№ 2-510-11 Решение вступило в законную силу 06.05.11



Дело № 2-510-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2011г.

Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Уваровой В.В.,

при секретаре Соловьевой Т.А.,

с участием истца Афонина В.В., представителя третьего лица на стороне истца помощника командира войсковой части 3478 по правовой работе – начальника юридической службы Федорова А.А., действующего на основании доверенности от 18 января 2011 года № **, представителя ответчика Администрации ЗАТО Северск Томской области Григорьевой Е.В., действующей на основании доверенности № ** от 01 декабря 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Афонина В.В., Афонина С.В. к Администрации ЗАТО Северск о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма,

у с т а н о в и л:

Афонин В.В., Афонин С.В. обратились в суд с иском к Администрации ЗАТО Северск Томской области о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма, указывая что Афонин В.В. является военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходит службу в войсковой части № 3478 в г. Северске. Решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части № 3478 от 20 декабря 2010 года Афонину В.В. на состав семьи из ** человек, с учетом сына была распределена *** квартира, расположенная по адресу: г. С., ул. Л., д.**, кв.** освободившаяся после убытия военнослужащего указанной войсковой части Ч. на новое место жительства. В январе 2011 года Афонин В.В. обратился в Администрацию ЗАТО Северск с заявлением о заключении с ним договора социального найма спорного жилого помещения. 21.01.2011 ответчик ответил отказом, в связи с отсутствием правовых оснований заключения с Афониным В.В. договора социального найма жилого помещения. Считает отказ Администрации ЗАТО Северск о заключении с ним договора социального найма жилого помещения – *** квартиры, расположенной по адресу: г. С., ул. Л., д.**, кв.** неправомерным и нарушающим его право на жилище (предоставление жилого помещения по договору социального найма). Ссылаясь на п. 1, п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», п.п 5, 10, п.2 ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», просит признать за ним – Афониным В.В., его сыном Афониным С.В. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. С., ул. Л., д.**, кв.** на условиях социального найма, обязать Администрацию ЗАТО Северск заключить с ним – Афониным В.В. договор социального найма указанного жилого помещения.

В судебном заседании истец Афонин В.В. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, суду пояснил, что Администрация ЗАТО Северск должна предоставить ему квартиру, так как по-прежнему месту службы в г. Ю. он сдал имевшееся жилое помещение в связи с переводом на службу в г. С. Прибыв в г. С., он встал в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Освободившаяся квартира, расположенная по адресу: г. С., ул. Л., д.**, кв.**, была выделена ему и его семье как военнослужащему, учитывая особые условия службы. В очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий имеет номер **. Обратившись в Администрацию 10.11.2000, был поставлен на учет не как военнослужащий, а как участник боевых действий. Его право на внеочередное получение жилья обусловлено наличием статуса военнослужащего.

Истец Афонин С.В. в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица на стороне истца помощник командира войсковой части 3478 по правовой работе – начальника юридической службы Федоров А.А., действующий на основании доверенности от 18 января 2011 года № **, в судебном заседании исковые требования Афонина В.В., Афонина С.В. поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Суду пояснил, что в 1992 году у «***» и восковой части имелась единая очередь для предоставления нуждающимся жилья, которое выделялось через Администрацию ЗАТО Северск. Таким образом, квартира **, расположенная по адресу: г. С., ул. Л., д. **, была выделена военнослужащему Ч., который в настоящее время выехал из нее, поскольку ему была выделена новая квартира по ул. С. Во исполнение решения жилищно-бытовой комиссии войсковой части 3478 от 20.12.2010 № 51 данное жилое помещение было передано Афонину В.В. и членам его семьи. Однако при обращении Афонина В.В. в Администрацию для заключения договора социального найма, ему было в этом отказано в связи с отсутствием механизма предоставления жилья. Кроме того, представитель третьего лица Федоров А.А. суду пояснил, что на внеочередное получение квартиры Афонин В.В. имеет право, так как подошла очередь по войсковой части в улучшении жилищных условий. В настоящем случае ст. 57 Жилищного кодекса РФ не применяется. Для разрешения данного вопроса достаточно решения жилищно-бытовой комиссии войсковой части, так как не предусмотрено согласование, нет механизма. Спорная квартира имеет общую площадь 43,1 кв.м и соответствует составу семьи Афонина В.В.

Представитель ответчика Администрации ЗАТО Северск Томской области Григорьева Е.В., действующая на основании доверенности № ** от 01 декабря 2010 года, исковые требования не признала по основаниям изложенных в письменных пояснениях. Суду пояснила, что поскольку с введением 01.03.2005 в действие Жилищного кодекса РФ военнослужащие перестали относиться к категориям граждан, которым гарантируется предоставление жилых помещений по договору социального найма, за исключением лиц, ранее принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящее время Афонин В.В. имеет очередность в улучшении жилищных условий за № **. Квартиру Афонин В.В. может получить в декабре 2012 года, которую в дальнейшем сможет приватизировать. Решение войсковой части 3478 не является основанием для заключения договора социального найма квартиры, расположенной по ул. Л., д. **, кв. **. Отказ Администрации ЗАТО Северск является обоснованным, требования Афонина В.В. удовлетворению не подлежат.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца, третьего лица, представителя ответчика, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, и членов их семей является функцией государства и предусматривает: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Афонин В.В. проходит службу в войсковой части № 3478 г. Северска и состоит в указанной войсковой части на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела: справкой временного исполняющего обязанности начальника штаба войсковой части 3478 Б. от 03.02.2011 (л.д.27), п. 1.12. протокола № ** заседания жилищной комиссии войсковой части № 3478 от 16.11.2010 согласно которому потребность в жилой площади *** Афонина В.В. (состав семьи – ** человека, снимает жилье в поднаем) составляет ** кв. м. (л.д.30), рапортом Афонина В.В.(л.д.53).

Согласно справке временного исполняющего обязанности начальника штаба войсковой части 3478 Б. от 25.02.2011 в личном деле *** Афонина В.В. значится следующий состав семьи: сын Афонин С.В., **.**.**** года рождения (л.д.14).

В судебном заседании установлено, что по-прежнему месту службы в г. Ю. истец Афонин В.В. сдал имевшееся жилое помещение в связи с переводом на службу в г. С., что подтверждается справкой от 28 февраля 2001г. № ** начальника ** КЭЧ подполковника Х. (л.д.57), справкой от 09 сентября 1999 года начальника ** КЭЧ подполковника Х. (л.д.56).

Как усматривается из сообщения об отказе в предоставлении сведений из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.02.2010 № ** (л.д.54), от 16.02.2010 № ** (л.д.55), Афонин В.В., Афонин С.В. не имеют в собственности объектов недвижимого имущества.

Жилищной комиссией войсковой части № 3478 от 20 декабря 2010 года Афонину В.В. на состав семьи из двух человек, с учетом сына, была распределена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: гг. С., ул. Л., д.**, кв.**.

Данное обстоятельство подтверждается протоколом № ** заседания жилищной комиссии войсковой части № 3478 от 20.12.2010. (л.д. 7-13).

В судебном заседании установлено, что ранее нанимателем жилого помещения – *** квартиры № **, расположенной по адресу: г. С., ул. Л., д. ** являлся военнослужащий Ч. что подтверждается материалами дела: справкой временного исполняющего обязанности начальника штаба войсковой части 3478 Б. от 03.02.2011, согласно которой Ч. является военнослужащим войсковой части 3478 (л.д.28), типовым договором найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда в РСФСР от 17.12.1992 (л.д.23-26), ордером на жилое помещение № ** от 17.12.1999 (л.д.22).

В настоящее время военнослужащий Ч. выехал из указанного жилого помещения, поскольку жилищной комиссией войсковой части № 3478 от 16 ноября 2010 года на состав семьи из трех человек с учетом жены и двух детей, была распределена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: г. С., ул. С., д. **, кв. **.

Данное обстоятельство подтверждается типовым договором найма жилого помещения № **, согласно которому нанимателем жилого помещения – квартиры № **, расположенной по адресу: г. С., ул. С., д. ** является Ч., протоколом № ** заседания жилищной комиссии войсковой части № 3478 от 16.11.2010 (л.д.29-31).

В судебном заседании установлено, что в январе 2011 года Афонин В.В. обратился в Администрацию ЗАТО Северск с заявлением о заключении с ним договора социального найма жилого помещения – *** квартиры № **, расположенной по адресу: г. С., ул. Л., д. **.

Администрацией ЗАТО Северск Томской области в заключении с Афониным В.В. договора социального найма указанной квартиры было отказано.

Согласно письму Главы Администрации ЗАТО Северск И.Е. Волкова от 21.01.2011 № ** (л.д.15-16) квартира, расположенная по адресу: г. С., ул. Л., д.**, кв.** является муниципальной собственностью. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Военнослужащие не относятся к категории граждан, которым вне очереди предоставляются жилые помещения по договору социального найма. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, правовые основания для заключения с Афониным В.В. договора социального найма отсутствуют.

Данный отказ суд считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Положениями п.п. 32, 33, 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 80 от 15.02.2000, предусмотрено, что жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепленные за Министерством обороны, предоставляются военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий); распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). При этом в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей; аналогичная норма содержится и в п. 5 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих".

Данная правовая норма является императивной. За военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности к жилищному фонду муниципального образования.

Учитывая изложенное, а также обстоятельство того, что ранее спорное жилое помещение было предоставлено военнослужащему Ч., суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для предоставления спорного жилого помещения военнослужащему Афонину В.В.

При этом суд принял во внимание, что, несмотря на то, что спорное жилое помещение находится в собственности г. Северска, вопросы обеспечения военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, имеют общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами исполнительной власти соответствующего муниципального образования; законодатель предусмотрел такую форму обеспечения жильем военнослужащих как повторное заселение по правилам п. 5 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих".

При проверке наличия неопределенности в вопросе о соответствии Конституции РФ нормы п. 5 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" Конституционный Суд РФ в Определении от 25 декабря 2003 года N 453-О пришел к выводу об отсутствии такой неопределенности. При этом Конституционный Суд РФ отметил, что жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.

Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

Таким образом, несмотря на то, что спорная квартира является собственностью муниципального образования, имеются законные основания для ее предоставления истицам по делу.

Довод представителя ответчика Администрации ЗАТО Северск Томской области Григорьевой Е.В. о том, что с 01 января 2005г. военнослужащие перестали относится к тем категориям граждан, которым гарантируется предоставление жилых помещений по договору социального найма за исключением лиц, ранее принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, судом не принимается.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения. Кроме того, улучшение жилищных условий военнослужащего, состоящего на соответствующем учете в войсковой части, относится к компетенции этой войсковой части. В данном случае такой вопрос решен войсковой частью в соответствии с требованиями п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" путем предоставления Афонину В.В., Афонину С.В. жилого помещения, ранее занимаемого другим военнослужащим и освободившегося за его выездом на другое место жительства.

Таким образом, суд, с учетом всех вышеприведенных доказательств, считает исковые требования Афонина В.В., Афонина С.В. к Администрации ЗАТО Северск о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 98 ГК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Учитывая, что истцом при подаче в суд искового заявлении уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, что подтверждается квитанцией (л.д.3), суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Афонина В.В., Афонина С.В. удовлетворить.

Признать за Афониным В.В., Афониным С.В. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Т. область, г. С., ул. Л., д.**, кв.** на условиях социального найма.

Возложить на Администрацию ЗАТО Северск Томской области обязанность заключить с Афониным В.В. договор социального найма на квартиру, расположенную по адресу: Т. область, г. С., ул. Л., д.**, кв.**.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области в течение 10 дней.

Судья: В.В. Уварова