№ 2-640-11 Решение на момент размещения на сайте не вступило в законную силу



Дело № 2-640-11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ЗАТО Северск

10 июня 2011 г.

Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Шерстабоевой Е.В.

с участием представителя истца Тонких А.Н., действующего на основании доверенности от 19.01.2011, представителя ответчика Тарханова Е.В., действующего на основании доверенности от 04.02.2011,

при секретаре Высотской О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску ИФНС России по г.Томску к Выходцеву Н.Ф. о взыскании земельного налога, пени по налогу,

установил:

Истец ИФНС России по г.Томску с учетом изменения исковых требований (л.д. 61), обратился в суд с указанным иском к ответчику Выходцеву Н.Ф., ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения, на основании ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Земельный налог на территории г.Томска введен Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования «город Томск», утвержденным Решением Думы г.Томска № 320 от 31.10.2006. Согласно сведениям органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленных в налоговый орган в соответствии с п.4 ст.85, п.4 ст. 391, п. 11 ст.396 НК РФ, Выходцев Н.Ф. является собственником (пользователем, владельцем) объектов, указанных в распечатке ПК ЭОД «Учет ФЛ» и, соответственно, налогоплательщиком земельного налога. Согласно п.3 ст. 396 НК РФ ИФНС России по г.Томску налогоплательщику проведено исчисление земельного налога, подлежащего уплате за 2009 г., по ставке 1,5% - 466698 руб. 03 коп. (п. 3 Положения), с учетом переплаты в размере 0.01 руб. сумма налога составила 466698 руб. 02 коп. На основании ст. 52, п. 4 ст. 397 НК РФ, п.5.3 Положения налогоплательщику направлено налоговое уведомление за 2009. В установленный срок земельный налог, исчисляемый по ставке 1,5% в размере 466698 руб. 02 коп. уплачен не был. В соответствии со ст.75 НК РФ за каждый календарный день просрочки уплаты земельного налога начислены пени в размере 5063 руб. 69 коп. На основании ст.69, 70 НК РФ направлено Требование № ** об уплате сумм налога и пени в срок до 01.07.2010. В установленный срок земельный налог в размере 466698.02 руб. и пени в размере 5063 руб. 69 коп. уплачены не были. ИФНС России по г.Томску было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании земельного налога и пени с Выходцева Н.Ф. 06.09.2010 мировым судьей судебного участка № 1 Северского судебного района Томской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Выходцева Н.Ф. в пользу соответствующего бюджета земельный налог и пени. Выходцевым Н.Ф. представлено заявление об отмене судебного приказа в связи с несогласием с его исполнением. 04.03.2011 мировой судья судебного участка № 1 Северского судебного района Томской области вынес определение об отмене судебного приказа. Согласно данным карточки расчета с бюджетом до настоящего времени земельный налог в размере 466698 руб. 02 коп. за 2009 г. и пени в размере 5063 руб. 69 коп. Выходцевым Н.Ф. уплачен не был. Следовательно, налоговый орган вправе направить исковое заявление о взыскании земельного налога и пени с Выходцева Н.Ф. в размере 471761 руб. 71 коп. в суд. В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Таким образом, ИФНС России по г. Томску могла обратиться с иском в суд до 01.01.2011. Мировой судья судебного участка № 1 Северского судебного района Томской области вынес определение об отмене судебного приказа 04.03.2011 - по истечении указанного срока, следовательно, на момент получения определения об отмене судебного приказа срок обращения в суд в исковом порядке был пропущен не по вине налогового органа. Определение об отмене судебного приказа от 04.03.2011 было получено инспекцией 15.03.2011. В соответствии со ст. 112 ГПК РФ, п. 2 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Просили восстановить срок подачи искового заявления, взыскать в пользу соответствующего бюджета с Выходцева Н.Ф. задолженность в размере 471761 руб. 69 коп., в том числе: 466698 руб. 02 коп. - земельный налог, исчисляемый по ставке 1,5%; 5063 руб. 67 коп. - пени по налогу, исчисляемому по ставке 1,5%.

В судебном заседании представитель истца Тонких А.Н., действующий на основании доверенности от 19.01.2011 (л.д. 6), на исковых требованиях настаивал, по мотивам, изложенным в иске. Все, что указано в исковом заявлении, просил считать за его пояснения в суде. Поддержал свои письменные пояснения на отзыв (л.д.76-78). Также пояснил, что 24.03.2011 было направлено исковое заявление. На подготовку искового заявления ушло 10 дней с момента получения определения мирового судьи об отмене судебного приказа. 10 дней это разумный срок.

Ответчик Выходцев Н.Ф. в судебное заседание не явился, представил заявление (л.д.79) с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя. В связи с чем, суд на основании ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, заявления, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Представитель ответчика Тарханов Е.В., действующий на основании доверенности от 04.02.2011 (л.д.80), в судебном заседании исковые требования не признал. Поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д.82-87). Также пояснил, что срок на подачу иска может быть пропущен по уважительной причине. Уважительная причина в отношении физического лица – болезнь и др. У юридического лица таких причин нет. Уважительной причины у ИФНС нет.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Выходцев Н.Ф. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г.Т., с.Д., пер.Ф., **, кадастровый номер **, и плательщиком земельного налога.

Налогоплательщику проведено исчисление земельного налога, подлежащего уплате за 2009г., по ставке 1,5% - 466 698 руб. 03 коп., с учетом переплаты в размере 0.01 руб. сумма налога составила 466 698 руб. 02 коп.

Выходцеву Н.Ф. направлялось налоговое уведомление за 2009г. В установленный срок земельный налог уплачен не был.

Позже Выходцеву Н.Ф. было направлено требование об уплате сумм налога и пени в срок до 01.07.2010.

В установленный срок земельный налог в размере 466698 руб. 02 коп. и пеня в размере 5063 руб. 67 коп. уплачены не были.

Суд, проверив расчет налога и пени, соглашается с расчетом налога и пени, представленным истцом (л.д.14-16,62). Представитель ответчика не оспаривал в судебном заседании математический расчет налога и пени.

ИФНС России по г.Томску было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании земельного налога и пени с Выходцева Н.Ф.

06.09.2010 мировым судьей судебного участка № 1 Северского судебного района Томской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Выходцева Н.Ф. в пользу соответствующего бюджета земельный налог и пени. Выходцевым Н.Ф. представлено заявление об отмене судебного приказа в связи с несогласием с его исполнением.

04.03.2011 мировой судья судебного участка № 1 Северского судебного района Томской области вынес определение об отмене указанного судебного приказа.

Согласно данным карточки расчета с бюджетом до настоящего времени земельный налог в размере 466698 руб. 02 руб. за 2009 г. и пени в размере 5063 руб. 67 коп. Выходцевым Н.Ф. уплачен не был, что не оспаривал в судебном заседании представитель ответчика.

Данные обстоятельства подтверждаются: требованием (л.д. 7-8), уведомлением (л.д.11), копиями списков на отправку (л.д. 9-10, 12-13), копией расчета налога за 2009г. и пени (л.д. 14-16), копией учетных данных (л.д. 17-20), состоянием расчетов (л.д. 21), копией сопроводительного письма мирового судьи судебного участка №1 Северского судебного района Томской области от 05.03.2011 о направлении определения от 04.03.2011 (поступило в ИФНС России по г. Томску 15.03.2011) (л.д.22), копией определения мирового судьи судебного участка №1 Северского судебного района Томской области от 04.03.2011 (л.д. 23), конвертом (штамп от 24.03.2011) (л.д. 24-25), копией возражений на судебный приказ (л.д. 44-45), расчетом (л.д. 62).

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлено, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

В соответствии с п.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Согласно ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов. Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа). Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

В соответствии с п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а, вступившим в законную силу с 1 января 2009 года, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области по состоянию на 1 января 2007 года для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством, согласно приложениям 1 - 3 к настоящему постановлению. Данное постановление опубликовано в установленном порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Пунктом 4 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 4 НК РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Поскольку постановление Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 об утверждении кадастровой стоимости земельных участков не содержит порядка определения основных элементов налогообложения, а его издание исполнительным органом субъекта РФ не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, оспариваемое постановление нельзя отнести к актам законодательства о налогах и сборах.

Тот факт, что утверждённая постановлением кадастровая стоимость земельных участков используется для определения налоговой базы, необходимой налоговым органам в целях налогообложения, сам по себе не свидетельствует о том, что данное постановление является нормативным правовым актом о налогах и сборах.

При таких обстоятельствах положения ст. 5 НК РФ о том, что акты налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, на данное постановление не распространяются. Данное постановление издано в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, т.е. является нормативно правовым актом в области земельных правоотношений.

На основании изложенного суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о действии постановления Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 во времени.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

ИФНС России по г. Томску могла обратиться с иском в суд к Выходцеву Н.Ф. до 01.01.2011. Мировой судья судебного участка № 1 Северского судебного района Томской области вынес определение об отмене указанного судебного приказа 04.03.2011 - по истечении указанного срока, следовательно, на момент получения определения об отмене судебного приказа срок обращения в суд в исковом порядке был пропущен не по вине налогового органа. Определение об отмене судебного приказа от 04.03.2011 было получено инспекцией 15.03.2011. 24.03.2011 исковое заявление было направлено в суд. При таких обстоятельствах срок подачи искового заявления в суд подлежит восстановлению.

На основании вышеизложенного, суд считает возможным удовлетворить исковые требования в полном объеме, взыскать в пользу соответствующего бюджета с Выходцева Н.Ф. задолженность в размере 471761 руб. 69 коп., в том числе: 466698 руб. 02 коп. – земельный налог, исчисляемый по ставке 1,5%, 5063 руб. 67 коп. – пени по налогу, исчисляемому по ставке 1,5%.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет ЗАТО Северск Томской области в размере 7917 руб. 62 коп.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать в пользу соответствующего бюджета с Выходцева Н.Ф. задолженность в размере 471761 руб. 69 коп., в том числе: 466698 руб. 02 коп. – земельный налог, исчисляемый по ставке 1,5%, 5063 руб. 67 коп. – пени по налогу, исчисляемому по ставке 1,5%.

Взыскать с Выходцева Н.Ф. государственную пошлину в бюджет ЗАТО Северск Томской области в размере 7917 руб. 62 коп.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: Е.В.Шерстабоева