Дело № 2-470/2011
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 апреля 2011 г.
Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Небера Ю.А.,
при секретаре Полушиной Р.В.,
с участием прокурора Дамаскиной Ю.В., представителя ответчика ЗАО «Северскстекло» - Марисовой Т.С., действующей на основании доверенности от 10.01.2011 № **,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску прокурора ЗАТО г. Северск в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Северскстекло» о признании незаконным бездействия ЗАО «Северскстекло» по невыполнению установленной законом квоты для приема на работу инвалидов; возложении обязанности в срок до 01.07.2011 на ЗАО «Северскстекло» выделить или создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере 2 % к среднесписочной численности работников,
у с т а н о в и л :
Прокурор ЗАТО г. Северск Томской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ЗАО «Северскстекло» о признании незаконным бездействия ЗАО «Северскстекло» по невыполнению установленной законом квоты для приема на работу инвалидов; возложении обязанности в срок до 01.07.2011 на ЗАО «Северскстекло» выделить или создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере 2 % к среднесписочной численности работников, указывая со ссылкой на положения федерального законодательства РФ, регулирующего вопросы занятости инвалидов, что ЗАО «Северскстекло» не выполняет обязанность по выполнению установленной законом квоты для приёма на работу инвалидов. По состоянию на 01.02.2011 среднесписочная численность работников данной организации составила 284 человека. При обязательной квоте приёма на работу инвалидов – 6 человек, фактически ни один инвалид в организацию не трудоустроен.
В судебном заседании прокурор Дамаскина Ю.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ЗАО «Северскстекло» - Марисова Т.С., действующая на основании доверенности от 09.01.2011 № ** (л.д. 45), исковые требования не признала, просила за её пояснения в суде считать доводы, изложенные в отзыве (л.д. 41). Дополнительно пояснила, что ЗАО «Северскстекло» находится в пос. Самусь и добираться до организации проблематично. Административный отдел находится на третьем этаже, в здании отсутствуют лифты, следовательно, условий для работы инвалидов в организации нет. На данный момент свободных рабочих мест нет, ни один инвалид не обращался за трудоустройством.
Третье лицо ОГКУ «ЦЗН ЗАТО город Северск» надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось. Представитель Соколов С.А., действующий на основании доверенности от 03.02.2011 №** (л.д. 24), представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 52).
Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения прокурора Дамаскиной Ю.В., представителя ответчика Марисовой Т.С., приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В силу положений ст. 21-1 Закона Томской области от 10.09.2003 № 109-ОЗ (ред. от08.04.2011) «О социальной поддержке инвалидов в Томской области» (Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 28.08.2003 № 790) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников.
Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из ст. 13 Закона «О занятости населения в РФ», согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов. Согласно ч. 1 ст. 25 указанного нормативного правового акта, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на работодателей возлагаются обязанности: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Анализируя приведенные положения закона, суд приходит к выводу о том, что законодателем установлена обязанность работодателей создавать или выделять рабочие места для инвалидов независимо от организационной правовой формы организации, условий ее деятельности, финансового положения.
В рамках рассмотрения данного дела установлено, что установленная приведенными положениями закона обязанность ЗАО «Северскстекло» не выполняется, со стороны ответчика допущено бездействие в надлежащем решении данного вопроса, что является недопустимым нарушением с точки зрения приведенных выше положений закона.
Так, по результатам проведенной прокуратурой ЗАТО г. Северск проверкой установлено, что обязанность по выполнению установленной законом квоты ЗАО «Северскстекло» не выполнена. По состоянию на 01.02.211 среднесписочная численность работников данной организации составила 284 человека. При обязательной квоте приема на работу инвалидов – 6 человек, фактически ни один инвалид в организацию не трудоустроен.
21.02.2011 ЗАО «Северскстекло» представило в ОГКУ ЦЗН ЗАТО город Северск информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов за период с 01.01.2011 по 31.01.2011, что подтверждается уведомлением ГКУ «ЦЗН ЗАТО город Северск» от 21.02.2011 №**. Согласно представленной информации среднесписочная численность работников организации составляет 284 человека. В соответствии с установленным законодательством нормами на работу в данную организацию должно быть принято 6 инвалидов. Фактически данная квота организацией не выполняется. На момент окончания отчетного периода в ней не трудоустроено ни одного инвалида. Указанные данные также подтверждаются информацией о выполнении квоты для приема на работу инвалидов от 01.02.2011.
Как следует из объяснения генерального директора ЗАО «Северскстекло» Д. от 24.02.2011, 01.02.2011 ЗАО «Северскстекло» направило в ОГКУ «Центр занятости населения ЗАТО г.Северск» информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов для ЗАО «Северскстекло». По состоянию на 01.02.2011 в ЗАО «Северскстекло» инвалиды не трудоустроены. Квота не выполняется по следующим причинам: ЗАО «Северскстекло» - особо опасный производственный объект, в связи, с чем они не имеют возможности трудоустроить людей с отклонениями в здоровье в связи с напряжённым графиком и тяжелыми условиями труда.
Согласно штатному расписанию ЗАО «Северскстекло» от 01.04.2011 численность работников данной организации в настоящее время составляет 276 чел. При этом обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов ЗАО «Северскстекло» фактически не выполняется по тем же основаниям, что и установленным в ходе проведенной прокуратурой ЗАТО г. Северск проверкой. Данное обстоятельство следует из пояснений представителя ответчика, пояснившей, что ЗАО «Северскстекло» является предприятием, эксплуатирующем опасные производственные объекты. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о регистрации **, из которого следует, что ЗАО «Северский стекольный завод» зарегистрировано в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» как организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, а также лицензией № ** (КС) от 18.12.2006 на осуществление деятельности – эксплуатации взрывоопасных производственных объектов.
Установив указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела, суд считает, что их наличие не освобождает ответчика от выполнения установленной федеральным законом обязанности по выделению или созданию рабочих мест для инвалидов.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что ЗАО «Северский стекольный завод» имеет объективную возможность для выполнения указанной обязанности, поскольку располагает рабочими местами с условиями труда, не связанными непосредственно с основной производственной деятельностью. Указанное обстоятельство следует из пояснений представителя ответчика, а также подтверждается Уставом ЗАО «Северский стекольный завод» (п.1.2), штатным расписанием от 01.04.2011 из которого следует, что в ЗАО «Северский стекольный завод» имеются должности, которые не связаны непосредственно с основным производством (управление, бухгалтерия финансово-экономический отдел, отдел управления персоналом, хозяйственный отдел, транспортное управление, служба режима и сторожевой охраны и т.д.). Кроме того, из представленных ответчиком сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) от 20.04.2011 следует, что в ЗАО «Северский стекольный завод» требуется на постоянную основу контролер стекольного производства и данная должность может быть занята инвалидом по слуху.
Учитывая изложенное, принимая во внимание приведенные положения закона, а также положения Конституции РФ, определяющей социальную направленность политики государства, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждому человеку независимо от его рода занятий и деятельности, а также учитывая Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993, устанавливающие обязанность государства по поддержке инвалидов, которые должны получить возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости, как в сельской местности, так и в городских районах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора ЗАТО г. Северск в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора ЗАТО г. Северск в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Северскстекло» о признании незаконным бездействия ЗАО «Северскстекло» по невыполнению установленной законом квоты для приема на работу инвалидов; возложении обязанности в срок до 01.07.2011 на ЗАО «Северскстекло» выделить или создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере 2 % к среднесписочной численности работников удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ЗАО «Северскстекло» по невыполнению установленной законом квоты для приема на работу инвалидов.
Обязать ЗАО «Северскстекло» в срок до 01.07.2011 выделить или создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере 2% к среднесписочной численности работников.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Северский городской суд.
Судья Ю.А. Небера