Дело № 2-1158/2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 сентября 2011 г. Северский городской суд Томской области в составе: председательствующего Небера Ю.А., при секретаре Полушиной Р.В., с участием истца Емельяновой Ю.С., представителей ответчиков Администрации ЗАТО Северск Осиной Ю.А., действующей на основании доверенности от 28.12.2010 № **, Управления образования Администрации ЗАТО Северск Свердловой Г.Н., действующей на основании доверенности от 27.05.2011 № **, представителя третьего лица МАУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования» Руденко Н.Н., действующей на основании доверенности от 29.06.2011 № **, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску Емельяновой Ю.С. действующей в интересах несовершеннолетней Д. к Администрации ЗАТО Северск, Управлению образования Администрации ЗАТО Северск о признании незаконным отказа Управления образования Администрации ЗАТО Северск в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ЗАТО Северска ее дочери Д., возложении обязанности на Администрацию ЗАТО Северск обеспечить предоставление Д. места в МДОУ ЗАТО Северск в группу продленного дня в 2011г. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, суд установил: Емельянова Ю.С., действующая в интересах несовершеннолетней Д. обратилась в суд с указанным иском к Администрации ЗАТО Северск, Управлению образования Администрации ЗАТО Северск, ссылаясь на то, что она является матерью несовершеннолетней Д., **.**.****г.р., и, в соответствии со ст. 56, 64 СК РФ, её законным представителем. 01.03.2010 её дочь была поставлена на учет в Управлении образования Администрации ЗАТО Северск для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение (далее по тексту -МДОУ) на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования (регистрационный номер в «Журнале учета» будущих воспитанников МДОУ ЗАТО Северск-** от 01.03.2010). 30.06.2011 она обратилась в Управление образования Администрации ЗАТО Северск с заявлением о предоставлении её дочери места в МДОУ, а также с просьбой указать причины непредоставления её ребенку места в МДОУ ЗАТО Северск ранее и конкретную дату получения путевки в МДОУ ЗАТО Северск. Ею был получен ответ за исх. №** от 28.07.2011, из которого следует, что её дочери место в МДОУ в 2011 г. предоставлено не будет, причины не указаны. Сроки получения путевки в ответе указаны - в 2012г. В результате работы комиссии по распределению путевок в МДОУ ЗАТО Северска в 2010-2011 г.г. её дочери отказано в месте в МДОУ. В соответствии с Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, «закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа», а также «ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования» является дискриминацией и признается недопустимым. Европейской Конвенцией о защите прав человека и протоколами к ней, а также Конституцией РФ и Федеральными законами РФ запрещается отказ в доступе к образованию. На данный момент её дочери уже исполнился ** год и ** мес., и она лишена возможности посещать МДОУ в нарушение ст.2, ст.18 «Конвенции о правах ребенка», приложения №2 к Протоколу №1 Конвенции о защите прав человека», ст. 17,19.43 Конституции РФ, п.3 ст.2, п.2, п.3 ст.4, п.1, п.3 ст.5. ст.31 Закона РФ «Об образовании». Считает данный отказ незаконным, в связи с чем просит суд признать отказ Управления образования Администрации ЗАТО Северск от 28.07.2011, в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ЗАТО Северска в 2011 её дочери Д., **.**.**** г.р., незаконным. Возложить обязанность на Администрацию ЗАТО Северск обеспечить предоставление её дочери Д., **.**.**** г.р. места в МДОУ ЗАТО Северск в группу полного дня в 2011г. в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. В судебном заседании истица Емельянова Ю.С. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что её ребенок не относится к льготным категориям, дающим право на поступлению в детское учреждение на льготной основе. Представитель ответчика Администрации ЗАТО Северск Осина Ю.А., действующая на основании доверенности № ** от 28.12.2010 (л.д. 14), в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что администрация не бездействует в решении вопроса о создании мест в детских садах. С 2008 года (приказ Управления образования от 03.09.2008 N 434) определен порядок постановки на учет детей, нуждающихся в определении в муниципальное образовательное учреждение. Отмечен рост числа детей, поставленных на учет. Программа определила размеры финансирования капитальных вложений из федерального бюджета и бюджета ЗАТО Северск по каждому году. Также утверждена система программных мероприятий с определением размеров финансирования, в которой предусмотрено строительство новых зданий детских садов, капитальный ремонт и реконструкция действующих; создано Муниципальное автономное учреждение ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования» (далее - РЦО) (Постановление Администрации ЗАТО Северск от 17.11.2010 № 3084), основной целью деятельности которого является эффективное развитие системы образования. Для достижения этой цели РЦО оказывает услуги в сфере образования и другую деятельность в соответствии с Уставом. Уставом также определено, что Управление образования Администрации ЗАТО Северск (далее - Управление) осуществляет права и обязанности учредителя. Управление образования Администрации ЗАТО Северск наделено необходимыми для управления и контроля в сфере образования полномочиями (Положение об Управлении, утвержденное Решением Думы ЗАТО Северск от 27.05.2010 № 97/7). Приказом от 17.11.2010 № 694 «Об утверждении порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений ЗАТО Северск» (далее - Порядок комплектования), установлен порядок комплектования МДОУ, перечень лиц, пользующихся льготами, порядок регистрации и учет детей, порядок выдачи путевок и т.д. Истица 30.06.2011 обратилась в Управление о предоставлении ее дочери Д. **.**.**** года рождения, путевки в МДОУ г.Северска. Ранее она была уведомлена в письменном виде о принятии на учет детей, нуждающихся в определении в МДОУ, 01.03.2010 № **. Управление 28.07.2011 года в ответе на заявление Емельяновой Ю.С. сообщило, что предоставлением мест в муниципальные дошкольные учреждения ЗАТО Северск занимается МАУ ЗАТО Северск «РЦО». Также в ответе указано, что путевку в МДОУ г.Северска можно будет получить в 2012 году. Такой ответ Управления свидетельствует, что фактически отказа в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не было, следовательно, письмо Управления на имя истицы нельзя признать незаконным. Указанное письмо содержит информацию о номере очередности и порядке выдачи путевки. Все действия Администрации ЗАТО Северск, подразделения Администрации ЗАТО Северск Управления образования по реализации полномочий в сфере образования законны и последовательны, направлены на реализацию прав населения ЗАТО Северск. Также законны и никем не оспорены нормативные правовые акты, действующие в ЗАТО Северск в указанной сфере. Учитывая порядок комплектования МДОУ, основания для удовлетворения иска Емельяновой Ю.С. отсутствуют, поскольку у всех принятых на учет ранее истицы, также есть право состояния на учете и реализации этого права путем получения места в дошкольном образовательном учреждении. В случае удовлетворения иска Емельяновой Ю.С. права всех состоящих на учете граждан, принятых на учет до нее будут нарушены. Доказательств того, что у истицы на момент ее обращения возникло право на получение путевки в МДОУ в иске и приложенных к нему материалах не содержится. Также нет доказательств того, что Порядок комплектования в отношении истицы нарушен. Таким образом, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Учитывая изложенное, исковые требования Емельяновой Ю.С. необоснованны и не подлежат удовлетворению в полном объеме (л.д.18-20). Представитель ответчика Управления образования Администрации ЗАТО Северск - Свердлова Г.Н., действующая на основании доверенности от 27.05.2011 № ** (л.д.21) в судебном заседании исковые требования Емельяновой Ю.С. не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск, пояснила, в соответствии с Семейным Кодексом РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и несут ответственность за их воспитание и развитие. Согласно ст. 18 Закона РФ «Об образовании» родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Статьей 16 Закона РФ «Об образовании» установлено, что Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. До получения места в дошкольном образовательном учреждении именно на родителях лежит обязанность дать ребенку дошкольное образование. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» установлено, что порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Также Постановлением определена предельная наполняемость групп: от года до трех лет - 15 детей в группах общеразвивающего вида. В вышеназванных законодательных актах не установлен срок предоставления места в дошкольном учреждении с момента обращения за ним. Согласно Положению об Управлении образования, утвержденному решением Думы ЗАТО Северск от 30.06.2011 № 14/19, Управление образования осуществляет полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях ЗАТО Северск, а также полномочия учредителя муниципальных образовательных учреждений. В соответствии со своими полномочиями Управлением образования издан приказ от 17.11.2010 № 694 «Об утверждении Порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений ЗАТО Северск» (далее - Порядок), в последующем в данный Порядок внесены изменения в связи с созданием Муниципального автономного учреждения ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования» с утверждением ему муниципального задания на комплектование дошкольных образовательных учреждений. В Порядке не содержится оснований для отказа в предоставлении мест по полу, национальности, происхождению, и т.п. обстоятельств, поэтому всем гражданам обеспечен равный доступ к образованию. Данный Порядок истицей не оспаривается. Согласно данному Порядку дошкольные образовательные учреждения комплектуются Муниципальным автономным учреждением ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования» раз в году с 01 апреля по 30 июня с последующим зачислением детей в дошкольные учреждения с 01 июля по 01 сентября. Комплектование происходит в порядке очередности, очередь ведется в порядке номера постановки на учет со дня обращения родителей с заявлением о постановке на учет. Поскольку федеральным законодательством предусмотрены льготы по внеочередному и первоочередному предоставлению мест в дошкольных учреждениях, наличие очередности при комплектовании уже подразумевается на федеральном уровне. Предоставление мест производится по выбору родителей на свободные места на момент выдачи путевки (согласно Семейному кодексу РФ родители имеют право выбора образовательного учреждения). В соответствии с вышесказанным ответ Управления образования от 28.07.2011 нельзя считать незаконным отказом в предоставлении места в дошкольном учреждении: Управление образования не предоставляет места в дошкольные учреждения и не выдает путевки, ответ не нарушает положения нормативных правовых актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов ЗАТО Северск, истица продолжает состоять на учете в МАУ ЗАТО Северск «РЦО», место в дошкольном учреждении ребенку истицы будет предоставлено в порядке очередности в 2012 году. Информация о количестве стоящих на учете, о количестве выданных путевок для детей с 1 до 2 лет имеется в МАУ ЗАТО Северск «РЦО», которое осуществляет комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений ЗАТО Северск. При введении дополнительных мест в детских садах и строительстве зданий, места в них также будут предоставляться в порядке очередности. На основании вышеизложенного в исковых требованиях к Управлению образования просят отказать (л.д.34-36). Представитель третьего лица МАУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования», Руденко Н.Н., действующая на основании доверенности от 29.06.2011 № ** (л.д. 37) против требований возражала, представила отзыв, из которого следует, что отношения в сфере образования регулируются Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями), (далее - Закон). Согласно статьи 16 Закона порядок приема в образовательные учреждения определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства от 12.09.2008 года № 666, (пункт 27) установлено: порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, который закрепляется в уставе учреждения. Учредитель муниципальных дошкольных образовательных учреждений в лице Управления образования Администрации ЗАТО Северск утвердил Порядок комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений ЗАТО Северск приказом от 17.11.2010 № 694 (далее - Порядок комплектования). В соответствии с данным Порядком комплектования и муниципальным заданием на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в 2011 году, утвержденным Управлением образования Администрации ЗАТО Северск от 14.01.2011 года, МАУ ЗАТО Северск «РЦО», осуществляет комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений (далее -МДОУ). Пункт 11 Порядка комплектования устанавливает очередность предоставления мест в МДОУ. Емельяновой Ю.С. не было отказано в предоставлении места в МДОУ в порядке очереди. Она обратилась в Управление образования Администрации ЗАТО Северск в марте 2010 года с заявлением о постановке ее ребенка на учет для предоставления ему места в МДОУ. Как следует из действий Емельяновой Ю.С., она знала, что существует очередь для получения места ребенку в детском саду, у нее не было возражений против «очередности». Емельянова Ю.С. была зарегистрирована за определенным номером в порядке очереди, ее дочь Д. была поставлена на учет. Как на стенде в здании по ул. К. **, так и на сайте МАУ ЗАТО Северск «РЦО» полностью изложена информация о движении очереди и обо всем, что имеет отношение к устройству детей в детский сад. Ю.С. обратилась в конце июня 2011 года с вопросом устройства ребенка в детский сад на официальный сайт Администрации ЗАТО Северск. Ответ на интернет-обращение последовал в июле, в котором была изложена ситуация с устройством детей в детский сад в настоящее время и принимаемые меры Администрацией ЗАТО Северск, Управлением образования по снятию напряженности и оптимальному решению возникшей проблемы. Нарушения в процедуре регистрации, постановке на учет, а также в соблюдении очередности отсутствуют, Ю.С. их не выдвигает. Обращение Емельяновой Ю.С. в суд предопределяет нарушение прав других родителей, стоящих в очереди, поскольку произойдет незаконное смещение очереди. Инициатива об установлении очередности в МДОУ исходит не от Управления образования Администрации ЗАТО Северск, ее определил законодатель Российской Федерации, поскольку федеральные законы устанавливают перечень лиц, пользующихся льготами при определении в МДОУ во внеочередном порядке, в первоочередном порядке. С учетом изложенного считают, что исковые требования Емельяновой не подлежат удовлетворению (л.д.87-88). Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего. В судебном заседании установлено, что Емельянова Ю.С. является матерью Д., **.**.**** года рождения. 01.03.2010 года Д., **.**.**** г.р. была поставлена на регистрационный учет будущих воспитанников МДОУ в Управлении образования Администрации ЗАТО Северск, номер уведомления **. Данные обстоятельства не оспаривались сторонами и подтверждаются: - свидетельством о рождении Д., **.**.****г.р. ** № ** (л.д. 10); - уведомлением о постановке на учет Д., как нуждающейся в определении в муниципальные дошкольные образовательные учреждения от 01.03.2010 (л.д. 9); - копией журнала учета детей, нуждающихся в получении путевки в МДОУ, где Д. значится под номером ** (л.д.83-85). В настоящее время номер очереди дочери истца -**. Из ответа Управления образования Администрации ЗАТО Северск, данного Емельяновой Ю.С. 28.07.2011 на ее обращение от 30.06.2011 по вопросу предоставления дочери Д. путевки для определения его в МДОУ (л.д. 7) следует, что по данным МАУ ЗАТО Северск «РЦО» она встала на учет 01.03.2010, номер уведомления о постановке на учет **. Путевку для её дочери Д. они получат в 2012г. С 01 по 31 марта 2012г. ей необходимо посмотреть дату получения путевки на стенде по адресу: ул. К., ** или на сайте http://center-edu.ssti.ru/.(л.д. 8). Емельянова Ю.С., обращаясь в суд с вышеназванным иском, исходила из равной с другими, не зависящей от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможности развития личности каждого ребенка, предполагающей равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения; из гарантированного Конституцией РФ (ст. 43) права каждого на общедоступное дошкольное образование, в том числе в муниципальных образовательных учреждениях; из обязанности муниципальных образований, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 (в ред. от 18.07.2011) № 3266-1, государством установлено право каждого на образование и гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. Законодательство Российской Федерации в области образования основано на Конституции Российской Федерации и включает федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, направленные на регулирование образовательных правоотношений. Нормативные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, являются составной частью законодательства Российской Федерации в области образования в той части, в какой они наделены государственными полномочиями действующим федеральным законом. Уставы, регламенты и иные нормативные документы, подготовленные и принятые подведомственными субъектами образовательной деятельности, становятся составной частью законодательства Российской Федерации в области образования после соответствующего утверждения их в установленном порядке уполномоченными органами местного самоуправления, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, правовой статус потребителей образовательных услуг обеспечивают и составляют: гарантированные Конституцией Российской Федерации личные права на образование; нормы и принципы законодательства Российской Федерации об образовании; общепризнанные принципы и нормы международного права в области образования; обычаи делового оборота в области образования; частные интересы гражданина в области образования (в той мере, в какой они не вступают в конфликт с законом и не нарушают права и свободы других лиц). В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об образовании для разных уровней образования могут быть установлены разные условия государственной поддержки, а также разные степени государственных гарантий для участников образовательной деятельности. Так, если для уровня общего образования, включающего в себя три ступени: начальное, общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, ч.ч. 1-3 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», наличествует государственная гарантия полной «всеохватности», бесплатности и доступности для каждого гражданина в силу его обязательности, то государственная поддержка, обеспечивающая общедоступность и бесплатность дошкольного образования, такой обязательности лишена. Как установлено в ч.ч. 1 и 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании», именно родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Сеть дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в Российской Федерации действует в помощь семье. Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов регулируется Типовым положением «О дошкольном образовательном учреждении», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666 (также по тексту - Типовое положение). В соответствии с пунктом 4 указанного Типового положения дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Согласно пункту 8 Типового положения основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность, а также различаться по времени пребывания детей и функционировании в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8-10 - часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Пунктами 27 и 31 Типового положения предусмотрено, что порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения, количество групп, исходя из их предельной наполняемости, определяются учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе. Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления согласно пункту 15. Как установлено в п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 (ред. от 18.07.2011) № 3266-1, п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 (ред. от 25.07.2011) № 131-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования. В рамках предоставленных федеральными законами полномочий Администрацией ЗАТО Северск приняты: постановление от 13 декабря 2010 г. № 3278 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» на территории ЗАТО Северск Томской области» и издан приказ Управлением образования Администрации ЗАТО Северск 17.11.2010 № 694 «Об утверждении Порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений ЗАТО Северск». Как установлено в пункте 16 «Административного регламента предоставления муниципальной услуги «прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», на территории ЗАТО Северск Томской области», утвержденного постановлением Администрации ЗАТО Северск от 13.12.2010 № 3278, выдача путевок в МДОУ производится в соответствии с льготной и общей очередью, с Порядком комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений ЗАТО Северск. В первую очередь производится выдача путевок льготным категориям граждан. Во вторую очередь производится выдача путевок остальным гражданам. Пунктами 8, 11, 12 «Порядка комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений ЗАТО Северск», утвержденного приказом Управления образования Администрации ЗАТО Северск от 17.11.2010 № 694, предусмотрено, что в МДОУ принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет при соответствии условий содержания детей санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, комплектование МДОУ осуществляется в порядке очередности. МДОУ комплектуются детьми в первую очередь, либо вне очереди на основании федеральных законов (законов РФ), актов Президента Российской Федераций, либо актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих льготы по предоставлению мест в МДОУ отдельным категориям граждан (л.д. ). Анализируя вышеприведенные положения норм в их системном единстве и действительной правовой взаимосвязи, суд приходит к выводу, что в отличие от общего образования, являющегося обязательным, где обучение детей начинается с достижения ими возраста 6,5 лет, дошкольное образование реализуется в первую очередь в семье. Поступление ребенка, достигшего возраста 2 месяцев до достижения им 7 лет, в дошкольные группы муниципальных образовательных учреждений возможно только в порядке, установленном органами местного самоуправления. Согласно существующему в ЗАТО Северск положению, получение места в муниципальном дошкольном учреждении возможно только в порядке очередности, и лишь при наличии установленных нормативными правовыми актами льгот - в первую очередь, либо вне очереди. Данный порядок, вопреки утверждениям истицы, не противоречит ни Конституции РФ, ни нормам международного права, в том числе ст. 18 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и вступившей в силу для СССР 15.09.1990, представляющими собой так называемое объективное право - заложенные в нормах возможности, модель возможного поведения определенного круга субъектов. Преобразование этих возможностей в субъективное право, т.е. в реальные конкретные возможности и притязания конкретного субъекта происходит посредством юридических фактов и, прежде всего, волевых действий самих субъектов. Судом установлено, что по данным МАУ ЗАТО Северск «РЦО» Емельянова Ю.С. встала на учет 01.03.2010, и по настоящее время находится на указанном учете под № **. Путевку в детское дошкольное учреждение для её дочери Д., **.**.****г.р., она должна получить в 2012г. О получении информации выдачи путевки Емельяновой Ю.С. необходимо проследить дату в период с 01 по 31 марта 2012г. на стенде по адресу: ул. К., ** или на сайте http://center-edu.ssti.ru/. В судебном заседании также установлено, что по состоянию на 20.09.2011 имеется одно свободное место в МДОУ (л.д. 115) (возрастная группа 1-2лет). Данное место согласно пояснениям представителя МАУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования» будет предоставлено в соответствие с существующей очередностью. Ребенок истца стоит в очереди на получение путевки в МДОУ№ ** (л.д. 97). О том, что очередность предполагает предоставление места лицу, которое первым встало на учет, т.е. в порядке очереди, свидетельствуют не только приведенные выше положения постановления Администрации ЗАТО Северск от 13.12.2010 № 3278 и приказа Управления образования от 17.11.2010 № 694, но и положения отдельных федеральных законов: ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 (ред. от 07.02.2011) № 2202-1, ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 (ред. от 28.12.2010, с изм. от 29.12.2010) № 3132-1, ст. 35. Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 № 403-ФЗ и другие, предусматривающие внеочередной порядок предоставления мест в детских дошкольных учреждениях детям прокуроров, судей, сотрудников Следственного комитета. Анализируя приведенные выше доказательства в их совокупности суд приходит к выводу о том, что на момент обращения истицы в Управление образования Администрации ЗАТО Северск с заявлением о предоставлении её дочери места в МДОУ ЗАТО Северск у истицы не возникло право на получения путевки в детский сад. Инициатива об установлении очередности в МДОУ определена законодателем Российской Федерации, поскольку федеральные законы устанавливают перечень лиц, пользующихся льготами при определении в МДОУ во внеочередном порядке, в первоочередном порядке. Обращение Емельяновой Ю.С. в суд предопределяет нарушение прав других родителей, стоящих в очереди, поскольку может произойти незаконное смещение очереди. Истцом не представлено доказательств того, что Управлением образования Администрации ЗАТО Северск Томской области было нарушено право на предоставление путевки ребенку в детское дошкольное учреждение, как и не представлено доказательств, подтверждающих нарушение порядка комплектации групп в отношении её ребенка. Таким образом, в удовлетворении исковых требований Емельяновой Ю.С., действующей в интересах несовершеннолетней Д. к Администрации ЗАТО Северск, Управлению образования Администрации ЗАТО Северск суд считает необходимым отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Емельяновой Ю.С., действующей в интересах несовершеннолетней Д. к Администрации ЗАТО Северск, Управлению образования Администрации ЗАТО Северск о признании незаконным отказа Управления образования Администрации ЗАТО Северск в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ЗАТО Северска ее дочери Д., возложении обязанности на Администрацию ЗАТО Северск обеспечить предоставление Д. места в МДОУ ЗАТО Северск в группу продленного дня в 2011г. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Северский городской суд Томской области. Председательствующий Ю.А. Небера