Дело № 2-939-11 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 сентября 2011 г. г.Северск Северский городской суд Томской области в составе: председательствующего Чеботаревой С.В., при секретаре Смирновой Н.А., с участием истца Кошель Ю.В., представителей ответчиков Администрации ЗАТО Северск Осиной Ю.А., действующей на основании доверенности от 28.12.2010 № **, Управления образования Администрации ЗАТО Северск Свердловой Г.Н., действующей на основании доверенности от 27.05.2011 № **, представителя третьего лица МАУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования» Руденко Н.Н., действующей на основании доверенности от 29.06.2011 № **, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску Кошель Ю.В. к Администрации ЗАТО Северск, Управлению образования Администрации ЗАТО Северск о признании незаконным отказа Управления образования Администрации ЗАТО Северск в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ЗАТО Северска ее сыну А. и обязании Администрации ЗАТО Северск обеспечить предоставление А. места в МДОУ ЗАТО Северск, у с т а н о в и л: Кошель Ю.В. обратилась в суд с иском к Администрации ЗАТО Северск с требованием о признании незаконным отказа Управления образования Администрации ЗАТО Северск в предоставлении доступа к бесплатному дошкольному образованию через предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ЗАТО Северск ее сыну А., **.**.**** года рождения, обязании Администрации ЗАТО Северск предоставить ее сыну А., **.**.**** года рождения, доступ к дошкольному образованию через предоставление места в МДОУ ЗАТО Северск, расположенных в разумном географическом удалении от места проживания А.: № **, **, **, **, **, **, в группе полного дня в течение одного месяца с момента вынесения решения по существу. Впоследствии истец изменила исковые требования и просила признать отказ Управления образования Администрации ЗАТО Северск от 03.06.2011 в предоставлении ее сыну А., **.**.**** года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ЗАТО Северск незаконным, и обязать Администрацию ЗАТО Северск обеспечить предоставление ее сыну А., **.**.**** года рождения, места в МДОУ ЗАТО Северск. Свои требования мотивировала тем, что имеет несовершеннолетнего сына А., **.**.**** года рождения, на основании ее заявления от 05.08.2010 сын поставлен на учет в Управлении образования Администрации ЗАТО Северск для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования. На ее письменное обращение от 23.05.2011 о предоставлении ее ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Управлением образования ЗАТО Северск ей было отказано в связи с отсутствием свободных мест, о сроках получения путевки в МДОУ информации не предоставлено. Считает отказ в предоставлении ее сыну места в МДОУ ЗАТО Северск незаконным, несоответствующим ст. 2, ст. 18 Конвенции о правах ребенка, приложению № 2 к Протоколу № 1 Конвенции о защите прав человека, ст.ст. 17, 19, 43 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 2, п. 2 и п. 4 ст. 4, п. 1 и п. 3 ст. 5, ст. 31 Закона РФ «Об образовании», нарушающим законные права и интересы ребенка. В судебном заседании Кошель Ю.В. поддержала требования в полном объеме на основании доводов, изложенных в иске, дополнительно пояснила, что не имеет возможности трудоустроиться, поскольку ребенок не определен в дошкольное учреждение, она воспитывает двоих детей одна, и для того, чтобы исполнять возложенные на нее Семейным кодексом РФ обязанности по содержанию своих детей, ей необходимо выйти на работу. В судебном заседании представитель ответчика Администрации ЗАТО Северск – Осина Ю.А., действующая на основании доверенности от 28.12.2010 № ** (л.д. 159), исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на иск и указала, что Администрация ЗАТО Северск Томской области не является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку она наделила Управление образования полномочиями, необходимыми для управления и контроля в сфере образования, в соответствии с положением «Об Управлении образования Администрации ЗАТО Северск», утвержденным решением Думы ЗАТО Северск от 27.05.2010 № 97/7. Кроме того, создано муниципальное автономное учреждение ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования» (также по тексту – МАУ «РЦО»), основной целью деятельности которого является эффективное развитие системы образования. МАУ «РЦО» занимается комплектованием мест в МДОУ. Администрация ЗАТО Северск Томской области в пределах предоставленных полномочий, предпринимает все необходимые меры по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования, организация которого на территории ЗАТО Северск осуществляется надлежащим образом. Администрацией ЗАТО Северск приняты целевые программы: «Развитие образования ЗАТО Северск» на 2009-2011 годы, «Развитие сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования в ЗАТО Северск» на 2011-2016 годы. Управление образования в пределах своих полномочий выдало МАУ «РЦО» муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в 2011 году; издало приказ от 17.11.2010 № 694 «Об утверждении порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений ЗАТО Северск». Истица 23.05.2011 обратилась в Управление образования с просьбой предоставить ее сыну А. ** года рождения, путевку в МДОУ № ** в 2011 году. В связи с тем, что свободные места для детей от 1 до 2-х лет в дошкольных учреждениях отсутствуют, Управление образования 03.06.2011 направило истице соответствующий ответ и сообщило, что дата выдачи путевки будет установлена при наличии свободного места в соответствующей группе. Данный ответ свидетельствует, что фактически отказа в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не было, следовательно, письмо Управления образования на имя истицы нельзя признать незаконным. Указанное письмо содержит информацию о номере очередности и порядке выдачи путевки. Все действия Администрации ЗАТО Северск, подразделения Администрации ЗАТО Северск – Управления образования по реализации полномочий в сфере образования законны и последовательны, направлены на реализацию прав населения ЗАТО Северск. Учитывая порядок комплектования МДОУ, основания для удовлетворения иска Кошель Ю.В. отсутствуют, поскольку у всех лиц, принятых на учет ранее истицы, также есть право нахождения на учете и реализации этого права путем получения места в дошкольном образовательном учреждении. В случае удовлетворения иска Кошель Ю.В. права всех состоящих на учете граждан, принятых на учет до нее, будут нарушены. Доказательств того, что у истицы на момент ее обращения возникло право на получение путевки в МДОУ в иске и приложенных к нему материалах не содержится. Также нет доказательств того, что Порядок комплектования в отношении истицы нарушен. Таким образом, основания для удовлетворения заявленных требований, по мнению представителя ответчика, отсутствуют. Представитель ответчика Управления образования Администрации ЗАТО Северск – Свердлова Г.Н., действующая на основании доверенности от 27.05.2011 № ** (л.д. 18), в судебном заседании исковые требования Кошель Ю.В. не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск, и пояснила, что Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» установлено, что порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, закрепляется в уставе. Постановлением также определена предельная наполняемость групп: от года до трех лет - 15 детей в группах общеразвивающего вида. Срок предоставления места в дошкольном учреждении с момента обращения за ним в законодательных актах не установлен. Всего в ЗАТО Северск действует 33 муниципальных дошкольных образовательных учреждения, подведомственных Управлению образования, с лицензионной наполняемостью на 5126 детей (на 01.01.2011). В соответствии с Семейным Кодексом РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, и несут ответственность за их воспитание и развитие, сеть МДОУ создана для оказания помощи родителям в воспитании детей. В соответствии со своими полномочиями Управлением образования 17.11.2010 издан приказ № 694 «Об утверждении Порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений ЗАТО Северск» (также по тексту - Порядок). Данный Порядок истицей не оспаривается. Согласно данному Порядку, дошкольные образовательные учреждения комплектуются Муниципальным автономным учреждением ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования» раз в году с 01 апреля по 30 июня с последующим зачислением детей в дошкольные учреждения с 01 июля по 01 сентября. Комплектование происходит в порядке очередности, очередь ведется в порядке номера постановки на учет со дня обращения родителей с заявлением о постановке на учет. На основании данного журнала составляются списки очередников. Поскольку федеральным законодательством предусмотрены льготы по внеочередному и первоочередному предоставлению мест в дошкольных учреждениях, наличие очередности при комплектовании уже подразумевается на федеральном уровне. Предоставление мест производится по выбору родителей на свободные места на момент выдачи путевки (согласно Семейному кодексу РФ родители имеют право выбора образовательного учреждения). В связи с этим ответ Управления образования от 03.06.2011 нельзя считать незаконным отказом в предоставлении места в дошкольном учреждении: Управление образования не предоставляет места в дошкольные учреждения и не выдает путевки, ответ не нарушает положения нормативных правовых актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов ЗАТО Северск, истица продолжает состоять на учете в МАУ «РЦО», место в дошкольном учреждении ребенку истицы будет предоставлено в порядке очередности. Администрация ЗАТО Северск исполняет свои полномочия по сохранению в достаточном количестве дошкольных учреждении и при необходимости расширению их сети. Управление образования исполняет свои полномочия по организации предоставления дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях ЗАТО Северск в полном объеме. Полномочий по выдаче путевок в детские сады Управления образования не имеет, их имеет другое юридическое лицо - МАУ «РЦО». Фактически истица претендует на внеочередное предоставление места в дошкольное учреждение, что повлечет нарушение прав стоящих впереди граждан, поскольку очередь сдвинется вниз на одну позицию. Даже при введении дополнительных мест в детских садах и строительстве зданий, места в них также будут предоставляться в порядке очередности. Представитель третьего лица МАУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования», Руденко Н.Н., действующая на основании доверенности от 29.06.2011 № ** (л.д. 56), пояснила, что требования истца являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, поскольку ответчиками права истицы и ее сына не нарушены. С 1 января 2011 года в Управлении образования Администрации ЗАТО Северск Томской области произошла структурная реорганизация – создано МАУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования», согласно уставу которого основной деятельностью учреждения является ресурсное обеспечение субъектов образования в пределах предоставленных полномочий. Управление образования Администрации ЗАТО Северск Томской области выдало МАУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования» муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в 2011 году. Приказом Управления образования Администрации ЗАТО Северск Томской области от 17.11.2010 № 694 утвержден «Порядок комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений ЗАТО Северск», в 2011 году в него внесены соответствующие изменения. МАУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования» занимается непосредственно комплектованием детей в МДОУ. Порядок комплектования детьми МДОУ устанавливается в соответствии с очередностью. Существуют внеочередные и первоочередные категории людей, которые получают места в МДОУ в льготном порядке. Обратившись за предоставлением путевки, истица Кошель Ю.В. была соответствующим образом зарегистрирована и уведомлена о месте в очереди на предоставление путевки в МДОУ. У истицы Кошель Ю.В. претензий к процедуре комплектования нет. В настоящее время в детских садах нет свободных мест, поскольку это вызвано объективными причинами. В 1990 годы произошел спад рождаемости, сейчас рождаемость увеличилась, в связи с чем, нет возможности в короткие сроки создать новые места. В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании», именно родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Сеть дошкольных образовательных учреждений создана для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в Российской Федерации и действует в помощь семье. В связи с этим представитель третьего лица полагала, что МАУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования» не нарушило никаких нормативно-правовых актов и действовало в рамках закона. Изучив материалы дела, заслушав пояснения истца, представителей ответчиков, представителя третьего лица, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. В ходе разбирательства дела установлено, что Кошель Ю.В. является матерью А., **.**.**** года рождения. 05.08.2010 года А. был поставлен на регистрационный учет будущих воспитанников МДОУ в Управлении образования Администрации ЗАТО Северск, номер уведомления **. Данные обстоятельства не оспаривались сторонами и подтверждаются: - свидетельством о рождении А. ** № ** (л.д. 10); - уведомлением о постановке на учет А., как нуждающегося в определении в муниципальные дошкольные образовательные учреждения от 05.08.2010 (л.д. 9); - копией журнала учета детей, нуждающихся в получении путевки в МДОУ, где А. значится под номером ** (л.д. 160-161). Из ответа Управления образования Администрации ЗАТО Северск, данного Кошель Ю.В. 03.06.2011 на ее обращение от 23.05.2011 по вопросу предоставления сыну А. путевки для определения его в МДОУ (л.д. 7), следует, что выделить место в детском саду ребенку в настоящее время не представляется возможным в связи с отсутствием свободных мест для детей от 1 до 2 лет, дата выдачи путевки будет установлена при наличии свободного места в группе от 1 до 2 лет (л.д. 8). В судебном заседании установлено, что свободных мест в группах детей от 1 года до 2 лет в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях ЗАТО Северск на 2011-2012 годы не имеется (л.д. 84, 162-163). Данные обстоятельства также не оспаривались сторонами. Кошель Ю.В., обращаясь в суд с вышеназванным иском, исходила из равной с другими, не зависящей от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможности развития личности каждого ребенка, предполагающей равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения; из гарантированного Конституцией РФ (ст. 43) права каждого на общедоступное дошкольное образование, в том числе в муниципальных образовательных учреждениях; из обязанности муниципальных образований, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. С обоснованностью такой позиции суд не может согласиться. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 (в ред. от 18.07.2011) № 3266-1, государством установлено право каждого на образование и гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. Законодательство Российской Федерации в области образования основано на Конституции Российской Федерации и включает федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, направленные на регулирование образовательных правоотношений. Нормативные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, являются составной частью законодательства Российской Федерации в области образования в той части, в какой они наделены государственными полномочиями действующим федеральным законом. Уставы, регламенты и иные нормативные документы, подготовленные и принятые подведомственными субъектами образовательной деятельности, становятся составной частью законодательства Российской Федерации в области образования после соответствующего утверждения их в установленном порядке уполномоченными органами местного самоуправления, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, правовой статус потребителей образовательных услуг обеспечивают и составляют: гарантированные Конституцией Российской Федерации личные права на образование; нормы и принципы законодательства Российской Федерации об образовании; общепризнанные принципы и нормы международного права в области образования; обычаи делового оборота в области образования; частные интересы гражданина в области образования (в той мере, в какой они не вступают в конфликт с законом и не нарушают права и свободы других лиц). Из факта, что наличествуют разные источники прав потребителей образовательных услуг, следует, что в зависимости от природы и источника прав должны быть и разные механизмы обеспечения гарантий их реализации и защиты. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об образовании для разных уровней образования могут быть установлены разные условия государственной поддержки, а также разные степени государственных гарантий для участников образовательной деятельности. Так, если для уровня общего образования, включающего в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, ч.ч. 1-3 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», наличествует государственная гарантия полной «всеохватности», бесплатности и доступности для каждого гражданина в силу его обязательности, то государственная поддержка, обеспечивающая общедоступность и бесплатность дошкольного образования, такой обязательности лишена. Как установлено в ч.ч. 1 и 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании», именно родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Сеть дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в Российской Федерации действует в помощь семье. Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов регулируется Типовым положением «О дошкольном образовательном учреждении», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666 (также по тексту - Типовое положение). В соответствии с пунктом 4 указанного Типового положения дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Согласно пункту 8 Типового положения основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность, а также различаться по времени пребывания детей и функционировании в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8–10 - часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Пунктами 27 и 31 Типового положения предусмотрено, что порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения, количество групп, исходя из их предельной наполняемости, определяются учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе. Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления согласно пункту 15. Как установлено в п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 (ред. от 18.07.2011) № 3266-1, п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 (ред. от 25.07.2011) № 131-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования. В рамках предоставленных федеральными законами полномочий Администрацией ЗАТО Северск приняты: постановление от 13 декабря 2010 г. № 3278 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» на территории ЗАТО Северск Томской области» и издан приказ Управлением образования Администрации ЗАТО Северск 17.11.2010 № 694 «Об утверждении Порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений ЗАТО Северск». Как установлено в пункте 16 «Административного регламента предоставления муниципальной услуги «прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», на территории ЗАТО Северск Томской области», утвержденного постановлением Администрации ЗАТО Северск от 13.12.2010 № 3278, выдача путевок в МДОУ производится в соответствии с льготной и общей очередью, с Порядком комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений ЗАТО Северск. В первую очередь производится выдача путевок льготным категориям граждан. Во вторую очередь производится выдача путевок остальным гражданам. Пунктами 8, 11, 12 «Порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений ЗАТО Северск», утвержденного приказом Управления образования Администрации ЗАТО Северск от 17.11.2010 № 694, предусмотрено, что в МДОУ принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет при соответствии условий содержания детей санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, комплектование МДОУ осуществляется в порядке очередности. МДОУ комплектуются детьми в первую очередь, либо вне очереди на основании федеральных законов (законов РФ), актов Президента Российской Федераций, либо актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих льготы по предоставлению мест в МДОУ отдельным категориям граждан (л.д. 38-48). Анализируя вышеприведенные положения норм в их системном единстве и действительной правовой взаимосвязи, суд приходит к выводу, что в отличие от общего образования, являющегося обязательным, где обучение детей начинается с достижения ими возраста 6,5 лет, дошкольное образование реализуется в первую очередь в семье. Поступление ребенка, достигшего возраста 2 месяцев до достижения им 7 лет, в дошкольные группы муниципальных образовательных учреждений возможно только в порядке, установленном органами местного самоуправления. Согласно существующему в ЗАТО Северск положению, получение места в муниципальном дошкольном учреждении возможно только в порядке очередности, и лишь при наличии установленных нормативными правовыми актами льгот - в первую очередь, либо вне очереди. Данный порядок, вопреки утверждениям истицы, не противоречит ни Конституции РФ, ни нормам международного права, в том числе ст. 18 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и вступившей в силу для СССР 15.09.1990, представляющими собой так называемое объективное право - заложенные в нормах возможности, модель возможного поведения определенного круга субъектов. Преобразование этих возможностей в субъективное право, т.е. в реальные конкретные возможности и притязания конкретного субъекта происходит посредством юридических фактов и, прежде всего, волевых действий самих субъектов. В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось сторонами, что А., **.**.**** года рождения, правом первоочередного или внеочередного приема в МДОУ не обладает, его очередь на момент комплектации дошкольных групп в МДОУ ЗАТО Северск на 2011-2012 учебный год еще не наступила, порядковый номер после окончания комплектования групп и на момент рассмотрения дела судом составляет только **. При таких обстоятельствах обязанности предоставить сыну истицы место в одном из дошкольных учреждений по месту ее жительства в группе полного дня, у ответчиков не возникло. Ссылку истицы на то, что законодательством РФ не предусмотрена очередь на получение места в дошкольном учреждении, суд находит несостоятельной и не принимает во внимание. О том, что очередность предполагает предоставление места лицу, которое первым встало на учет, т.е. в порядке очереди, свидетельствуют не только приведенные выше положения постановления Администрации ЗАТО Северск от 13.12.2010 № 3278 и приказа Управления образования от 17.11.2010 № 694, но и положения отдельных федеральных законов: ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 (ред. от 07.02.2011) № 2202-1, ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 (ред. от 28.12.2010, с изм. от 29.12.2010) № 3132-1, ст. 35. Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 № 403-ФЗ и другие, предусматривающие внеочередной порядок предоставления мест в детских дошкольных учреждениях детям прокуроров, судей, сотрудников Следственного комитета. Доводы истицы о том, что отсутствием возможности определения ребенка в дошкольное учреждение затронуты и нарушены ее право на труд, ограничена ее возможность приступить к работе по окончании отпуска по уходу за ребенком, несостоятельны, поскольку отношения к праву на беспрепятственный доступ к дошкольному образованию ее малолетнего ребенка не имеют. Таким образом, исковые требования Кошель Ю.В. к Администрации ЗАТО Северск, Управлению образования Администрации ЗАТО Северск удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении исковых требований Кошель Ю.В. о признании незаконным отказа Управления образования Администрации ЗАТО Северск в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ЗАТО Северска сыну А. и обязании Администрации ЗАТО Северск обеспечить предоставление А. места в МДОУ ЗАТО Северск, отказать. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения через Северский городской суд Томской области. Судья С.В.Чеботарева