Решение на момент размещения на сайте не вступило в законную силу



Дело № 2-316-11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

02 марта 2011 г.

Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Глумовой Т.А.,

с участием прокурора Дамаскиной Ю.В.,

при секретаре Дмитренко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района г.Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Ананьеву В.М. о возложении обязанности разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также разработать паспорта опасных отходов,

у с т а н о в и л :

Прокурор Кировского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с учетом уточненных исковых требований, обратился в суд с указанным иском к индивидуальному предпринимателю Ананьеву В.М., ссылаясь на то, что прокуратурой Кировского района г.Томска совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности дерево­обрабатывающих предприятий в пос. Т. г.Т. Установлено, что индивидуальный предприниматель Ананьев В.М. имеет производственную площадку по адресу: г.Т., пос. Т., мкр.Ю., участок **, на которой осуществляется предпринимательская деятельность по обработке древесины. Деятельность предприятия связана с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. Источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на данном предприятии являются: 1 станок бревнопильный «**», станок ленточный пилорамный (в ремонте), циркулярная пила без марки (в ремонте), рейсмус. Печное отопление на дровах (используется при работе). Вместе с тем, указанным предприятием в нарушение вышеуказанных требований закона не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов, не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Проверкой также установлено, что деятельность индивидуального предпринимателя Ананьева В.М. связана с образованием отходов производства и потребления. В результате проверки установлено, что, несмотря на осуществление деятельности, связанной с обращением с отходами производства и потребления, предприятием не ведется учет образования отходов производства и потребления, не разработаны паспорта опасных отходов. Просил суд: обязать индивидуального предпринимателя Ананьева В.М. разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов, вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также разработать паспорта опасных отходов в срок до 01.06.2011.

В судебном заседании прокурор Дамаскина Ю.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что вероятно, что в ходе проверки ответчик не представил Прокурору паспорт опасных отходов, поэтому были заявлены требования о разработке паспорта опасных отходов.

Ответчик ИП Ананьев В.М. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения прокурора Дамаскиной Ю.В., полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно п. 2 ст. 12 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране атмосферного воздуха" технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (п. 3 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").

В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 1 ст. 30 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно п. 1 ст. 23 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Согласно п. 2 ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (п. 3 ФЗ "Об отходах производства и потребления").

В соответствии с п. 3 ст. 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Как следует и з п. 1 ст. 19 "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Кировского района г.Томска совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности дерево­обрабатывающих предприятий в пос.Т. г.Т., что подтверждается заявлением Центра экологической и общественной безопасности г. Томска от 03.10.2010 (л.д. 6-7), требованием от 15.11.2010 (л.д. 8), требованием от 12.11.2010 (л.д. 9).

Согласно регистрационным данным, Ананьев В.М. с 03.03.2005 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.14-16).

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 25.05.2007 в общей долевой собственности Ананьева В.М. доля в праве 1/2 находится земельный участок, расположенный по адресу: Т. область, г.Т., с. Т., мкр. Ю., участок ** (установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка) (л.д. 17).

В соответствием с актом проверки от 19.11.2010 помощником прокурора Кировского района Ульяновым А.Ю., с участием представителей Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Ч., М., Управления Роспотребнадзора по Томской области П. проведена проверка деревообрабатывающего предприятия, расположенного по адресу: г. Т., пос. Т., мкр.Ю., участок **. Проверкой установлено, что деятельность по эксплуатации предприятия осуществляется индивидуальным предпринимателем Ананьевым В.М. В ходе проверки выявлены нарушения природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха, допущенные в процессе деятельности предприятия: не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух; отсутствует специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; не разработаны паспорта опасных отходов (л.д. 10).

Как следует из объяснения Ананьева В.М. от 24.11.2010, полученному помощником прокурора Кировского района г.Томска, деятельностью по переработке древесины занимается с 2007 года. В его собственности имеется производственная база по адресу: г.Т., пос.Т., мкр. Ю., участок **. Древесина закупается им по доверенности от имени физических лиц по договорам купли-продажи лесных насаждений, с которыми он рассчитываюсь пиломатериалом, часть пиломатериала остается у него для собственных нужд. Из работающего оборудования: 1 станок - бревнопильный «**» (средняя время работы станка 3 часа в день), неработающих станка два: ленточный пилорамный без марки, циркулярная пила без марки, рейсмус. Имеется печное отопление на дровах, используется при работе. Договор со специализированной организации на вывоз отходов производства и потребления ими не заключался, древесные отходы и иной мусор вывозятся ими в частном порядке. Проект санитарно-защитной зоны не разработан. Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду ими не производятся (л.д. 13).

В соответствии с пояснениями государственного инспектора Томской области по охране природы Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Ч., М., инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии отсутствует, проект нормативов предельно допустимых выбросов отсутствует, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствует (л.д. 23).

Осуществление Ананьевым В.М. предпринимательской деятельности по обработке древесины подтверждается также договором купли-продажи лесных насаждений от 22.11.2010 (л.д. 18-19), актом передачи лесных насаждений от 02.11.2010 (л.д. 20), договором купли-продажи лесных насаждений от 02.11.2010 (л.д. 21-22).

Ответчиком Ананьевым В.М. суду были представлены следующие документы:

- свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, выданного на отход 912004 00 01 00 4 Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (л.д. 26);

- исходные сведения об отходе мусоре от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (л.д. 27);

- паспорт опасного отхода, составленного на отход 9120040001004 мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (л.д. 28).

Таким образом, исковые требования о возложении на ответчика обязанности разработать паспорта опасных отходов не подлежат удовлетворению, поскольку указанный документ имеется у ответчика.

Иных доказательств, опровергающих доводы прокурора, ответчиком Ананьевым В.М. суду не представлено.

Оценив изложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что индивидуальный предприниматель Ананьев В.М. осуществляет предпринимательскую деятельность по обработке древесины без проекта нормативов предельно допустимых выбросов, вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Таким образом, исковые требования Прокурора Кировского района г.Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в части возложения на индивидуального предпринимателя Ананьева В.М. обязанности разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух до 01.06.2011.

Учитывая, что прокурор в соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исковым заявлением, суд в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 ч. 1 п. 3, 14 НК РФ считает необходимым взыскать с ответчика в бюджет муниципального образования ЗАТО Северск государственную пошлину в размере 4 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Прокурора Кировского района г.Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Возложить на индивидуального предпринимателя Ананьева В.М. обязанность разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух до 01.06.2011.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Ананьева В.М. в бюджет муниципального образования ЗАТО Северск Томской области государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Северский городской суд.

Председательствующий Т.А. Глумова