/273 постановлено: использовать при голосовании на выборах депутатов Думы ЗАТО Северск, ….. технические средства подсчета голосов – комплексы обработки избирательных бюллетеней и установить, что использование участковыми избирательными комиссиями КОИБ и подсчет голосов избирателей осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Инструкцией о порядке использования комплексов обработки избирательных бюллетеней на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 31/218-5.

Избирательной комиссией Томской области был утвержден перечень избирательных участков, на которых будут использоваться технические средства подсчета голосов – КОИБ на выборах депутатов Думы ЗАТО Северск …, и описание и образец печати участковой избирательной комиссии для заверения избирательных бюллетеней, обрабатываемых с использованием КОИБ.

Кроме того, использование технических средств подсчета голосов избирателей предусмотрено также пунктами 3,11 статьи 64, пунктами 7, 9 статьи 65, пунктами 3, 4, 6, 25, 26 статьи 68, пунктом 4 статьи 74 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством Российской Федерации регламентирована процедура применения КОИБ на территории Томской области, а избирательной комиссией Томской области соблюдена процедура согласования и использования технического средства для подсчета голосов на территории субъекта.

Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при подготовке и проведении выборов и референдума является важной гарантией реализации прав граждан Российской Федерации.

Комплексы средств автоматизации ГАС "Выборы", коим является комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ - 2003) - совокупность взаимосвязанных программно-технических средств, предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации. КОИБ – это составная часть ТКСА ГАС «ВЫБОРЫ» и, без исходных данных о выборах, имеющихся на ГАС «ВЫБОРЫ», они работать не могут.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", имущество, входящее в состав комплексов средств автоматизации, созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью. Имущество, входящее в состав комплексов средств автоматизации, передается Федеральным центром информатизации избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации по договору безвозмездного пользования в составе и количестве, необходимых для решения задач ГАС "Выборы" на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Из пояснений представителя избирательной комиссии Томской области Чудинова В.И. следует, что в Избирательную Комиссию Томской области КОИБ-2003 поступили в количестве 420 шт. и были переданы в соответствии с постановлением ЦИК России от 25.08.2010, согласно графику и порядку, изложенным в письме ФЦИ при ЦИК России от 03.09.2010 № 17-09/1581. Поставщиком КОИБ являлся ФГУП «НИИ ПС» г. Санкт-Петербург, взаимодействием с которым от лица Избирательной комиссии Томской области занимался представитель ОАО «Салют» на основании доверенности. Аспекты определения состава и сертификации программных средств, входящих в состав ГАС «Выборы», согласно Федеральному закону № 20–ФЗ от 10.01.2003, находятся в ведении Федерального Центра информатизации при Центральной избирательной комиссии РФ. Сертификат соответствия на установленное в КОИБы специальное программное обеспечение имеет один серийный номер 1378 на всю партию. Для эксплуатации КОИБ назначаются 2 оператора из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Они проходят курс обучения (в пределах 8-часов) и получают сертификат об обучении.

Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона о ГАС "Выборы" на обеспечение надежности информации направлен принцип сочетания централизации и децентрализации в управлении процессами использования и эксплуатации ГАС "Выборы".

Из пояснений председателя территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск Орловой Л.И. следует, что в момент выдачи КОИБ со склада, все комплекты эксплуатационной документации содержали данный сертификат соответствия № 1378, в связи с чем, избирательная комиссия по двухмандатному избирательному округу № 6 10.10.2010 года, формируя протокол об итогах голосования использовала достоверные данные, взятые с программного обеспечения и сертифицированного в установленном законом порядке. Подлинник сертификата соответствия № 1378 при проведении выборов был у представителей ООО «Салют», которые привезли с собой все необходимые документы на КОИБы. Подлинник сертификата был представлен, показан представителями ООО «Салют» и его копия выдана всем желающим.

Сертификат соответствия № 1378 по требованиям безопасности информации на КОИБ-2003, выданный ФСТЭК России, внесен в Государственный реестр сертифицированных средств защиты информации 25.04.2007г. (сайт ФСТЭК России www.fstec) со сроком действия сертификата до 25.04.2013г.

Таким образом, довод заявителя Осипова А.Е. о том, что в момент проведения выборов срок действия сертификата соответствия № 1378 был пропущен не нашел своего подтверждения.

Кроме того, довод заявителя о том, что сертификат соответствия со сроком действия до 25 апреля 2010 года и продленный сертификат соответствия со сроком действия до 25 апреля 2013 года имеют разное программное обеспечение, что повлекло неправильный подсчет голосов, судом не принимается.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2003 № 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" основным принципом использования, эксплуатации и развития ГАС "Выборы", является применение только лицензионных программных средств общего назначения, сертифицированных специализированных программно-технических средств и средств связи ГАС "Выборы".

Согласно представленной копии сертификата соответствия № 1378 со сроком действия до 25 апреля 2010 года и копии продленного сертификата соответствия до 25 апреля 2013 года данный документ выдан на основании результатов сертификационных испытаний, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией, технического заключения, экспертного заключения и результатов инспекционного контроля, проведенного испытательной лабораторией.

Сомнения заявителя Осипова А.Е. о вмешательстве в программное обеспечение КОИБа, находящегося на избирательном участке № 241 двухмандатного избирательного округа № 6 не может повлечь отмену итогов голосования на данном участке по следующим основаниям.

Задачами обеспечения безопасности информации на комплексе средств автоматизации ГАС "Выборы" являются: контроль доступа к работе на компьютерах; защита операционной системы и программы от случайного или преднамеренного повреждения пользователями; обеспечение контроля над целостностью программ, исключение возможности их подмены; запрет установки любых дополнительных программ; обеспечение протоколирования всех действий пользователей системы.

Кроме того, и КОИБ функционирующий под управлением установленной операционной системы Linux Suse 9.2 с установленной средой mono 1.1.13.6., указанной в копии сертификата соответствия № 1378 со сроком действия до 25 апреля 2010 года, и КОИБ функционирующий под управлением установленной операционной системой Linux Suse 9.2 с установленной средой mono 1.9.1., указанной в копии продленного сертификата соответствия до 25 апреля 2013 года, соответствуют требованиям руководящего документа «Защита от несанкционированного доступа к информации» и является сканирующим, считывающим устройством, а не программным обеспечением.

Неправомерное вмешательство или попытка вмешательства в работу ГАС "Выборы" членами избирательных комиссий, комиссий референдума, работниками аппаратов избирательных комиссий, комиссий референдума, в том числе работниками информационных центров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, другими работниками, принимающими участие в технологических процессах обработки информации, содержащейся в ГАС "Выборы", и имеющими право доступа к информационным ресурсам ГАС "Выборы", иными лицами, согласно ст. 24 Федерального закона о ГАС "Выборы", влечет дисциплинарную, административную, уголовную или материальную ответственность.

Лица, имеющие право доступа к информационным ресурсам ГАС "Выборы", в том числе к персональным данным, получающие и использующие их, несут ответственность в соответствии с федеральными законами за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

Из пояснений представителя избирательной комиссии Томской области Чудинова В.И. следует, что изделия «Комплекс обработки избирательных бюллетеней «(КОИБ-2003) поступили в Томскую область 13-14 сентября 2010г. КОИБ сертифицирован Госстандартом России (сертификат соответствия) и Министерством здравоохранения РФ (гигиенический сертификат), замена специального программного обеспечения изделия «Комплекс обработки избирательных бюллетеней» в период подготовки и проведения выборов в г. Томске, Томской области, не производилась.

Из пояснений председателя территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск Томской области Орловой Л.И. следует, что накануне выборов, 09.10.2010 года в вечернее время и 10.10.2010 года с 07 до 08 часов проводилось предварительное тестирование КОИБ, на котором могли присутствовать все без исключения желающие кандидаты, а также их представители. Возможность ознакомиться с результатами тестирования, также была у каждого кандидата. После тестирования КОИБ подлежал пломбированию, в присутствии 14 человек. При подготовке итоговых протоколов, при гашении неиспользованных бюллетеней и бюллетеней, использованных на тестировании и тренировке, подготовке решения комиссии об итогах голосования, жалоб от кандидатов и их представителей, а также членов избирательной комиссии № 241 не поступило.

В судебном заседании установлено, что жалоб на работу КОИБ ни в избирательную комиссию № 241, ни самому избиркому не поступало.

Данное обстоятельство подтверждается копией протокола избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 241, представленного председателем территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск, а также не оспаривается заявителем.

Из пояснений заявителя Осипова А.Е. в судебном заседании следует, что он присутствовал на презентации КОИБ, организованной избирательной комиссией ЗАТО Северск, и знал, что на избирательном участке № 241 двухмандатного округа № 6 подсчет голосов избирателей будет производиться с помощью КОИБ.

Однако, обстоятельство того, что вопросов представителям фирмы ОАО «Салют», а также системным администраторам, обеспечивающим эксплуатацию комплекса средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии, относительно комплектации, принципа работы КОИБ, Осипов А.Е. не задавал, заявителем не оспаривается.

Кроме того, заявителем не оспаривался тот факт, что на тестировании КОИБ, которое проводилось избирательной комиссией 09 – 10 октября 2010 года, а также при подготовке итоговых протоколов, при гашении неиспользованных бюллетеней и бюллетеней, использованных на тестировании и тренировке, он не присутствовал, предварительным решением комиссии об итогах голосования не интересовался.

Заверенную копию протокола об итогах голосования Осипов А.Е. не получил.

Вместе с тем, в соответствии с Инструкцией о порядке использования комплексов обработки избирательных бюллетеней на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации", утвержденной Постановлением Центризбиркома РФ от 25.09.2007 № 31/218-5, в случае если не была проведена или проведена не полностью процедура тестирования КОИБ в день голосования; если было отказано в возможности наблюдения за процедурой тестирования КОИБ; в ходе голосования и при подготовке протокола об итогах голосования происходили неоднократные отказы КОИБ; сумма показаний счетчиков опущенных бюллетеней на информационных табло всех КОИБ отличается от количества выданных бюллетеней по всем уровням выборов в большую сторону; если КОИБ не был опечатан, либо печати повреждены; если КОИБ не был переведен из режима тестирования в режим голосования "Стационарный" либо из режима голосования "Стационарный" в режим голосования "Переносной"; если данные, содержащиеся в распечатке результатов голосования, не соответствуют данным, содержащимся в распечатке протокола об итогах голосования; и других случаях, участковая комиссия, использовавшая КОИБ, при наличии поступления жалобы (заявления) от лица, присутствующего при подсчете голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования КОИБ (ручной подсчет).

Учитывая, что до закрытия выборов Осипов А.Е. не выразил сомнения в работе КОИБ, что подтверждается отсутствием заявления, жалобы с его стороны, суд приходит к выводу о том, что последовательность действий заявителя в период подготовки и проведения выборов, свидетельствовали о его доверии к комплексу средств автоматизации и отсутствии сомнений в его работе.

Ссылка заявителя на несоответствие данных, содержащихся в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 241, выданного кандидату в депутаты Т. и данных, содержащихся в копии протокола избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 241, представленной председателем территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск Орловой Л.И., не может повлечь отмену результатов голосования на избирательном участке № 241 двухмандатного избирательного округа № 6 по выборам в Думу ЗАТО Северск второго созыва 10 октября 2010 года.

В соответствии с Инструкцией о порядке использования комплексов обработки избирательных бюллетеней на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, перед подписанием протокола об итогах голосования проводится проверка контрольных (логических) соотношений в установленном порядке. Операторы КОИБ получают у председателя участковой комиссии данные строк протокола участковой комиссии, которые не могут быть подсчитаны КОИБ автоматически - число полученных участковой комиссией бюллетеней; число погашенных бюллетеней; число утраченных бюллетеней.

Учитывая, что в день голосования 10 октября 2010 года, число утраченных бюллетеней на избирательном участке № 241 двухмандатного избирательного округа № 6 избирательной комиссией не зафиксировано, что подтверждается отсутствием акта, то сведения, указанные в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 241, выданного кандидату в депутаты Т., нельзя признать достоверными.

Кроме того, число утраченных бюллетеней не влияет на результаты голосования, поскольку не могут быть отданы в пользу того, или иного кандидата в депутаты.

Одновременно суд соглашается с доводом председателя территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск Орловой Л.И., относительно того, что представленный протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 241, выданного кандидату в депутаты Т. не соответствует требованиям Инструкции о порядке использования комплексов обработки избирательных бюллетеней на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, в связи с чем не может рассматриваться в качестве допустимого доказательства по делу.

Учитывая, что при проведения выборов депутатов Думы ЗАТО Северск второго созыва 10 октября 2010 года нарушений действующего законодательства территориальной избирательной комиссией ЗАТО Северск Томской области не допущено, у суда не имеется оснований полагать, что избирательной комиссией по двухмандатному округу № 6, при формировании протокола об итогах голосования были использованы недостоверные данные, нарушающие права Осипова А.Е.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Осипова А.Е. о признании недействительным итоги голосования на избирательном участке № 241 двухмандатного избирательного округа № 6 по выборам в Думу ЗАТО Северск второго созыва 10 октября 2010 года.

Вследствие отказа в удовлетворении вышеуказанного требования, на Территориальную избирательную комиссию ЗАТО Северск Томской области не может быть возложена обязанность провести ручной подсчет голосов на избирательном участке № 241 двухмандатного избирательного округа № 6 по выборам в Думу ЗАТО Северск второго созыва 10 октября 2010 года, в ввиду отсутствия правовых оснований для ручного подсчета голосов, установленных Законом Томской области № 29-ОЗ от 14 февраля 2005года «О муниципальных выборах в Томской области».

Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Осипова А.Е. о признании недействительным итогов голосования на избирательном участке № 241 двухмандатного избирательного округа № 6 по выборам в Думу ЗАТО Северск второго созыва 10 октября 2010 года и возложении на Территориальную избирательную комиссию ЗАТО Северск Томской области обязанность провести ручной подсчет голосов на избирательном участке № 241 двухмандатного избирательного округа № 6 по выборам в Думу ЗАТО Северск второго созыва 10 октября 2010 года, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Северский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: В.В. Уварова