Дело № 2-460/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 апреля 2012 г. Северский городской суд Томской области в составе: председательствующего Прохоровой Н.В., с участием заявителя Харченко С.Е., представителя заявителя – Горецкого П.И., представителя инспекции Федеральной налоговой службы России по ЗАТО Северск Томской области – Роговской В.С., при секретаре Шиман С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по заявлению Харченко С.Е. о признании решения инспекции Федеральной налоговой службы России по ЗАТО Северск Томской области от 15.12.2011 № ** об отказе в государственной регистрации юридического лица (ТСЖ «**») незаконным, у с т а н о в и л : Харченко С.Е. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что решением Инспекции ФНС РФ по ЗАТО Северск Томской области (ИФНС РФ по ЗАТО Северск Томской области) от 15.12.2011 № ** ему было отказано в государственной регистрации юридического лица в связи непредставлением определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов. Указанное решение вынесено в отношении товарищества собственников жилья «**» (ТСЖ «**») по результатам рассмотрения документов представленных в регистрирующий орган. Текст решения не содержит информации о документах подвергнутых рассмотрению регистрирующим органом. В тексте решения № ** (форма № Р 50001) между предложениями, начинающимися со слов «Среди представленных» и со слов «В соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 23», включены пять предложений определенного содержания. Форма данного решения (код формы Р 50001) утверждена Постановлением Правительства РФ от 219.06.2002 № 439. Соблюдение утвержденной формы не предполагает включение в формализованный документ сведений, не предусмотренных формой документа. В подтверждение факта представления в регистрирующий орган документов должностное лицо ИФНС РФ по ЗАТО Северск Томской области не выдало ему расписку по форме Р 11001, в связи с чем он не может подтвердить факт предоставления в ИФНС РФ по ЗАТО Северск Томской области каких-либо документов, факт представления документов определенного вида и содержания. Решение от 15.12.2011 № ** содержит утверждение, что среди представленных и полученных ИФНС РФ по ЗАТО Северск Томской области документов отсутствуют: Устав, решение о создании юридического лица, заявление Р 11001. В указанном решении №** имеется предложение, начинающееся со слов «Согласно представленному с пакетом документов». В указанном предложении имеется ссылка на представленный на регистрацию с пакетом документов протокол №** от 04.11.2011 общего собрания собственников помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. С., ул. П., **. Путем ссылки на протокол №** указано, что в правление ТСЖ «**» был избран Б., который по утверждению регистрирующего органа – «не является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. С., ул. П., **». Решение не раскрывает информацию о том, в каком здании, строении или сооружении находится жилое помещение, вопрос о собственности, на которое разрешался, исследовался при осуществлении государственной регистрации юридического лица; о номере квартиры жилого помещения, расположенного по указанному адресу и используемого Б. на каком-либо законном основании; из какого источника информации и на каком основании регистрирующий орган проверял вопрос о наличии у Б. права собственности на жилое помещение в жилом доме, расположенном по указанному адресу. Протокол №** не содержит информации: о том, каким законным правом на жилое помещение в доме по ул. П., ** обладает Б., принявший участие в общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу. Решение №** от 15.12.2011: не соответствует Федеральному закону от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (п. 4.1 ст. 9) как вынесенное за пределами полномочий регистрирующего органа - ИФНС РФ по ЗАТО Северск Томской области; нарушает право на свободу экономической деятельности, закрепленное в ст. 8 Конституции РФ, право на объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, которое предусмотрено ст. 135, 136 ЖК РФ. В связи с чем Харченко С.Е. просил суд: решение ИФНС по ЗАТО Северск Томской области от 15.12.2011 №** об отказе в государственной регистрации юридического лица (ТСЖ «**») в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов – признать несоответствующим Федеральному закону от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», т.е. незаконным; обязать ИФНС по ЗАТО Северск Томской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Харченко С.Е., а именно: обязать отменить решение от 15.12.2011 №** об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов, как препятствующее осуществлению Харченко С.Е. его прав; обязать ИФНС по ЗАТО Северск Томской области возвратить ему уплаченную государственную пошлину в сумме 4000 руб.; взыскать с ИФНС по ЗАТО Северск Томской области в его пользу в возврат государственной пошлины 200 руб. Дополнительно Харченко С.Е. представил ходатайство (л.д. 113) с просьбой взыскать с инспекции ФНС РФ по ЗАТО Северск судебные расходы: в возврат государственной пошлины – 200 руб., расходы за составление искового заявления в суд – 3000 руб.; расходы на оплату услуг представителя – 4000 руб. Определением суда от 11.04.2012 заявление Харченко С.Е. о возложении обязанности возвратить уплаченную государственную пошлину в сумме 4000 руб. выделено в отдельное производство. В судебном заседании заявитель Харченко С.Е. поддержал заявленные требования по изложенным выше обстоятельствам и пояснил, что 08.12.2011 он обратился в Инспекцию с заявлением о создании юридического лица - ТСЖ «**», оплатил государственную пошлину в размере 4000 руб. 24.12.2012 он получил решение Инспекции от 15.12.2011 об отказе в государственной регистрации ТСЖ. Данное решение он считает незаконным, т.к. было нарушено его право на объединение в ТСЖ. В феврале 2012 г. он повторно обратился в Инспекцию с заявлением о регистрации ТСЖ «**», по данному заявлению ТСЖ «**» было зарегистрировано. Однако решением Инспекции от 15.12.2012 его права были нарушены, т.к. Инспекция незаконно отказала ему в государственной регистрации юридического лица и не возвратила государственную пошлину в размере 4000 руб., которую он оплатил при подаче заявления о государственной регистрации юридического лица. В судебном заседании представитель инспекции Роговская В.С., действующая на основании доверенности от **.**.**** № ** (л.д. 16), выразила мнение о необоснованности заявленных требований и пояснила, что отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2011 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». 08.12.2011 Харченко С.Е. был представлен в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области комплект документов для государственной регистрации создания ТСЖ «**». При подаче документов Харченко С.Е. в соответствии с п. 3 ст. 9 ФЗ №129-ФЗ была вручена расписка в получении документов. Заместителем начальника инспекции 15.12.2011 было принято решение № ** об отказе в государственной регистрации ТСЖ «**» в случае непредставления определенных ст. 12 ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов. Согласно представленному с пакетом документов на регистрацию Протоколу №** от 04.11.2011 общего собрания собственников помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. С., ул. П., **, в правление ТСЖ «**» избран Б., который не является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. С., ул. П., **. О том, что Б. не является собственником жилого помещения по указанному адресу стало известно из приложенного заявителем к пакету документов списка собственников жилья. Данный список заявитель составил самостоятельно. Действительно инспекция не вправе проверять на предмет соответствия нормативным актам форму представляемых документов и содержащиеся в представленных документах сведения. При этом инспекция вправе проверить заявление о государственной регистрации. Инспекция, проверив заявление Харченко С.Е. и приложенные к заявлению документы, пришла к выводу о том, что заявитель представил недостоверные сведения и отказала в регистрации юридического лица. Инспекция пришла к выводу о том, что документ, представленный на регистрацию содержит недостоверные сведения. В связи с чем документ считается ненадлежащим образом оформленным и, следовательно, не представленным в регистрирующий орган. Форма решения № ** об отказе в государственной регистрации юридического лица соответствует форме Р 50001, утвержденной Постановлением Правительства № 439 от 19.06.2002 (л.д. 17-18). Решением Инспекции от 14.02.2012 внесены сведения в ЕГРЮЛ о создании юридического лица ТСЖ «**» на основании заявления Харченко С.Е. от 07.02.2012. Инспекция не возвратила Харченко С.Е. госпошлину в сумме 4000 руб., которую он оплатил при подаче заявления от 08.12.2011, т.к. государственная пошлина уплачивается за совершение любых регистрационных действий. Инспекция совершила регистрационные действия, отказала в регистрации юридического лица. Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, мнение представителя заявителя – Горецкого П.И., действующего на основании устного ходатайства заявителя, считает необходимым удовлетворить заявленные требования, исходя из следующего. В соответствии с ч. 1 ст. 3 и ст. 254 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии со ст. 256 (главы 25) ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В судебном заседании установлено, что решением № ** от 15.12.2011 инспекцией Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области (далее Инспекция) отказано Харченко С.Е. в государственной регистрации юридического лица Товарищество собственников жилья «**». Копию указанного решения Харченко С.Е. получил 24.12.2011. Таким образом, заявителю стало известно о принятом решении – 24.12.2011. Поскольку Харченко С.Е. обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного отказа Инспекции 23.03.2012 (как следует из штампа на конверте), суд приходит к выводу о том, что срок на обращение в суд с настоящим заявлением Харченко С.Е. не пропущен. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по делам данной категории обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Как указано выше, 08.12.2011 Харченко С.Е. обратился в Инспекцию с заявлением о создании юридического лица – ТСЖ «**» (л.д. 39-48). Кроме того, заявителем в регистрирующий орган были представлены решение о создании юридического лица, Устав и документ об уплате государственной пошлины. Данные обстоятельства подтверждаются распиской о получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган от 08.12.2011 (л.д. 52). Решением Инспекции от 15.12.2011 Харченко С.Е. отказано в государственной регистрации ТСЖ «**» в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2011 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (л.д. 6). Основанием для отказа послужило то, что среди представленных для регистрации документов отсутствуют Устав, Решение о создании юридического лица, Заявление Р 11001, а также указано, что документ, представленный на регистрацию, содержит недостоверные сведения, поскольку согласно представленному с пакетом документов на регистрацию Протоколу № ** от 04.11.2011 Общего собрания собственников помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. С., ул. П., **, в правление ТСЖ «**» избран Б., который не является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. С., ул. П., **. Поскольку документ, представленный на регистрацию, содержит недостоверные сведения, то считается ненадлежащим образом оформленным и не представленным в регистрирующий орган. Однако данное обстоятельство не может являться основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации юридического лица при его создании по следующим основаниям. В соответствии с п. 3 ст. 136 ЖК РФ государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц. Согласно ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. В силу ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в следующих случаях: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 настоящего Федерального закона; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц; выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона. На основании ст. 23.1 Федерального закона N 7-ФЗ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям: если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции РФ и законодательству РФ; если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием; если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан; если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган; если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с п. 1.2 ст. 15 настоящего Федерального закона; если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ, принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации; если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения; в случае, предусмотренном абз. 2 п. 1.1 настоящей статьи. Положениями ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2011 определен перечень документов, предоставляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица. К таким документам относятся: - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; - учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением); - выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; - документ об уплате государственной пошлины. В соответствии со ст. 9 п. 4, 4.1 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2011 регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Из содержания положений Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 не следует, что в полномочия регистрирующего органа входит правовая экспертиза документов, представляемых на регистрацию. В судебном заседании установлено, что в Инспекцию был представлен полный пакет документов, предусмотренных ст. 12 Федерального закона РФ № 129-ФЗ. В связи с чем у Инспекции отсутствовали предусмотренные п.1 ст. 23 Федерального закона РФ № 129-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации. Доводы Инспекции о том, что представленные для государственной регистрации документы содержат недостоверные сведения, поскольку согласно протоколу № ** от 04.11.2011 в правление ТСЖ «**» избран Б., который не является собственником жилого помещения, суд находит несостоятельными, т.к. решение собственников жилого помещения, оформленное протоколом № 1 от 04.11.2011, не отменено, не признано недействительным. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Харченко С.Е. было незаконно отказано в государственной регистрации юридического лица – ТСЖ «**». В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, и разъяснениями Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина. В судебном заседании установлено, что решением Инспекции от 14.02.2012 в ЕГРЮЛ внесены сведения о создании юридического лица ТСЖ «**». Указанное решение было принято по заявлению Харченко С.Е. от 07.02.2012 (л.д. 75-81, 72). Однако в судебном заседании также установлено, что Харченко С.Е. до настоящего времени не возвращена сумма государственной пошлины, которую Харченко С.Е. уплатил при обращении в Инспекцию с заявлением от 08.12.2011 о совершении регистрационных действий, связанных с государственной регистрацией юридического лица. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым решением Инспекции от 15.12.2011 № ** нарушены права Харченко С.Е. В связи с чем считает необходимым удовлетворить требования Харченко С.Е., признать незаконным и отменить решение инспекции Федеральной налоговой службы России по ЗАТО Северск Томской области от 15.12.2011 № ** об отказе Харченко С.Е. в государственной регистрации юридического лица (ТСЖ «**»). В соответствии с п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, согласно ст. 94 ГПК РФ относятся: расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимые расходы. Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2, поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ. В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств. Интересы Харченко С.Е. в судебном заседании представлял Горецкий П.И. В судебном заседании установлено, что Харченко С.Е. понес по делу расходы, связанные с составлением заявления в суд и представлением интересов в суде, в размере 7 000 руб. Данные обстоятельства подтверждаются: договором от 15.03.2012 № ** (л.д. 114), квитанцией № ** от 15.03.2012 (л.д. 115). На основании изложенного, суд считает заявленные Харченко С.Е. требования о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя с Инспекции обоснованными. Определяя размер расходов на оплату услуг представителя, суд учитывает, что решением суда требования Харченко С.Е. удовлетворены, представитель Харченко С.Е. – Горецкий П.И. принимал участие при рассмотрении настоящего дела, а также, исходя из разумности пределов и, с учетом соотносимости понесенных расходов с объемом защищаемого права, суд считает возможным взыскать с Инспекции в пользу Харченко С.Е. в возмещение судебных расходов по оплате услуг представителя 4 000 руб. Поскольку заявленные Харченко С.Е. требования удовлетворены, суд считает возможным взыскать с Инспекции в пользу Харченко С.Е. в возврат государственной пошлины 200 руб. Таким образом, всего суд считает возможным взыскать с Инспекции в пользу Харченко С.Е. судебные расходы в размере 4200 руб. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, р е ш и л : Заявление Харченко С.Е. о признании решения инспекции Федеральной налоговой службы России по ЗАТО Северск Томской области от 15.12.2011 № ** об отказе в государственной регистрации юридического лица (ТСЖ «**») незаконным удовлетворить. Признать незаконным и отменить решение инспекции Федеральной налоговой службы России по ЗАТО Северск Томской области от 15.12.2011 № ** об отказе Харченко С.Е. в государственной регистрации юридического лица (ТСЖ «**»). Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы России по ЗАТО Северск Томской области в пользу Харченко С.Е. судебные расходы в размере 4200 руб. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Н.В. Прохорова