Решение вступило в законную силу 22.03.11



Дело № 2-234-11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 февраля 2011 г.

Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Глумовой Т.А.,

с участием истца Бушуева Е.С., представителя истца Куренкова О.С., представителя ответчика Администрации ЗАТО Северск Васильевой И.В.,

при секретаре Дмитренко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску Бушуева Е.С., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего А., к Администрации ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным постановления Главы Администрации ЗАТО Северск №** от 11.03.2009 о снятия с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности восстановить на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении в списке на участие в программе «Поддержки молодых семей ЗАТО Северск в решении жилищной проблемы на 2007-2010 годы», признании решения жилищной комиссии о снятии с учета по программе обеспечения жильем молодых семей незаконным,

у с т а н о в и л :

Бушуев Е.С., действующий также в интересах несовершеннолетнего А., с учетом уточнения исковых требований, обратился в суд с указанным иском к Администрации ЗАТО Северск Томской области, ссылаясь на то, что уведомлением отдела по делам молодежи Администрации ЗАТО Северск ему, а также его несовершеннолетнему сыну А. было сообщено, что его семья признана участницей программы «Поддержки молодых семей ЗАТО Северск в решении жилищной проблемы на 2007-2010 гг.» в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2002-2010 гг. Семья истца принята на учет по программе обеспечения жильем молодых семей 20.03.2007 по постановлению Главы Администрации ЗАТО Северск от 18.04.2007 № 788 «О принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях». Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск № 2908 от 21.10.2010 его семья была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. В соответствии с п.п.2 п. 5 протокола заседания жилищной комиссии Администрации ЗАТО Северск № 19 от 13.10.2010 семья была снята с учета по программе обеспечения жильем молодых семей. Постановление было мотивировано тем, что были утрачены основания, которые давали право на получение жилого помещения по договору социального найма. С постановлением и решением комиссии не согласен. Изменение жилищных условий в связи с приобретением в собственность квартиры по адресу: г. С., ул. Л., д.**, кв.**, по договору купли-продажи от 07.03.2008 было осуществлено в общем порядке, т.е. без использования свидетельства участника Программы и бюджетных средств. Факт продажи указанной квартиры по договору купли-продажи от 17.04.2008 юридического значения в данном случае не имеет. Просил суд: признать постановление Главы Администрации ЗАТО Северск № ** от 21.10.2010 о снятии его семьи с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным; возложить на Главу Администрации ЗАТО Северск обязанность принять решение о восстановлении его семьи на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и восстановлении в списке на участие в программе «Поддержка молодых семей ЗАТО Северск в решении жилищной проблемы на 2007-2010 годы» в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.; признать п.п. 2 п. 5 решения жилищной комиссии Администрации ЗАТО Северск № 19 от 13.10.2010 о снятии его семьи с учета по программе обеспечения жильем молодых семей незаконным.

В судебном заседании истец Бушуев Е.С. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что *** квартира по адресу: г. С., ул. Л., д.**, кв.**, была приобретена без денежных средств Администрации, поэтому нет основания для снятия его с учета. Договор социального найма на иное жилое помещение с ним также не заключался. Когда его знакомили с программой, ему разъяснили, что он может приобрести квартиру, а затем использовать свидетельство на получение социальной выплаты. Он поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 20.03.2007. Состав семьи – он и его сын. Он считает, что ни К., ни ее старшая дочь не являются членами его семьи. Общего хозяйства они не ведут. У Администрации ЗАТО Северск не было оснований снимать его семью с учета, поскольку такое право было бы у Администрации лишь в том случае, если бы на октябрь 2010г. у него в собственности была квартира по ул.Л., **-**, приобретенная с привлечением бюджетных средств, выделенных по программе. Его сняли с учета незаконно, так как на сегодняшний день у меня нет квартиры по ул.Л., **-**. Также у него в собственности нет какого-либо жилья. Квартира по ул. С., д.**, кв. ** принадлежит матери его сожительницы. Квартира по ул. Л., д. **, кв. ** была приобретена им за счет собственных сбережений, кредитных средств и заемных средства от физических лиц. После приобретения данной квартиры он обратился в комитет молодежной и семейной политики, но ему сообщили, что денег на 2008г. для его семьи нет. Он сообщил об этом своим кредиторам, и ему предложили вернуть деньги, поэтому он вынужден был продать квартиру.

Представитель ответчика Администрации ЗАТО Северск Васильева И.В., действующая на основании доверенности № ** от 28.12.2010 (л.д.19), исковые требования не признала. Представила письменный отзыв, из которого следует, что семья Бушуева Е.С. была принята на учет нуждающихся в жилом помещении 20.03.2007. Документом подтверждающим признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий является справка УЖКХ ТиС Администрации ЗАТО Северск. В сентябре 2010 Бушуев Е.С. обратился в УЖКХ ТиС, ведущий жилищный учет, за указанной справкой. После чего Управлением сделаны запросы в Северский отдел УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области. Из представленных сведений следовало, что в собственности Бушуева Е.С. находилось: 1/5 доли в праве собственности на квартиру по адресу: г.С., пр.К., **-** площадью ** кв.м; и квартира по адресу: г.С., ул.Л., **-** площадью ** кв.м., т.е. общая площадь имеющегося жилья на каждого члена семьи составляет 37,7 кв.м (15,1+60,3=75,4:2=37,7). Подобный уровень жилищной обеспеченности является основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях. Сроки принятия решения и направления решения гражданам соблюдены (л.д.57-61). Дополнительно пояснила, что в 2007 году семья истца обоснованно была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. В октябре 2010 года Администрация ЗАТО Северск установила, что семья Бушуевых подлежит снятию с учета, поскольку в 2008 г. в собственности у Бушуева Е.С. имелась квартира площадью ** кв.м. по ул.Л., **-**, а также имелась 1/5 доли в квартире по пр.К., **-**. Эти сведения явились основанием для снятия Бушуевых с учета.

Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения истца Бушуева Е.С., его представителя Куренкова О.С., представителя ответчика Администрации ЗАТО Северск Томской области Васильевой И.В., полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствием с п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 (ред. от 27.01.2009) под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно п. 1 раздела 5 программы «Поддержка молодых семей ЗАТО Северск в решении жилищной проблемы на 2007-2010г. в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 г.» и областной целевой программы «Предоставление молодым семьям государственной поддержки на приобретение (строительство) жилья на территории Томской области на 2006-2010 г., утвержденной решением Думы городского округа ЗАТО Северск Томской области № 23/30 от 23.11.2006, участниками программы могут быть молодые семьи, имеющие детей и не имеющие детей, постоянно проживающие на территории ЗАТО Северск, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и 1 и более детей, признанные в установленном действующим законодательстве порядке участниками II этапа федеральной подпрограммы и областной программы, соответствующие следующим условиям: признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством РФ.

Решением Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 09.06.2005 № 73/7 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норм для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет для улучшения жилищных условий 12 квадратных метров общей площади на одного человека.

В соответствии со свидетельством о рождении **** А. родился **.**.****, в качестве отца указан Бушуев Е.С. (л.д. 29).

Как установлено в судебном заседании, 20.03.2007 Бушуев Е.С. обратился в Администрацию ЗАТО Северск с заявлением о признании его и его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. в составе Бушуева Е.С., А., **.**.**** г. рождения (л.д. 31).

18.04.2007 в целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, Бушуев Е.С., А., ** г. рождения, приняты на учет и включены в списки нуждающихся в жилых помещениях с 20.03.2007, что подтверждается постановлением Главы Администрации № 788 от 18.04.2007 (л.д. 33).

Как следует из уведомления от 14.06.2007 семья Бушуева Е.С. была признана участницей программы «Поддержка молодых семей ЗАТО Северск в решении жилищной проблемы на 2007-2010 г.» в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. (л.д. 8).

Согласно постановлению Главы Администрации ЗАТО Северск № ** от 21.10.2010 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с утратой оснований, которые давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, семья в составе Бушуева Е.С., ** г.рождения, А., ** г. рождения, принятая на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 18.04.2007 № 788 «О принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях», снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 7).

Как следует из протокола заседания жилищной комиссии (выписки) от 13.10.2010 Бушуев Е.С. и А. сняты с учета, поскольку «имел в собственности жилье, продал его в 2008 г.» (л.д. 27).

О наличии данного основания для снятия семьи истца с учета подтвердила в судебном заседании представитель ответчика Васильева И.В. Кроме того представителем ответчика не оспаривался состав семьи истица, а именно Бушуев Е.С. и А.

Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Согласно п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане подлежат снятию с учета в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с ч.2 указанной статьи решение о снятии с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решения которого такие граждане были приняты на учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основание принятия таких решений.

Как установлено в судебном заседании, 07.03.2008 Бушуев Е.С. приобрел в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: г. С., ул. Л., д.**, кв.**; а 17.04.2008 продал указанную квартиру. Данные обстоятельства подтверждаются договором купли-продажи от 17.03.2008 (л.д. 52), договором купли-продажи от 17.04.2008 (л.д. 53), кредитным договором от 09.01.2008 (л.д. 54), выпиской из ЕГРП от 21.09.2010(л.д.35).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.09.2010 в собственности Бушуева Е.С. с 11.01.2006 по 06.03.2007 находилась 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: г.С., пр.К., д. **, кв. ** (л.д. 35).

Анализ норм Главы 7 ЖК РФ позволяет сделать вывод, что само по себе наличие основания, при котором гражданин снимается с учета, автоматически не прекращает учетное правоотношение. Помимо соответствующего основания необходимо решение компетентного органа о снятии гражданина с учета.

Судом установлено, что с 20.03.2007 семья Бушуева Е.С. обоснованно была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении и до 21.10.2010 состояла на указанном учете, с учета снята не была.

На дату принятия Постановления Главы Администрации ЗАТО Северск № ** от 21.10.2010 семья Бушуевых являлась нуждающейся, поскольку ни Бушуев Е.С., ни А. не являлись нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченны общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы

Таким образом, суд приходит к выводу, что основания, по которым семья Бушуевых была поставлена на учет с 20.03.2007 – нуждаемость в жилом помещении, на момент принятия оспариваемого Постановления Главы Администрации ЗАТО Северск также сохранялись, следовательно, семья Бушуевых должна быть восстановлена на учет нуждающихся в жилом помещении.

В связи с изложенным, постановление Главы Администрации ЗАТО Северск № ** от 21.10.2010 о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении семьи Бушуева Е.С. было принято незаконно и считает необходимым признать указанное постановлением незаконным, возложить на Администрацию ЗАТО Северск Томской области обязанность восстановить семью Бушуева Е.С. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещения, с 20.03.2007.

Требования Бушуева Е.С. о признании п.п. 2 п. 5 решения жилищной комиссии Администрации ЗАТО Северск № 19 от 13.10.2010 о снятии его семьи с учета по программе обеспечения жильем молодых семей незаконным не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.17 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 орган местного самоуправления принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

В соответствии с пунктами 10, 13, 15 программы «Поддержка молодых семей ЗАТО Северск в решении жилищной проблемы на 2007-2010г. в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 г.» и областной целевой программы «Предоставление молодым семьям государственной поддержки на приобретение (строительство) жилья на территории Томской области на 2006-2010 г., утвержденной решением Думы городского округа ЗАТО Северск Томской области № 23/30 от 23.11.2006 принятие решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником программы, формирование списков молодых семей – участников программы, исключение молодых семей из данных списков возложено на Комитет молодежной и семейной политики администрации ЗАТО Северск.

Таким образом, решение жилищной комиссии Администрации ЗАТО Северск № 19 от 13.10.2010 о снятии семьи Бушуева Е.С. с учета по программе обеспечения жильем молодых семей, вынесено органом, не наделенным полномочиями на принятие подобного решения, а следовательно не влечет для лица каких-либо негативных последствий, связанных с его принятием.

Требование Бушуева Е.С. о возложении на Главу Администрации ЗАТО Северск обязанности принять решение о восстановлении семьи заявителя в списке на участие в подпрограмме «Поддержка молодых семей ЗАТО Северск в решении жилищной проблемы на 2007-2010 годы» в рамках реализации подпрограммы «Жилище» на 2002-2010 годы также не подлежит удовлетворению, в связи с тем, что семья истца из указанных списков не исключена.

Данный факт подтверждается списком молодых семей-участников подпрограммы «Поддержка молодых семей ЗАТО Северск в решении жилищной проблемы на 2007-2010 годы» в рамках реализации подпрограммы «Жилище» на 2002-2010 годы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2011 году по городскому округу ЗАТО Северск (по состоянию на 01.07.2010). Данный список составлен специалистами Администрации ЗАТО Северск и утвержден Главой Администрации ЗАТО Северск 12.08.2010.

Действия со списком семей-участников орган местного самоуправления совершает однократно до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285).

Таким образом, в настоящее время Администрация ЗАТО Северск не совершала никаких действий в отношении семьи Бушуева Е.С., состоящей в списке семей - участников программы на 2011 год, в связи с этим требование Бушуева Е.С. о возложении обязанности о восстановлении в указанном списке не может быть удовлетворено.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу Бушуева Е.С. понесенные им расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в размере 200 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Бушуева Е.С., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего А., удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление Главы Администрации ЗАТО Северск № ** от 21.10.2010 о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении семьи Бушуева Е.С.

Возложить на Администрацию ЗАТО Северск Томской области обязанность восстановить семью Бушуева Е.С. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с 20.03.2007.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Бушуева Е.С., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего А., - отказать.

Взыскать с Администрации ЗАТО Северск в пользу Бушуева Е.С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области в течение 10 дней.

Председательствующий Т.А. Глумова